На российском рынке такси новое крупное поглощение агрегаторов

ЭкспертБизнес

Куда везет «Яндекс»?

Поглощение «Яндекс. Такси» компании «Везет» — часть процесса консолидации игроков российского рынка такси, на котором уже появился призрак монополизма и возможного повышения цен

Алексей Грамматчиков

Фото ТАСС

На российском рынке такси новое крупное поглощение агрегаторов: на днях сервис «Яндекс. Такси» объявил о планах купить активы группы «Везет». Согласно официальному заявлению, «Яндекс» купит программное обеспечение и колл-центры «Везет». Сумма сделки не называется, однако в «Яндексе» заявляют, что компания обещает вложить в течение трех лет около восьми миллиардов рублей «в развитие такси в регионах России». В официальном пресс-релизе компании также говорится, что после завершения поглощения в новой объединенной компании 56,2% акций «Яндекс. Такси» будет принадлежать «Яндексу», 35% — Uber, а 5,3% — сотрудникам. А текущие акционеры «Везет», в свою очередь, получат порядка 3% акций «Яндекс. Такси» и до 71,5 млн долларов при условии успешного достижения ключевых показателей. Стороны рассчитывают, что объединение будет завершено до конца года. Сообщается, что сделку одобрили наблюдательный совет «Яндекс. Такси» и советы директоров Yandex N. V. и «Везет». Запрос на одобрение сделки будет также подан в Федеральную антимонопольную службу РФ.

«Шеф, два счетчика!»

В последние годы российский рынок такси разгоняется с хорошей скоростью: по оценкам аналитической компании BusinesStat, оборот рынка такси в 2018 году составил 633,1 млрд рублей, это более чем в двое выше уровня 2014 года.

Крупнейший игрок на рынке агрегаторов таксомоторных услуг — компания «Яндекс. Такси», которая в начале прошлого года окончательно объединилась в России с Uber («Яндекс» вложил в новую компанию 100 млн долларов, Uber — 225 млн долларов). В результате слияния общая доля рынка объединенных компаний по итогам 2018 года, по оценкам аналитиков, достигла около 25%.

Группа «Везет» — один из пяти ведущих игроков рынка агрегаторов, она была создана в мае 2017 года, тоже путем объедения нескольких сервисов. Сейчас они доступны в 123 городах России под брендами «Везет», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в середине 2017 года на долю «Везет» приходилось 12,3% российского рынка сервисов такси. Однако последние полтора года компания теряла свои позиции, и, по оценке аналитиков компании «ВТБ Капитал», сейчас доля «Везет» не превышает 10%. «Поглощение было вполне ожидаемым, — отмечает Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании “Фридом Финанс”. — Если рынок исчерпал возможности конкуренции по цене, то вполне логично, что проигравшие теряют свою рыночную долю и поглощаются более технологически и финансово мощными игроками».

Помимо «Яндекс. Такси» и Uber основными игроками на рынке агрегаторов услуг такси в России сейчас являются «Ситимобил», Maxim и Gett. Последним трем сейчас принадлежит порядка 20% рынка, остальные же 40% все еще остаются за мелкими компаниям (см. график 1).

С учетом дальнейшего возможного роста аналитики «ВТБ Капитал» прогнозируют, что по итогам 2019 года объединенная компания «Яндекс. Такси» и «Везет» может контролировать около 40% рынка. «После покупки одного из конкурентов в лице “Везет” и партнерства с Uber, которое было заключено ранее, у “Яндекса” осталось только два сильных оппонента — Gett и “Ситимобил”. Причем именно второй компании стоит опасаться, так как ее доля на рынке стремительно растет благодаря большим затратам на маркетинг. Доля “Ситимобил” на самом привлекательном в РФ московском рынке уже достигла примерно десяти процентов и способна расти и далее», — отмечает в свою очередь Вадим Кравчук, эксперт инвестиционно-финансовой компании «Солид».

Призрак монополизации

После объявления о сделке некоторые участники рынка забили тревогу: по их мнению, ему может угрожать монополия «Яндекса». «Мы возмущены тем, что такая сделка даже обсуждается. Я уверен, что государству выгодна здоровая конкуренция на всех рынках, особенно в потребительском секторе. ФАС не может допустить создания подобных монополий», — цитирует ТАСС заявление Дэйва Вайсера, основателя и генерального директора Gett.

