Зачем смотреть правдивые военные драмы об Африке

ЭкспертСобытия

Сурово? Слишком!

Зачем смотреть правдивые военные драмы об Африке, если ничего, кроме ужасов и трагедий, в них нет

Татьяна Одинцова

В фильме «Безродные звери» суровая реальность гражданской войны превращает мальчика Агу в мужчину за считаные недели: он становится озлобленным, бескомпромиссным. Но вопреки всему ужасу не теряет себя

Завтра будет драма. И война. Ощущение, что Африка жила так всегда. Огромные пустыни, непроходимые джунгли, вечный зной, голод, бедность, истощенные дети, страх, постоянные войны — в голове всплывает самый разный ассоциативный ряд, когда думаешь об Африке. Какая она на самом деле? Лучше увидеть собственными глазами, хотя бы на экране. Мировой кинематограф переосмысляет этот континент с точки зрения истории и значимых событий, военных конфликтов. Вместе с африканскими странами и актерами Голливуд снимает и показывает военные драмы, в основу которых положены реальные исторические эпизоды. И это не те фильмы, какие смотришь, пытаясь убежать в другую реальность. Нет. Здесь кино становится инструментом глобальной и массовой рефлексии.

Смотреть и рассказывать о военных драмах сложно. Когда на экране беспросветный мрак, жестокость, кровь, страдания, становится не по себе даже в уютной московской квартире со всеми удобствами. Несколько раз увиденное было настолько жутким, что я буквально ощущала физическую боль. Объяснения этому насилию нет. И конца, видимо, тоже.

«Голод в Африке», «дети войны», «очередной конфликт» — когда эти понятия успели стать штампами? Мы перестали понимать, что это реальная жизнь, реальные люди, живущие в нищете и грязи, под постоянной угрозой смерти. Мы не представляем, как они существуют, какими вырастают, как влияют на них междоусобицы, что они ощущают, когда теряют близких, и как находят силы идти дальше. Можно, конечно, и не начинать об этом думать — зачем, если многое в прошлом, а континент далекий и непонятный? Но это прошлое, с которым будет жить еще не одно поколение, прошлое, которое впиталось в их сознание и кровь. В ситуации, когда мы активно развиваем российско-африканские отношения, стоило бы понять, что это за страны, кто там живет, что ими движет и чего от них ждать.

Мой африканский друг рассказывает, что фильмы об этом континенте напоминают ему о силе духа и разума, стойкости и упорстве, с которым африканцы всегда защищают свои территории. Что он черпает вдохновение в таких историях и видит в них надежду на будущее. Когда я слушаю это голосовое сообщение, присланное из Сенегала, то понимаю, что меня определенно воодушевляют африканцы. Люди страдают, переживают гонения и зверства, их игнорирует мировое сообщество. А они не сдаются, верят, идут до конца! Может быть, и нам есть чему у них поучиться. И не когда-нибудь, а прямо сейчас.

Ребенок. Пленник. Убийца

Фильм: «Безродные звери»/Beasts of No Nation.

Производство: США, Netflix.

Год: 2015.

Конфликты в Африке не затихают на протяжении всего прошлого века. Один из них разворачивается на западе, на приграничной территории. Мальчик Агу сначала теряет мать, а потом его отца расстреливает армия повстанцев. Счастливое детство с игрой с фантазийным телевизором без кинескопа и походами с семьей в церковь заканчивается. Ребенок оказывается в отряде повстанцев и, чтобы выжить, становится таким же жестоким и бескомпромиссным убийцей, как они.

Противоречивые эмоции разрывают сердце, когда видишь, что делает с детьми война. Малышей учат быть бесчеловечными, поят зельями и проводят с ними шаманские обряды, настраивая на победу любой ценой. Фильм наполнен перестрелками, убийствами, кровью.

Агу превращается из ребенка в мужчину за считаные недели. Он становится озлобленным, жестоким, безжалостным. Вместе с тем каким-то парадоксальным образом его сознание не перестает бороться. Все 137 минут фильма зрители слышат, что он говорит самому себе. Например: «Теперь я знаю, как пахнут мертвецы: очень сладко, как в банке с сахаром, и с гнильцой, как пальмовое вино. А если оставить их на солнце, они начинают раздуваться, как коричневое манго».

Пронизанную безысходностью картину «Безродные звери» в 2015 году снял Netflix. В основе сценария — книга и история Узодинмы Ивеалы. Картину снимали в Гане на протяжении 36 дней. Некоторых актеров во время съемок задержали — решили, что они наемники, вместо них позвали местных жителей.

«Смотреть нельзя пропустить» — в этом предложении сложно поставить единственно верную запятую. Стал ли мой личный мир краше после фильма? Определенно нет. Буду ли я уважать больше африканцев, которые пережили этот ад и находят силы жить после подобных катастроф? Точно да.

Африка. XIX век

Фильм: «Королева-воин»/The Woman King.

Производство: США, TriStar Pictures.

Год: 2022.

