Платформа, с помощью которой швейные компании смогут подобрать производство

ЭкспертБизнес

Маркетплейс для дизайнера одежды

Московский инновационный кластер запустил электронную платформу, с помощью которой швейные компании и дизайнеры смогут подобрать для себя контрактное производство, а фабрики — загрузить пустующие мощности

Вера Кузьмина

Владелец ГК «Портновская мануфактура Shishkin» Дмитрий Шишкин: «Заказы отечественных компаний должны исполняться на отечественных фабриках, а не уходить на производства в Китай и Бангладеш». Из личного архива Дмитрия Шишкина

На днях на сайте Московского инновационного кластера (МИК) i.moscow заработала Биржа контрактного производства для легпрома. Это платформа для дизайнеров и одежных компаний, которые могут разместить на ней заказ на пошив изделий и получить список подходящих для этого фабрик. По замыслу разработчиков, агрегатор должен помочь швейным фабрикам получить новые контракты и увеличить загрузку мощностей (с начала пандемии около 40% мощностей фабрик остаются незагруженными). С другой стороны, и одежные компании ищут контрактное производство внутри страны, так как из-за пандемии условия и сроки создания коллекций за рубежом сильно изменились.

Московский грант на оператора платформы выиграла ГК «Портновская мануфактура Shishkin» — екатеринбургская компания, которая десять лет занимается пошивом мужской одежды. «Главный посыл этой биржи — заказы отечественных компаний должны исполняться на отечественных фабриках, а не уходить на производства в Китай и Бангладеш. Сегодня практически все виды изделий можно произвести на наших фабриках, при этом точно быстрее, качественно и зачастую дешевле, чем в Китае», — рассказывает Дмитрий Шишкин, председатель комитета по швейной промышленности Союзлегпрома, владелец ГК «Портновская мануфактура Shishkin».

Если в сфере легпрома агрегатор будет успешно работать, к сервису могут подключить и другие отрасли — металлообработку, фармацевтику, приборостроение. «Биржа контрактного производства задумывалась как удобная цифровая среда, в которой любой бизнес из разных отраслей может найти себе индустриального партнера», — говорит руководитель МИК Анатолий Валетов.

Подражая Китаю

В Китае платформы по типу биржи контрактного производства давно работают, существенно упрощая поиск фабрик по заданным параметрам: ее месторасположение, возможный объем производства и качество. Этим сервисом пользуются заказчики со всего мира, включая российские компании, которым сегодня проще найти контрактное производство в Китае, чем в России.

До настоящего времени в России небольшие производства и вовсе не могли попасть в поле зрения заказчика. За подбором фабрики можно было бы обратиться в специализированные консалтинговые компании, которые эффективно работают в европейских странах и США. «Подобные компании есть и на нашем рынке, но их функционал по поиску производств развит очень слабо», — рассказывает Олег Воронин, CEO одежного бренда I Am Studio. Эффективнее всего работают именно платформы-агрегаторы. «Платформа-агрегатор — удобное решение, которое позволит в одном месте увидеть сразу всех отечественных поставщиков и оценить их возможности, наладить контакты. При условии, что там будут реальные рабочие варианты производств, ориентированные на наш ассортимент, уровень качества, цен и объемы. При этом важным фактором для нас остается личный визит на фабрику для оценки ее мощностей и знакомства с командой», — говорит Михаил Уржумцев, генеральный директор компании Melon Fashion Group.

Сейчас к платформе подключены 70 фабрик, до конца года, по плану, к ней должны подключить 300 отечественных фабрик, прошедших аккредитацию. «Мы начали с лидеров рынка, чье техническое оснащение нам лучше всего известно, это, например, фабрики “Техноавиа”, “Ростекстиль”, “Сударь”, БАСК, “Александрия”. Исходя из имеющегося оборудования мы можем понять, какие изделия производит та или иная фабрика», — говорит г-н Шишкин.

В пандемию 35–40% мощностей швейных фабрик в стране оказались незагруженными

Аккредитация на платформе швейных производств только первый этап в развитии биржи. На втором этапе будет происходить внедрение системы рейтинга, что должно стимулировать компании учиться развиваться в конкурентной среде, сравнивать себя с коллегами по цеху, добиваться конкурентных преимуществ. У создателей платформы также есть идея развивать дополнительные сервисы, специализирующиеся на швейной отрасли, — от разработки эскизов до работы с готовым изделием, чтобы помогать небольшим брендам решать производственные задачи. «Современные реалии таковы, что идеи рождаются очень быстро и у команды из дизайнеров, инженеров и маркетологов нет времени строить свое производство. На бирже контрактного производства мы сделали детальный рубрикатор, пользуясь которым можно легко и быстро подобрать нужного исполнителя на ту или иную работу», — рассказывает Анатолий Валетов.