Впрочем, другие участники рынка говорят о способности противостоять натиску новой объединенной компании. «Мы конкурировали ранее и продолжим это делать. Водители и пассажиры вряд ли заметят какие-то изменения, как и в случаях предыдущих сделок на рынке», — публично завили представители компании Maxim, которые подтвердили, что «Яндекс» предлагал купить и их.

С появлением нового крупного игрока есть вероятность и роста цен на услуги такси. Последние годы их стоимость снижалась: по данным BusinesStat, за четыре года средняя цена на поездки в такси в России упала на 17%: с 313 рублей в 2014 году до 260 рублей в 2018-м (см. график 2). Однако с созданием новой объединенной компании цены на услуги такси могут поползти вверх. Об этом, в частности, на днях публично предупредил глава профсоюза таксистов Москвы Александр Макаров. «Для конечного пользователя поглощение “Везет” несет риски, так как появляется сложность в регулировании цен на поездки, - соглашается Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital. — “Яндекс” на правах самой сильной компании отрасли обладает возможностью без риска отказов со стороны клиентов изменять стоимость услуг как минимум на двадцать процентов. Мы это видим на практике. Качество сервиса тоже будет все сложнее контролировать».

Впрочем, некоторые наблюдатели убеждены, что создание новой объединенной компании к росту цен не приведет. «Цены подниматься не будут, поскольку бизнес-модель агрегаторов нацелена на постоянный рост количества заказов, а это возможно только при снижении цены перевозки, даже путем субсидирования водителей», — считает Станислав Швагерус, руководитель центра компетенций АНО «Международный евразийский форум такси».

«На наш взгляд, сделка “Яндекса” и “Везет” не скажется на ценообразовании ни в большую, ни в меньшую сторону, — поддерживает это мнение Вадим Кравчук из ИФК “Солид”. — Повышать цены опасно из-за наличия других игроков в отрасли, а понижать тоже нет смысла — стратегию демпинга сейчас ни одна компания не применяет, вместо этого концентрируясь на работе с водителями и увеличении клиентской базы».

Тормозной механизм

Однако еще неизвестно, сумеет ли «Яндекс. Такси» поглотить «Везет». Во-первых, как упоминалось выше, непонятно, что скажет ФАС, которая вполне может усмотреть в появлении нового игрока признаки монополизации рынка и не разрешить сделку. А во-вторых, как выяснилось, у слияния есть еще одно серьезное препятствие в виде позиции компании Mail.ru Group. Дело в том, что этот российский интернет-гигант уже давно присматривается к рынку услуг такси, а в июне прошлого года Mail.Ru Group стала кредитором «Везет»: тогда компании заключили соглашение о конвертируемом займе в рамках подготовки к новому раунду инвестиций. В соответствии с соглашением Mail.Ru Group имеет право конвертировать заем в обыкновенные акции «Везет». Кроме того, условия займа предусматривают право вето со стороны Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний «Везет».

Дополнительная интрига заключается в том, что Mail.Ru Group является акционером другого крупного игрока на рынке такси — «Ситимобил»: в апреле прошлого года компания вложила в этот агрегатор 12 млн долларов и приобрела 26% его акций. И появление нового крупного игрока может пошатнуть положение «Ситимобил». «Подробности оформления займа не оглашались, и потому до конца не ясно, действительно ли Mail.Ru Group в состоянии заблокировать сделку между “Яндекс. Такси” и “Везет”. Однако приобретение “Яндексом” сервисов у группы “Везет” может осложнить положение Mail.ru Group, имеющей долю в службе такси “Ситимобил”. В этом случае Mail.Ru Group придется развивать свой сервис самостоятельно либо объединяться с другими игроками», — говорит Денис Голосюк, директор компании МЭТР.

Пока Mail.Ru Group сдержанно комментирует объявление о сделке, но тем не менее упоминает о своем праве вето. «При заключении соглашения о выдаче конвертируемого займа одним из прописанных в договоре условий было право вето Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний “Везет”. Стороны нового соглашения должны были получить письменное согласие Mail.ru Group. Mail.ru Group пока не приняла данного решения, согласие на нынешний момент не выдано, поэтому мы считаем выпущенный анонс преждевременным», — говорится в официальном заявлении пресс-службы Mail.ru Group.

