Правительство и эксперты ищут менее затратную модель развития ВИЭ в России

ЭкспертБизнес

Невозобновляемое терпение

Правительство и эксперты ищут менее затратную модель развития ВИЭ в России на запрос потребителей снизить нагрузку «зеленой» энергетики на экономику

Евгений Огородников, Ксения Клепча

Алексей Павлишак/ТАСС

В ближайшие недели правительству РФ предстоит определиться с параметрами программы дальнейшей поддержки возобновляемой энергетики в России. Немногочисленные участники отрасли хотят, чтобы комфортные условия, созданные для них на этапе запуска производств, сохранялись как минимум до 2035 года. Программа поддержки ВИЭ, отвечающая интересам отраслевого лобби, по оценкам, обойдется экономике в 1,4 трлн рублей на горизонте 2025–2050 годов. В свою очередь многие потребители энергии считают, что ту же задачу по созданию мощностей ВИЭ можно решить в разы дешевле. Но для этого нужно отказаться от концепции поддержки промышленного компонента отрасли ВИЭ через рынок электроэнергии и стимулировать конкуренцию инвесторов и локальных производителей оборудования.

Отсекая конкурентов

Предложения профильных министерств относительно развития возобновляемой энергетики в России после 2025 года вот-вот окажутся на столе заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова. Производители оборудования и инвесторы в «зеленую» энергетику с 2013 года пользуются преференциями на рынке электроэнергии в обмен на локализацию производства части компонентов для ветряных и солнечных электростанций в России. Уже больше года идет обсуждение, на каких условиях программа должна продолжаться после 2025 года.

Предлагаемая концепция, которая просматривается в проектах нормативной базы, сильно тревожит рыночное сообщество. По факту программа написана в стремлении сильно ограничить отрасль ВИЭ и ее игроков в пользу отдельных компаний: значительно выросли штрафы за использование нелокализованного оборудования, появился новый штраф за неэкспорт оборудования. Очевидно, что развитие отечественной «зеленой» генерации в такой парадигме интересно лишь узкому кругу локальных производителей. Ужесточение требований к локализации оборудования ВИЭ позволит Минпромторгу отчитаться о развитии локальных предприятий, производители оборудования инициативу горячо поддерживают, так как она помогает им избавиться от ненужной конкуренции с развивающимися и стремительно дешевеющими зарубежными технологиями и от новых игроков, которые потенциально могли бы выйти на российский рынок.

Минэкономразвития пытается взглянуть на проблему шире и предлагает уменьшить финансирование программы, пытаясь найти баланс между аппетитами производителей ВИЭ и интересами потребителей энергии. Ведь именно на их плечи и на отечественную промышленность, основного потребителя электроэнергии, ляжет нагрузка по оплате новых «зеленых» мощностей, локализации и экспорту оборудования.

Бремя потребителей

Поддерживать строительство новых электростанций в России принято за счет потребителей — прежде всего оптовых, то есть промышленности. Они вынуждены заключать с генерирующими компаниями договоры о предоставлении мощности (ДПМ), суть которых в том, что генераторы строят новые мощности, а промышленность их оплачивает в рассрочку — в течение 15 лет. Механизм ДПМ был создан во время реформирования РАО ЕЭС России как инструмент привлечения частных инвесторов и гарантий возврата вложенных в строительство новой генерации средств. В рамках ДПМ ввод новых энергомощностей в России составил более 30 ГВт, а Минэнерго рапортовало о привлечении в сектор электроэнергетики свыше двух триллионов рублей инвестиций.

Конструкция прижилась, и по схожей схеме — ДПМ ВИЭ — в 2013 году потребителей обязали оплачивать строительство новой возобновляемой генерации на основе энергии солнца и ветра. Делалось это во многом для развития компетенций на российском рынке. Как уже упоминалось, в рамках действующей программы поддержки ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности был сделан акцент на развитие предприятий, чтобы локализовать в России производства компонентов для «зеленой» энергетики, которые в перспективе могли бы конкурировать с зарубежными производителями оборудования. Для поддержки отечественной промышленности генерирующие компании должны были в своих проектах показать нормативный уровень локализации оборудования (70% для солнечных электростанций и 65% — для ветровых) или платить штрафы, которые существенно ухудшали экономику проектов.

Это сработало: в России были построены заводы по производству солнечных модулей, лопастей, башен и ряда других компонентов для ветроэнергетических установок, появились даже первые экспортные поставки. Всего в стране в рамках программы поддержки ВИЭ до 2025 года должно быть построено около 6 ГВт генерации ВИЭ.