Африканскую Дагомею сравнивали со Спартой: это королевство тоже прославили женщины-воительницы. Из одного отряда в XVII веке выросла целая армия. Будущих амазонок — членов отряда Агоджи тренировали и закаляли с детства: они были терпеливы, смелы и умели переносить любую боль. Визитная карточка элитного войска — обезглавливание жертв. Воительницы не выходили замуж, не рожали детей и блюли целибат. Любовников казнили. Часто в ряды амазонок попадали несговорчивые дочери, надоевшие жены и рабыни, которые стоили дешевле рабов. Эпоха женского воинства закончилась в 1894 году, когда территорию Дагомеи захватила Франция. Позднее там появилось новое государство — Республика Бенин.

Амазонки королевства Дагомея — реальные члены элитного женского войска. Их история — в центре сюжета фильма «Королева-воин». Роль предводительницы и генерала исполняет выдающаяся актриса Виола Дэвис

Действие фильма «Королева-воин» происходит в 1823 году. Зрелищно и эпично показан женский отряд Агоджи и его служба королю Дагомеи — Гезо. Дагомея процветает за счет работорговли с европейцами, но при этом воюет с государством Ойо. Критики пишут, что в фильме множество исторических погрешностей, но все же он имеет право на существование.

Продюсер и автор сценария — американка Мария Белло. Несколько лет назад она посетила Бенин и узнала историю местных амазонок, которая ее потрясла. Заручившись поддержкой оскароносной актрисы Виолы Дэвис, Мария стала изучать исторические документы и готовить сценарий. Самым сложным оказалось убедить Голливуд в будущем успехе, но Белло справилась и с этим. В мировой прокат картина вышла в прошлом году и уже собрала 97 млн долларов.

Виола Дэвис играет главную героиню, генерала Наниску. Под ее предводительством элитные женские войска сражаются за независимость Дагомеи. Фильм вызывает смешанные чувства: полураздетые амазонки, бои на ножах, кровь, жестокость. Причем резня здесь занимает половину ленты. Но вместе с тем проникаешься контекстом: хочется узнать больше о непростом периоде африканской истории.

Брошенные. И забытые

Фильм: «Отель “Руанда”»/Hotel Rwanda.

Производство: Великобритания, США, ЮАР, Италия.

Год: 2004.

1994 год. Руанда. Противостояние двух этносов, веками проживающих на одной территории. Племя хуту пытается истребить тутси. Слово «истребить» сильное, но даже оно не передает масштаба бедствия: тогда, почти тридцать лет назад, в ходе гражданских столкновений погибло от полумиллиона до миллиона человек. То есть в цивилизованном XX веке люди убивали друг друга ножами на улице по этническому признаку. А по местному радио при этом рассказывали, как правильно расправляться с жертвами. Звучит кощунственно и чудовищно. Но еще страшнее другое: миротворцы ООН просто сбежали из региона, прихватив с собой граждан Европы и США. А остальной мир не придавал значения происходящему.

Фильм «Отель “Руанда”» рассказывает историю глазами Пола Русесабаджина — управляющего бельгийским отелем в столице Кигали. Пол — хуту, но женат на Татьяне из племени тутси и воспитывает с ней двух детей. В момент обострения конфликта он укрыл и спас 1200 человек. Русесабаджина подкупал полицию, поил их дорогим алкоголем, просил помощи у бельгийского начальства, снабжал продовольствием беженцев, которых прятал в отеле, и создавал видимость обычной работы, чтобы не вызывать подозрений.

В основу культового фильма «Отель “Руанда”» легла история менеджера отеля Пола Русесабаджина. В 2021 году власти обвинили его в причастности к террористической деятельности и приговорили к 25 годам заключения. Несколько месяцев назад Пола освободили досрочно

Снятый американским режиссером Терри Джорджем фильм держит в напряжении и не дает ответов на вопросы, как, зачем и почему все это произошло, но откровенно показывает жестокость гражданской войны. С другой стороны, мы видим силу духа африканского народа, бескомпромиссность, бесстрашие и решимость идти до конца.

Вышедшая на экраны в 2004 году картина была номинирована на несколько престижных премий и получила множество восторженных отзывов зрителей по всему миру. Сборы в мировом кинопрокате составили 34 млн долларов. А реальный Пол Русесабаджина позднее получил одну из высших наград США — президентскую медаль Свободы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Смотрите, как я умею! Смотрите, как я умею!

Почему мужчины бросают себе смертельно опасные вызовы

Men Today
«Ковёр» на Ковентри «Ковёр» на Ковентри

«Любое нападение с воздуха на гражданских противоречит законам ведения войны»

Дилетант
Голос совести: как Шинейд О’Коннор хватило смелости оставаться самой собой Голос совести: как Шинейд О’Коннор хватило смелости оставаться самой собой

Шинейд О’Коннор — одна из самых противоречивых фигур музыкальной индустрии

Forbes
Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении» Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении»

Антрополог Станислав Дробышевский — об адаптации человека к современному миру

РБК
Это не лень: как обмануть свой мозг и победить прокрастинацию Это не лень: как обмануть свой мозг и победить прокрастинацию

Отрывок из книги Дэна Уиллингема «Учись как профи»

Forbes
Парадокс Спящей красавицы Парадокс Спящей красавицы

Возможно ли впасть в оцепенение на столетие и потом вернуться к жизни?

