Зачем смотреть правдивые военные драмы об Африке

ЭкспертСобытия

Сурово? Слишком!

Зачем смотреть правдивые военные драмы об Африке, если ничего, кроме ужасов и трагедий, в них нет

Татьяна Одинцова

В фильме «Безродные звери» суровая реальность гражданской войны превращает мальчика Агу в мужчину за считаные недели: он становится озлобленным, бескомпромиссным. Но вопреки всему ужасу не теряет себя

Завтра будет драма. И война. Ощущение, что Африка жила так всегда. Огромные пустыни, непроходимые джунгли, вечный зной, голод, бедность, истощенные дети, страх, постоянные войны — в голове всплывает самый разный ассоциативный ряд, когда думаешь об Африке. Какая она на самом деле? Лучше увидеть собственными глазами, хотя бы на экране. Мировой кинематограф переосмысляет этот континент с точки зрения истории и значимых событий, военных конфликтов. Вместе с африканскими странами и актерами Голливуд снимает и показывает военные драмы, в основу которых положены реальные исторические эпизоды. И это не те фильмы, какие смотришь, пытаясь убежать в другую реальность. Нет. Здесь кино становится инструментом глобальной и массовой рефлексии.

Смотреть и рассказывать о военных драмах сложно. Когда на экране беспросветный мрак, жестокость, кровь, страдания, становится не по себе даже в уютной московской квартире со всеми удобствами. Несколько раз увиденное было настолько жутким, что я буквально ощущала физическую боль. Объяснения этому насилию нет. И конца, видимо, тоже.

«Голод в Африке», «дети войны», «очередной конфликт» — когда эти понятия успели стать штампами? Мы перестали понимать, что это реальная жизнь, реальные люди, живущие в нищете и грязи, под постоянной угрозой смерти. Мы не представляем, как они существуют, какими вырастают, как влияют на них междоусобицы, что они ощущают, когда теряют близких, и как находят силы идти дальше. Можно, конечно, и не начинать об этом думать — зачем, если многое в прошлом, а континент далекий и непонятный? Но это прошлое, с которым будет жить еще не одно поколение, прошлое, которое впиталось в их сознание и кровь. В ситуации, когда мы активно развиваем российско-африканские отношения, стоило бы понять, что это за страны, кто там живет, что ими движет и чего от них ждать.

Мой африканский друг рассказывает, что фильмы об этом континенте напоминают ему о силе духа и разума, стойкости и упорстве, с которым африканцы всегда защищают свои территории. Что он черпает вдохновение в таких историях и видит в них надежду на будущее. Когда я слушаю это голосовое сообщение, присланное из Сенегала, то понимаю, что меня определенно воодушевляют африканцы. Люди страдают, переживают гонения и зверства, их игнорирует мировое сообщество. А они не сдаются, верят, идут до конца! Может быть, и нам есть чему у них поучиться. И не когда-нибудь, а прямо сейчас.

Ребенок. Пленник. Убийца

Фильм: «Безродные звери»/Beasts of No Nation.

Производство: США, Netflix.

Год: 2015.

Конфликты в Африке не затихают на протяжении всего прошлого века. Один из них разворачивается на западе, на приграничной территории. Мальчик Агу сначала теряет мать, а потом его отца расстреливает армия повстанцев. Счастливое детство с игрой с фантазийным телевизором без кинескопа и походами с семьей в церковь заканчивается. Ребенок оказывается в отряде повстанцев и, чтобы выжить, становится таким же жестоким и бескомпромиссным убийцей, как они.

Противоречивые эмоции разрывают сердце, когда видишь, что делает с детьми война. Малышей учат быть бесчеловечными, поят зельями и проводят с ними шаманские обряды, настраивая на победу любой ценой. Фильм наполнен перестрелками, убийствами, кровью.

Агу превращается из ребенка в мужчину за считаные недели. Он становится озлобленным, жестоким, безжалостным. Вместе с тем каким-то парадоксальным образом его сознание не перестает бороться. Все 137 минут фильма зрители слышат, что он говорит самому себе. Например: «Теперь я знаю, как пахнут мертвецы: очень сладко, как в банке с сахаром, и с гнильцой, как пальмовое вино. А если оставить их на солнце, они начинают раздуваться, как коричневое манго».

Пронизанную безысходностью картину «Безродные звери» в 2015 году снял Netflix. В основе сценария — книга и история Узодинмы Ивеалы. Картину снимали в Гане на протяжении 36 дней. Некоторых актеров во время съемок задержали — решили, что они наемники, вместо них позвали местных жителей.

«Смотреть нельзя пропустить» — в этом предложении сложно поставить единственно верную запятую. Стал ли мой личный мир краше после фильма? Определенно нет. Буду ли я уважать больше африканцев, которые пережили этот ад и находят силы жить после подобных катастроф? Точно да.

Африка. XIX век

Фильм: «Королева-воин»/The Woman King.

Производство: США, TriStar Pictures.

Год: 2022.