Стоит подчеркнуть, что хотя действующая программа поддержки ВИЭ стартовала еще в 2013 году, реальный прорыв произошел только 2017–2019-м, когда на рынок пришли крупные международные игроки, благодаря которым появилась конкуренция, что привело к снижению капитальных затрат на проекты в солнечной и ветрогенерации в два-три раза.

Зеленая и дорогая

В 2019 году началось обсуждение перспектив второй волны поддержки ВИЭ на 2025–2035 годы. Потребителям программа не нравится из-за дороговизны и общей сложившейся практики постоянного роста цен на электроэнергию. Инвесторов-энергокомпании не устраивает сравнительно небольшой объем программы, завышенные требования по локализации, которые ограничивают их в выборе оборудования, и обязательства по экспорту. Предлагаемый подход не позволит многим компаниям участвовать в новой программе и применять наиболее продвинутые технологии при строительстве электростанций. Получается, что критика программы идет из двух противоборствующих лагерей.

Локализационные барьеры, по сути, противоречат стремлениям к экспортной ориентации российских производителей ВИЭ: трудно рассчитывать, что отечественное оборудование будет успешно конкурировать за рубежом, если даже на домашнем рынке ему созданы тепличные неконкурентные условия. В таких условиях не приходится ожидать декларируемого снижения цен на ВИЭ для российских потребителей: рынок, вероятно, будет монополизирован несколькими местными игроками, которые за счет высоких локальных цен будут субсидировать экспорт малых партий оборудования ВИЭ за рубеж.

В конечном счете российская промышленность будет и оплачивать дорогую «зеленую» генерацию, и субсидировать конкурентоспособность российского оборудования за рубежом.

Как сэкономить триллион

Предполагается, что к 2035 году в рамках ДПМ ВИЭ — 2 в России будет построено порядка еще 7 ГВт солнечной и ветровой генерации (по 0,7 ГВт в год). Промышленным потребителям эта мощность обойдется примерно в 1,3 трлн рублей до 2050 года.

«Получается, мы душим потребителя этими надбавками, а чего добиваемся, неясно», — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

И самое примечательное, что все планы, намеченные второй программой поддержки «зеленой» генерации, могут быть достигнуты существенно быстрее и дешевле. Если стоит задача развивать уникальные компетенции машиностроения, то делать это нужно не через мультиплицирование «цеховой» модели, когда Россия становится площадкой для строительства маломощных производств по устаревшей технологии. А решать действительно важную задачу — создавать предпосылки для разработки и развития новых технологий ВИЭ, создания добавленной стоимости в стране, ведь пока вся она остается за рубежом, у держателей лицензий и технологий.

«В этом случае рациональнее может оказаться целевая точечная поддержка предприятий, которые двигают научный прогресс и инжиниринг технологий ВИЭ. Например, так поддержку ВИЭ организует японская правительственная Организация по развитию новых видов энергии и индустриальных технологий, NEDO», — говорит Сергей Пикин.

Судя по расчетам, меры целевой адресной поддержки предприятий — производителей компонентов для ВИЭ и НИОКР обойдутся не более чем в 50–70 млрд рублей, необходимых для новых инвестиций в локализацию.

Вот эти деньги и нужно обеспечить для отрасли ВИЭ, а в остальном отпустить ее в самостоятельное плавание с целевой установкой стать конкурентоспособной с текущими энерготарифами, как это происходит во всем мире, и это далеко не триллион.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отходы только мечтают стать доходами Отходы только мечтают стать доходами

«Мусорная» реформа пока не привела к сдвигам в сфере переработки отходов

Эксперт
Теперь можно подключить компьютер к мозгу по венам Теперь можно подключить компьютер к мозгу по венам

Как управлять гаджетам, используя разум

GQ
Водителей просят выйти Водителей просят выйти

Промышленные беспилотники доказывают свою эффективность на полях и в карьерах

Эксперт
Как Coca-Cola, Netflix и другие гиганты занимаются благотворительностью: главные тренды КСО в мире и России Как Coca-Cola, Netflix и другие гиганты занимаются благотворительностью: главные тренды КСО в мире и России

Самые популярные форматы взаимодействия бизнеса и НКО на Западе и в России

Forbes
Ловушка для богатых Ловушка для богатых

Как бездомные меняют американскую экономику

Эксперт
Где были твои глаза? Где были твои глаза?