Вокруг света
Как правильно ссориться: 6 универсальных советов — выводы психолога Как правильно ссориться: 6 универсальных советов — выводы психолога

Приемы, которые помогут продвигаться во время споров в правильном направлении

Psychologies
Корея против Кореи Корея против Кореи

Эту войну называют «забытой». В Советском Союзе о ней мало писали и говорили

Дилетант
Звезда родилась: лучшие байопики о музыкантах Звезда родилась: лучшие байопики о музыкантах

Музыкальные байопики, на которые стоит потратить время

Правила жизни
Мио-инозитол из грудного молока поспособствовал развитию мозга Мио-инозитол из грудного молока поспособствовал развитию мозга

Грудное молоко поспособствовало развитию мозга

N+1
Золото, нефть, брокеры и криминал: 9 фильмов о жажде денег Золото, нефть, брокеры и криминал: 9 фильмов о жажде денег

Фильмы о стремлении к большим деньгам

Inc.
Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам

Как авторы подкастов о маньяках зарабатывают миллионы?

Forbes
Роботы на далеких планетах и спутниках будут сами принимать решения Роботы на далеких планетах и спутниках будут сами принимать решения

Роботы смогут самостоятельно принимать решения о том, где и как забирать грунт

ТехИнсайдер
Судьба нерезидента: главные налоговые и валютные проблемы при работе из-за рубежа Судьба нерезидента: главные налоговые и валютные проблемы при работе из-за рубежа

Какие проблемы могут возникнуть при дистанционной работе за пределами России?

Forbes
«Я хочу быть лысым и злым». Сергей Гилев — о фильме «Кентавр», сериалах про маньяков и Александре Невском «Я хочу быть лысым и злым». Сергей Гилев — о фильме «Кентавр», сериалах про маньяков и Александре Невском

Сергей Гилев — о том, что не так с современными сценариями

Правила жизни
Сколько платят за коммуналку в разных странах Сколько платят за коммуналку в разных странах

Экономия на коммунальных услугах — отдельный вид спорта

Maxim
Физические нагрузки не улучшили когнитивный статус у пожилых с коротким сном Физические нагрузки не улучшили когнитивный статус у пожилых с коротким сном

Как связаны сон, физическая активность и когнитивный статус у пожилых людей?

N+1
​​Кастер Семеня выиграла суд, самая унизительная история мирового спорта не закончена ​​Кастер Семеня выиграла суд, самая унизительная история мирового спорта не закончена

Самое унизительное и неоднозначное судебное дело в истории мирового спорта

Forbes
Сколько лет, сколько ЗИМ Сколько лет, сколько ЗИМ

Автомобиль-конструктор с заводным механизмом из 50-х годов

Автопилот
Я — сноб: актриса Наташа Бардо Я — сноб: актриса Наташа Бардо

Актриса Наташа Бардо — о том, что удивляет ее в людях больше всего

СНОБ
Конец истории о глобальных русских Конец истории о глобальных русских

Главная задача в ближайшие годы — избавление от интеллектуальной оккупации

Эксперт
Инструкция ПЖ: как релоцировать российских сотрудников с минимальными потерями Инструкция ПЖ: как релоцировать российских сотрудников с минимальными потерями

Как релоцировать сотрудников, чтобы они не чувствовали себя потерянными

Правила жизни
Уроки стартаповедения: о чем не стоит забывать тем, кто запускает свой проект Уроки стартаповедения: о чем не стоит забывать тем, кто запускает свой проект

Как удержать свой стартап на плаву и сделать его успешным?

Forbes
Лео Бокерия: «Я обожаю само слово «сердце» Лео Бокерия: «Я обожаю само слово «сердце»

Кардиохирург Лео Бокерия — одна из самых легендарных личностей в нашей медицине

Коллекция. Караван историй
Как понять, что вы столкнулись с темным эмпатом: 6 признаков Как понять, что вы столкнулись с темным эмпатом: 6 признаков

Темный эмпат потенциально опаснее просто человека с чертами темной триады

Psychologies
Кровосмешение? История как одни близнецы сыграли свадьбу с парой других! Кровосмешение? История как одни близнецы сыграли свадьбу с парой других!

Свадьбы необычной четы Сальерсов стали известны как «четвертичные браки»

ТехИнсайдер
Настоящая женщина: как вредят стереотипы — интервью психолога Настоящая женщина: как вредят стереотипы — интервью психолога

Почему современные женщины слишком зависят от мужского мнения?

Psychologies
«Игра в бога»: как зародился рынок «заказных дождей» и сколько денег он приносит «Игра в бога»: как зародился рынок «заказных дождей» и сколько денег он приносит

Сейчас никого не удивишь управлением погодой, но как все начиналось?

VC.RU
Долгая дорога к социальным дивидендам | The Long Road to a Social Dividend Долгая дорога к социальным дивидендам | The Long Road to a Social Dividend

Введение «социальных дивидендов» как вариант развития экономических отношений

Позитивные изменения
Открыть в приложении