Африканскую Дагомею сравнивали со Спартой: это королевство тоже прославили женщины-воительницы. Из одного отряда в XVII веке выросла целая армия. Будущих амазонок — членов отряда Агоджи тренировали и закаляли с детства: они были терпеливы, смелы и умели переносить любую боль. Визитная карточка элитного войска — обезглавливание жертв. Воительницы не выходили замуж, не рожали детей и блюли целибат. Любовников казнили. Часто в ряды амазонок попадали несговорчивые дочери, надоевшие жены и рабыни, которые стоили дешевле рабов. Эпоха женского воинства закончилась в 1894 году, когда территорию Дагомеи захватила Франция. Позднее там появилось новое государство — Республика Бенин.

Амазонки королевства Дагомея — реальные члены элитного женского войска. Их история — в центре сюжета фильма «Королева-воин». Роль предводительницы и генерала исполняет выдающаяся актриса Виола Дэвис

Действие фильма «Королева-воин» происходит в 1823 году. Зрелищно и эпично показан женский отряд Агоджи и его служба королю Дагомеи — Гезо. Дагомея процветает за счет работорговли с европейцами, но при этом воюет с государством Ойо. Критики пишут, что в фильме множество исторических погрешностей, но все же он имеет право на существование.

Продюсер и автор сценария — американка Мария Белло. Несколько лет назад она посетила Бенин и узнала историю местных амазонок, которая ее потрясла. Заручившись поддержкой оскароносной актрисы Виолы Дэвис, Мария стала изучать исторические документы и готовить сценарий. Самым сложным оказалось убедить Голливуд в будущем успехе, но Белло справилась и с этим. В мировой прокат картина вышла в прошлом году и уже собрала 97 млн долларов.

Виола Дэвис играет главную героиню, генерала Наниску. Под ее предводительством элитные женские войска сражаются за независимость Дагомеи. Фильм вызывает смешанные чувства: полураздетые амазонки, бои на ножах, кровь, жестокость. Причем резня здесь занимает половину ленты. Но вместе с тем проникаешься контекстом: хочется узнать больше о непростом периоде африканской истории.

Брошенные. И забытые

Фильм: «Отель “Руанда”»/Hotel Rwanda.

Производство: Великобритания, США, ЮАР, Италия.

Год: 2004.

1994 год. Руанда. Противостояние двух этносов, веками проживающих на одной территории. Племя хуту пытается истребить тутси. Слово «истребить» сильное, но даже оно не передает масштаба бедствия: тогда, почти тридцать лет назад, в ходе гражданских столкновений погибло от полумиллиона до миллиона человек. То есть в цивилизованном XX веке люди убивали друг друга ножами на улице по этническому признаку. А по местному радио при этом рассказывали, как правильно расправляться с жертвами. Звучит кощунственно и чудовищно. Но еще страшнее другое: миротворцы ООН просто сбежали из региона, прихватив с собой граждан Европы и США. А остальной мир не придавал значения происходящему.

Фильм «Отель “Руанда”» рассказывает историю глазами Пола Русесабаджина — управляющего бельгийским отелем в столице Кигали. Пол — хуту, но женат на Татьяне из племени тутси и воспитывает с ней двух детей. В момент обострения конфликта он укрыл и спас 1200 человек. Русесабаджина подкупал полицию, поил их дорогим алкоголем, просил помощи у бельгийского начальства, снабжал продовольствием беженцев, которых прятал в отеле, и создавал видимость обычной работы, чтобы не вызывать подозрений.

В основу культового фильма «Отель “Руанда”» легла история менеджера отеля Пола Русесабаджина. В 2021 году власти обвинили его в причастности к террористической деятельности и приговорили к 25 годам заключения. Несколько месяцев назад Пола освободили досрочно

Снятый американским режиссером Терри Джорджем фильм держит в напряжении и не дает ответов на вопросы, как, зачем и почему все это произошло, но откровенно показывает жестокость гражданской войны. С другой стороны, мы видим силу духа африканского народа, бескомпромиссность, бесстрашие и решимость идти до конца.

Вышедшая на экраны в 2004 году картина была номинирована на несколько престижных премий и получила множество восторженных отзывов зрителей по всему миру. Сборы в мировом кинопрокате составили 34 млн долларов. А реальный Пол Русесабаджина позднее получил одну из высших наград США — президентскую медаль Свободы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасти Европу Спасти Европу

Алейда Ассман обсуждает будущее демократии в условиях национализма

Эксперт
Как преодолеть стереотипы общества и позволить себе быть просто женщиной Как преодолеть стереотипы общества и позволить себе быть просто женщиной

Как стереотипы заставляют женщину быть кем-то другим?