Поучительнейшая история из частной практики чужой личной жизни

Tatler
Владимир Войнович Владимир Войнович

Владимир Войнович глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
«Америка действительно очень расколотая страна» «Америка действительно очень расколотая страна»

О перспективах российско-американских отношений

Эксперт
Ольгерд vs Дмитрий Ольгерд vs Дмитрий

«Собирателем» русских земель могло стать Литовское, а не Московское княжество

Дилетант
Материнское выгорание: личная история и 10 шагов для его профилактики Материнское выгорание: личная история и 10 шагов для его профилактики

Как справиться с материнским выгоранием

Psychologies
Бриллианты ищут выход Бриллианты ищут выход

«Алроса» и трейдеры на мировом рынке алмазов пытаются найти обходные пути

Эксперт
Палеонтологи разобрались в родственных связях древних и современных медоедов Палеонтологи разобрались в родственных связях древних и современных медоедов

Древний медоед был мельче современного и приходился ему сестринским видом

N+1
Самцы пауков-филодромид перед спариванием обездвижили самок ядом и связали паутиной Самцы пауков-филодромид перед спариванием обездвижили самок ядом и связали паутиной

Такое поведение помогает им не стать обедом потенциальных невест

N+1
Сумка за три миллиона и платье из музея: 8 самых необычных нарядов Ким Кардашьян Сумка за три миллиона и платье из музея: 8 самых необычных нарядов Ким Кардашьян

Актриса и бизнесвумен Ким Кардашьян знает толк в красивых вещах

Cosmopolitan
Как устроены самолеты-авианосцы: небесные колоссы Как устроены самолеты-авианосцы: небесные колоссы

Каким образом конструкторы работали над решением проблемы защиты авианосцев?

Популярная механика
«Взаперти»: фильм от режиссера «Поиска» о деструктивной материнской любви «Взаперти»: фильм от режиссера «Поиска» о деструктивной материнской любви

Рецензия на фильм «Взаперти», вторую работу Аниша Чаганти («Поиск»)

Forbes
Почему больше не производят смартфоны со съемными батареями Почему больше не производят смартфоны со съемными батареями

Почему съемные аккумуляторы остались в прошлом?

Популярная механика
Дьявол во плоти Ferrari F40 или как обогнать Porsche и умереть Дьявол во плоти Ferrari F40 или как обогнать Porsche и умереть

Хардкорный и сексуальный суперкар из 1980-х — Ferrari F40

Популярная механика
12 неловких вопросов про инвалидность 12 неловких вопросов про инвалидность

Правильно ли говорить «человек с инвалидностью» и зачем слепым ходить в музей?

СНОБ
Баварская советская республика и еще четыре экзотические страны Советов Баварская советская республика и еще четыре экзотические страны Советов

У 15 сестер-республик были и другие близкие родственники!

Maxim
Гибель сына и внука, шесть неудачных браков: печальная судьба Натальи Кустинской Гибель сына и внука, шесть неудачных браков: печальная судьба Натальи Кустинской

Трагическая история советской актрисы Натальи Кустинской

Cosmopolitan
Девушка из «Завтрака у Тиффани»: как Маргарет Литтман вдохновила Трумена Капоте и собрала миллионы долларов на борьбу с ВИЧ Девушка из «Завтрака у Тиффани»: как Маргарет Литтман вдохновила Трумена Капоте и собрала миллионы долларов на борьбу с ВИЧ

Какой была Маргарет Литтман — прообраз героини Хепберн в «Завтраке у Тиффани»

Forbes
Сами мы местные: как производят оптоволокно в России Сами мы местные: как производят оптоволокно в России

Российскому рынку оптоволокна есть куда расти

Inc.
За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
Почему знаменитые преступники и маньяки вызывают такой интерес? Почему знаменитые преступники и маньяки вызывают такой интерес?

Чем пугающие люди так привлекают наше внимание?

Psychologies
8 книг об окружающем мире для взрослых и детей 8 книг об окружающем мире для взрослых и детей

Книги про космос, географию и естественные науки для всей семьи

Популярная механика
Редко дарят подарки? Все дело в благодарности Редко дарят подарки? Все дело в благодарности

Разбираемся в психологии подарков и самоценности вместе с психологом

Psychologies
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
Как распознать киберпреступников в «черную пятницу» Как распознать киберпреступников в «черную пятницу»

Эксперт рассказывает, как распознать киберпреступников в дни распродаж

СНОБ
Влюбленность Елизаветы, жестокость Филиппа: правда и вымысел в сериале «Корона» Влюбленность Елизаветы, жестокость Филиппа: правда и вымысел в сериале «Корона»

Рассказываем, что в сериале «Корона» правда, а что — домыслы создателей

Cosmopolitan
Открыть в приложении