Эволюция женщины в кино: домохозяйка, милашка, карьеристка, супергероиня
Чего только не натерпелись главные героини за более чем столетнюю историю существования кино: их переодевали в латекс, заставляли обнажаться и худеть. Сегодня, когда женщины отвоевали свое право на серьезные драматические роли и качественные комедии, мы вспоминаем все этапы большого пути.
Как выйти замуж за миллионера
Первые попытки вывести женщин из тени мужчин и показать по-настоящему живую и интересную героиню были предприняты в 60-х годах, когда в воздухе запахло сексуальной революцией и идеями феминизма. Правда, стать полностью независимыми женщины по-прежнему не могли: общество все еще не приветствовало карьеристок, поэтому поиск богатого мужа виделся для многих единственным шансом преуспеть в жизни. Если главная героиня и работала, то, как правило, в сфере развлечения: танцовщицей, певицей или актрисой.
Главный образец беспечной леди – Мэрилин Монро и почти вся ее фильмография и личная жизнь. В кино она, как правило, выбирала роли ветреных и недалеких девушек, которые часто влюблялись и были готовы на выгодный брак не по любви.
«Я встретила того, кого искала. У него миллионы, очки и яхта», – говорит героиня Мэрилин в культовой комедии «Некоторые любят погорячее».
Интерес к Мэрилин подогревался не только благодаря ее сексуальности, но и многочисленным романам, которые сами напоминали богатые на интриги сценарии. Ее отношения с известными современниками (среди которых и президент США Джордж Кеннеди), умение вести себя и выглядеть вызывающе на публике заставляли простого зрителя ставить знак равенства между экранной девушкой и живой Монро.
И хотя все мы любим Мэрилин, для феминисток она стала настоящей проблемой: актриса не стеснялась намекать на глупость женщин и их желание добиваться всего с помощью внешности.
Смягчить образ глупышки, падкой на деньги, попытались с помощью образа Холли Голайтли в «Завтраке у Тиффани» 1961 года. Если Мэрилин Монро транслировала свою сексуальность везде: на экране, в журналах и в личной жизни, – то Одри Хепберн верила в таинство красоты и вместо мини и декольте выбирала черное закрытое платье и нить жемчуга.
Холли привлекает мужчин благодаря своему неугасающему оптимизму и чудаковатости. Она цинично встречается с богачами ради денег, но искренне страдает, когда возлюбленный уезжает от нее в другую страну.
«Мне кажется, я произвела на тебя впечатление вертихвостки или просто дуры. Я не возражаю. Иногда очень выгодно выглядеть дурочкой», – говорит Голайтли своему новому знакомому Полу, опять же отвешивая реверанс в сторону шовинистского восприятия «идеальной девушки». Тем не менее, попытка раскрыть внутренний мир женщины и отвести ее от стереотипной роли «содержанки» засчитана.
Роковая красота
Роковые красотки 80-х и 90-х годов тоже готовы были использовать все свое обаяние, чтобы заполучить желаемое. Но в отличие от героинь Мэрилин и Одри к сверхсексуальной внешности добавился холодный рассудок, который вступил в схватку с мужским умом. Наконец-то женщина оказала сопротивление мужчине, пусть не с помощью оружия, но интеллекта.
Еще один элемент образа – обязательный налет сумасшествия. Кажется, только так можно объяснить хладнокровие, смелость и жестокость таких девушек.
Общество не оправдывает поведения этих распутниц, но попутно и обвиняет мужчин, связавшихся с ними: они либо изменяют женам (как Майкл Дуглас в «Роковом влечении», Том Скеррит в «Ядовитом плюще» и Уильям Дефо в «Теле как улика»), либо вступают в отношения с замужними женщинами (как герой Ричарда Гира в «Окончательном анализе»).
Самый любимый фильм этой эпохи – «Основной инстинкт», который сегодня называют одной из самых сексистских лент. Не последнюю роль в этом сыграли ноги Шэрон Стоун, обилие эротики и насилия.
Значит, война
Женщина-воин, ставшая героиней сериалов и фильмов конца 90-х, – это продвинутый вариант соблазнительницы: она не только сексуальна и умна, но физически подготовлена ко встрече с мужчиной. На поле битвы такую красотку выводит, как правило, жажда приключений или месть. Зена (Люси Лоулесс в сериале «Зена – королева воинов»), Лара Крофт (Анджелина Джоли в двух частях одноименного фильма), Никита (Пета Уилсон в сериале «Ее звали Никита»), Селин (Кейт Бекинсейл в «Другом мире»), Элис (Милла Йовович в «Обители зла»), Женщина-кошка (в исполнении Холли Берри), Электра (Дженнифер Гарнер) сознают свою исключительность и готовы в одиночку бороться со злодеями – такая миссия раньше возлагалась только на мужчин, женщины же в боевиках или триллерах обычно отсиживались в сторонке в ожидании, когда же им придут на помощь. «Дева в беде» – именно так именует это явление канадский медиакритик Анита Саркисян, критикуя образ беспомощной и безвольной героини компьютерных игр. Это определение справедливо и для кино.