Psychologies
«Ковёр» на Ковентри «Ковёр» на Ковентри

«Любое нападение с воздуха на гражданских противоречит законам ведения войны»

Дилетант
Правильные путешествия: что делать, где есть и что смотреть в Казани Правильные путешествия: что делать, где есть и что смотреть в Казани

Чтобы взять от Казани все, необязательно следить за календарем

Правила жизни
Россия тюркская Россия тюркская

Какие следы в российской культуре оставил тюркский мир

Эксперт
5 самых интересных книг о космосе 5 самых интересных книг о космосе

Космос на бумаге: книги известных ученых, исследователей и астронавтов

Maxim
Ученые: некоторые виды стресса могут улучшить работу мозга и снизить риск психических заболеваний Ученые: некоторые виды стресса могут улучшить работу мозга и снизить риск психических заболеваний

Стресс может быть полезен для мозга и вашего будущего

Inc.
Почему даже летом мы умудряемся простужаться? Почему даже летом мы умудряемся простужаться?

Как это нам удается простудиться летом и как себя защитить от болезни

ТехИнсайдер
«Властелин колец: кольца власти»: битва за мировое господство «Властелин колец: кольца власти»: битва за мировое господство

Сериал Prime Video с самым большим бюджетом за всю историю кинематографа

Эксперт
Кому и зачем нужна эталонная сигарета и почему можно спокойно удалить шагомер Кому и зачем нужна эталонная сигарета и почему можно спокойно удалить шагомер

Книга Джеймса Винсента расскажет о многих интересных исторических аспектах

Forbes
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

Может ли развитие искусственного интеллекта угрожать человеку?

Лиза
60-тысячелетний зуб с острова Ява приписали сапиенсу 60-тысячелетний зуб с острова Ява приписали сапиенсу

Палеоантропологи исследовали два молочных зуба, найденные в индонезийской пещере

N+1
Находитесь в позиции жертвы? Задайте себе всего 2 вопроса Находитесь в позиции жертвы? Задайте себе всего 2 вопроса

Все мы порой оказываемся жертвой. Но это не значит, что мы обречены на несчастья

Psychologies
Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий

Как меняется фокус образовательных технологий

Inc.
Канаэ Минато: «Признание». Фрагмент из японского детектива Канаэ Минато: «Признание». Фрагмент из японского детектива

Отрывок из одного из самых знаменитых детективов Японии

СНОБ
«У вас есть Birkin? Любая»: истории байера, разбогатевшего на сумках Hermès «У вас есть Birkin? Любая»: истории байера, разбогатевшего на сумках Hermès

Истории Майкла Тонелло, который заработал миллионы на перепродаже сумок Birkin

РБК
Так себе экономический рост: почему японские писательницы пишут о безысходности Так себе экономический рост: почему японские писательницы пишут о безысходности

Мрачная изнанка «роста благосостояния» Японии

Forbes
Ужин подан! Ужин подан!

9 вопросов о правильном ужине

Лиза
Как три предпринимательницы помогают женщинам создавать собственный бизнес Как три предпринимательницы помогают женщинам создавать собственный бизнес

Как Collabroom помогает женщинам преодолеть неуверенность в собственных силах

Forbes
О чем были песни группы «Звуки Му» О чем были песни группы «Звуки Му»

Чем интересно творчество группы «Звуки Му»

СНОБ
За 30 лет число детей с диабетом выросло на 40 процентов За 30 лет число детей с диабетом выросло на 40 процентов

Уровень заболеваемости диабетом увеличился с 9,31 до 11,61 на 100000 населения

N+1
Икона скама: что происходит в бренде ÖMANKÖ и почему его покинул Артем Ермилов Икона скама: что происходит в бренде ÖMANKÖ и почему его покинул Артем Ермилов

Разбираемся, что происходит с популярным сообществом ÖMANKÖ

Правила жизни
«Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день» «Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день»

Глава «АгроГарда» Павел Царев — о желании расширить земельный банк

Агроинвестор
Ученые использовали грибной мицелий как основу строительных конструкций Ученые использовали грибной мицелий как основу строительных конструкций

Новый тин материала для экологичного строительства

ТехИнсайдер
Иномарка для музы и споры с налоговой: как зарабатывал и сколько тратил Маяковский Иномарка для музы и споры с налоговой: как зарабатывал и сколько тратил Маяковский

Владимир Маяковский даже в обращении с деньгами не изменял себе

Forbes
Трагическая жизнь Шинейд О'Коннор: «пытки» в детстве, смерть сына и четыре неудачных брака Трагическая жизнь Шинейд О'Коннор: «пытки» в детстве, смерть сына и четыре неудачных брака

Трагическая история жизни Шинейд О'Коннор

VOICE
Эти огромные акулы оказались вовсе не хладнокровными: ошеломляющее открытие Эти огромные акулы оказались вовсе не хладнокровными: ошеломляющее открытие

Эта гигантская рыба кардинально изменила наши представления о физиологии рыб

ТехИнсайдер
Похвала тупости Похвала тупости

Владимир Козин: скульптура с легким характером

Weekend
Мужчина, который не боится бояться Мужчина, который не боится бояться

Как сериалы создали образ новой маскулинности

Weekend
Верхний регистр Верхний регистр

Новый Exeed RX. Автомобиль, сыгранный по нотам

Автопилот
Открыть в приложении