Платформа контрактного производства для легпрома работает в открытом доступе, и она универсальна: начать поиск фабрики на ней может как дизайнер с заказом на пять пальто, так и крупная компания с тысячным тиражом. В первую очередь заказчик формирует запрос, где указывает основные параметры заказа — объем производства, сроки, качество пошива, тип ткани. Основной пункт для принятия решения заказчиком — описание фабричного оборудования. По мнению дизайнеров, самым сложным вопросом в работе с фабриками через новую платформу может стать отсутствие у них необходимого оборудования. «Очень важным аспектом является размещение на платформе только проверенных производителей, у которых в тестовом режиме размещались заказы и весь цикл производственной цепочки отработан. Риски заключаются и в том, что на платформу будут добавлены фабрики, которые не обладают необходимым уровнем менеджмента и не способны выполнять заказы», — считает дизайнер Алена Ахмадуллина.

Оператор биржи уверяет, что техническому аудиту при отборе фабрик уделяется первостепенное внимание: при аккредитации фабрики подробно описывают, какое оборудование имеется на производстве и с какими типами изделий они работают. «Нам очень важно исключить из этой цепочки компании, которые заявляют себя как фабричные производства, а по факту являются только посредниками между фабрикой и заказчиком. Поэтому “Союзлегпром” и МИК проводят технический аудит оборудования, мощностей и качества пошива. Если фабрика доказывает соответствие нашим параметрам, она аккредитовывается», — говорит г-н Шишкин.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Вернуть свои мощности

Сводная статистика по швейной отрасли России показывает, что сейчас около 40% мощностей швейных фабрик не загружены. С апреля, когда началась активная борьба с пандемией, большинство фабрик перешли на производство масок и защитных костюмов для врачей. И до сих пор половина отечественных фабрик продолжает производить эти изделия — на них приходится половина загрузки мощностей. Вторая часть используется фабриками под пошив собственных коллекций либо под контрактные заказы. Производство защитных изделий сохраняет фабрику в точке безубыточности, прибыли при этом фабрики никакой не получают либо она минимальна. При этом оборот компаний отрасли начиная с января этого года до настоящего времени сократился в среднем на 20%. Поэтому предприятия заинтересованы в выходе на электронную площадку, которая позволит находить заказы на контрактное производство. По оценкам МИК, платформа даст возможность увеличить загрузку мощностей на 10–12%.

И такой шанс у фабрик сегодня есть. До недавнего времени российские фабрики проигрывали в конкурентной борьбе китайскому легпрому: китайские фабрики предлагали более привлекательные расценки, сервисный подход, высокое качество пошива и быстрое исполнение заказа. Но за последние годы ситуация кардинально изменилась. Одним из главных преимуществ китайцев была более низкая цена, но сейчас из-за роста заработной платы в Китае цены сравнялись с российскими или даже стали выше. Второе преимущество китайцев — короткие сроки производства — тоже сходит на нет: из-за пандемии они заметно увеличились, поскольку во время карантина фабрики были вынуждены прервать работу на несколько месяцев. Сегодня на китайских фабриках скопилось большое количество невыполненных заказов, с которыми быстро справиться они не в состоянии. Сейчас минимальный срок исполнения заказа — четыре-пять месяцев, в России же средний срок производства около двух месяцев. Пандемия внесла и другие коррективы в пользу российских производств: снижение покупательского спроса привело к сокращению коллекций у швейных компаний, и им стало невыгодно размещать производство малых партий изделий за рубежом. Кроме того, китайские фабрики были привлекательны из-за возможности работать по подрядной схеме, когда фабрика берет на себя не только пошив изделия, но и подбор фурнитуры и ткани для него. В России эта схема тоже стала развиваться: до 40% фабрик уже принимают заказы по подрядной схеме. Правда, пока их объемов и уровня сервиса недостаточно для того, чтобы переманить к себе компании, которые работают с крупными китайскими фабриками: «Мы производим часть коллекции в России. Полностью перейти на российское производство не можем, так как некоторые виды ассортимента технологически качественнее выполнять в других странах. К сожалению, в России производство возможно только по давальческой схеме, ограничены и возможности по принтованию и декоративным отделкам», — говорит Алена Ахмадуллина.

Тем не менее по совокупности факторов Россия сейчас выглядит перспективной для производства товаров легпрома площадкой, прежде всего в массовом сегменте рынка. Это поняли крупные международные бренды — Fisher, Ikea, H&M, Zara, Under Armour. Сегодня они уже размещают часть своих заказов на российских фабриках.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наступление электронных базаров Наступление электронных базаров

Маркетплейсы — наиболее динамично развивающийся формат торговли в России

Эксперт
Girl Power! Girl Power!

Тренер Мария Соколова о простых и действенных способах создать фигуру мечты

OK!
Победитель не должен быть проклят Победитель не должен быть проклят

Нобелевские лауреаты по экономике 2020 года развили теорию аукционов

Эксперт
Петля времени: как бренд Bode работает с винтажными тканями Петля времени: как бренд Bode работает с винтажными тканями

Эмили Адамс Боде создает коллекции полностью из винтажных тканей

GQ
«Я там, где теория эволюции» «Я там, где теория эволюции»

Основатель КРОК Борис Бобровников занялся кардинальной перестройкой ее бизнеса

Эксперт
3 типа водителей, которые отвлекаются на смартфон 3 типа водителей, которые отвлекаются на смартфон

Сколько метров проезжает автомобиль, пока водитель смотрит на экран смартфона?

Psychologies
…И другие уликовые документы …И другие уликовые документы

Чекисты раскрыли группу, которая распространяла антикоммунистические листовки

Дилетант
Как заставить айфон орать, когда его снимают с зарядки Как заставить айфон орать, когда его снимают с зарядки

Вся мощь приложения «Команды» на службе глупости

Maxim
Зря подешевели Зря подешевели

Почему резкое снижение ставок не привело к росту кредитования малого бизнеса

Эксперт
Как начать играть в ретроигры и где их найти Как начать играть в ретроигры и где их найти

Освоить золотую коллекцию игр сложнее, чем кажется.

Maxim
«Оглашать не будем» «Оглашать не будем»

Об опознании тела Гитлера и расследовании обстоятельств его смерти

Дилетант
Ли Соль Чжу как олицетворение золотой молодежи Северной Кореи Ли Соль Чжу как олицетворение золотой молодежи Северной Кореи

Отрывок из книги Анны Файфилд «Великий Преемник»

СНОБ
Смотреть нельзя развидеть: как определить норму в жизни и кино Смотреть нельзя развидеть: как определить норму в жизни и кино

Как мы стали слишком чувствительными и почему искусство не должно это терпеть

РБК
«Это его личные заморочки»: что думают врачи и ученые о секретах молодости Павла Дурова «Это его личные заморочки»: что думают врачи и ученые о секретах молодости Павла Дурова

Что думают о рекомендациях бизнесмена Павла Дурова врачи и ученые

Forbes
Как справиться с гневом: 10 способов перестать быть вспыльчивым злюкой Как справиться с гневом: 10 способов перестать быть вспыльчивым злюкой

Советы по контролю гнева и раздражительности и осознанию своих негативных эмоций

Playboy
Молодые художники размышляют о природе и Камчатке. Проект «РБК Стиль» Молодые художники размышляют о природе и Камчатке. Проект «РБК Стиль»

Трагедия на Камчатке в творчестве современных молодых художников

РБК
В свете полной луны… В свете полной луны…

...происходят странные вещи с поведением животных

Вокруг света
Светлана Чупшева: «Создателем трендов может быть любой человек» Светлана Чупшева: «Создателем трендов может быть любой человек»

Светлана Чупшева возглавляет Агентство стратегических инициатив с 2017 года

РБК
Фредрик Бакман: Тревожные люди Фредрик Бакман: Тревожные люди

Отрывок из новой книги Фредрика Бакмана о неудачном грабителе и его заложниках

СНОБ
Пицца, сгущенка и картофель фри: что на самом деле едят модели Пицца, сгущенка и картофель фри: что на самом деле едят модели

Модели делятся секретами стройной фигуры, которые не исключают любимых блюд

РБК
Выйти из кабинета: станут ли российские чиновники эффективнее работать в модном офисе Выйти из кабинета: станут ли российские чиновники эффективнее работать в модном офисе

Какие преимущества и риски ожидают чиновников, отказавшихся от кабинетов

Forbes
Самые жестокие и необычные наказания в истории человечества Самые жестокие и необычные наказания в истории человечества

Отрывок из книги Стивена Пинкера «Лучшее в нас»

СНОБ
9 курьезных историй, приключившихся с очень пьяными людьми 9 курьезных историй, приключившихся с очень пьяными людьми

Алкоголь, что ты делаешь, прекрати!

Maxim
Гестоз при беременности: причины и профилактика Гестоз при беременности: причины и профилактика

Гестоз при беременности требует обязательной медицинской помощи

9 месяцев
Сникерхеды из Discord: любители кроссовок основали платные сообщества в геймерском мессенджере Сникерхеды из Discord: любители кроссовок основали платные сообщества в геймерском мессенджере

Рынок перепродажи кроссовок находит новые площадки и оценивается в $2 млрд

VC.RU
Телеграм-каналу «Антиглянец» три года. Как хобби трех журналисток превратилось в крупное медиа Телеграм-каналу «Антиглянец» три года. Как хобби трех журналисток превратилось в крупное медиа

«Антиглянцу» три года: как они добывают эксклюзивы и получают ли угрозы

Esquire
Карикатура вместо притчи: каким получился четвертый сезон «Фарго» про войну итальянских и темнокожих гангстеров Карикатура вместо притчи: каким получился четвертый сезон «Фарго» про войну итальянских и темнокожих гангстеров

Рецензия на четвертый сезон сериала «Фарго»

Esquire
Какие есть игры в карты: 6 популярных вариантов для отличного вечера Какие есть игры в карты: 6 популярных вариантов для отличного вечера

Коллекция лучших карточных игр для больших компаний, пар и одиночной игры

Playboy
Феминизм: реальная поддержка женщин или скрытая игра в пользу мужчин? Феминизм: реальная поддержка женщин или скрытая игра в пользу мужчин?

Психолог комментирует две противоположных точки зрения на феминизм

Psychologies
Юрский период Юрский период

Актер Юрий Колокольников рассказал, как приближается к 40-летнему юбилею

Esquire
Открыть в приложении