Одновременно новость о возможном появлении нового крупного агрегатора с новой силой подняла вопросы о качестве услуг такси в России в целом. «“Яндекс. Такси” сам непосредственно не предоставляет услуги такси. Это лишь оператор или диспетчер, который не несет никакой ответственности перед потребителем. Машины бывают плохого качества, часто водители не знают русского языка и правил дорожного движения, — возмущается Клара Норкина, генеральный директор компании “Мой аудит”. — Если такой автомобиль попадает в ДТП, ответственности “Яндекс. Такси” не несет. Если вы, не дай бог, что-нибудь оставили в такси, то потом это почти нереально найти. Очень часто водители просят отменить заказ и заплатить наличными, так как не хотят платить оператору. Тогда потребитель вообще не имеет представления, кто их везет. В целом рынком такси необходимо серьезно заняться, водители должны иметь стаж и специальную подготовку. Сейчас лицензию можно приобрести за деньги, это нужно прекращать, ведь речь идет о безопасности на дороге».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шестой элемент Шестой элемент

Для кого миллиардер Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
Хрупкий институт. Нужны ли брак и семья «поколению снежинок» Хрупкий институт. Нужны ли брак и семья «поколению снежинок»

О нелегкой судьбе института брака в ХХI веке

Forbes
Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Как начать управлять своей жизнью: 5 правил Как начать управлять своей жизнью: 5 правил

Что, если попробовать взять управление в свои руки и поменять что-то в себе

Psychologies
Рапс вместо меда Рапс вместо меда

По всей России массово гибнут пчелы от химикатов для обработки полей

Эксперт
Три шага, чтобы предотвратить измену Три шага, чтобы предотвратить измену

Какова биологическая подоплека измены и как этому противостоять

Psychologies
Эскроу-революция Эскроу-революция

Реформа рынка жилищного строительства буксует

Эксперт
Вы узнали, что подруге изменяет муж. Говорить ли ей об этом? Вы узнали, что подруге изменяет муж. Говорить ли ей об этом?

Рассказывать ли подруге об измене ее мужа или лучше промолчать

Psychologies
Российский нефтегаз: вопреки обстоятельствам Российский нефтегаз: вопреки обстоятельствам

Последние пять лет стали для нашей нефтегазовой отрасли весьма драматическими

РБК
Руководство от бездействия: что нужно делать, если вы стали жертвой домашнего насилия Руководство от бездействия: что нужно делать, если вы стали жертвой домашнего насилия

ЕСПЧ впервые присудил компесацию россиянке, ставшей жертвой домашнего насилия

Forbes
10316 10316

В ночь на 10 ноября 1989 года пала Берлинская стена – символ холодной войны

Esquire
Экспорт мусора из США в бедные страны: расследование The Guardian Экспорт мусора из США в бедные страны: расследование The Guardian

The Guardian начало рассказывать о проблеме переработки американского мусора

Популярная механика
«Они продали три капучино, эспрессо и латте. Один — вам»: Мишустин показал FT, как Россия воплощает «мечту налоговика» «Они продали три капучино, эспрессо и латте. Один — вам»: Мишустин показал FT, как Россия воплощает «мечту налоговика»

Показали систему, которая позволяет отслеживать все сделанные россиянами покупки

Forbes
Почему некоторые люди могут выпить больше других (это хорошо или плохо?) Почему некоторые люди могут выпить больше других (это хорошо или плохо?)

Пол, генетика и возраст влияют на твою восприимчивость к алкоголю

Playboy
«Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент «Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент

Софья Капкова рассказывает о жизни своих двух проектов и будущем индустрии

Forbes
Дети разных уродов Дети разных уродов

Разрыв поколений в новом российском кино

Огонёк
Водитель сбил треногу: в полиции рассказали, что ему за это будет Водитель сбил треногу: в полиции рассказали, что ему за это будет

Сбившего камеру-треногу автомобилиста поймали полицейские в Подмосковье

РБК
8 коварных ошибок, которые все допускают в ванной (мы тоже раньше так делали) 8 коварных ошибок, которые все допускают в ванной (мы тоже раньше так делали)

Проверь, не допускаешь ли ошибки в ванной, которые могут навредить здоровью

Playboy
Хлеба и розеток: 10 ресторанов Москвы и Петербурга, где удобно работать Хлеба и розеток: 10 ресторанов Москвы и Петербурга, где удобно работать

10 ресторанов, в которых можно совместить приятное с полезным

Forbes
Лучшие кроссовки будущей недели (с 29 июля по 4 августа) по версии паблика Please Лучшие кроссовки будущей недели (с 29 июля по 4 августа) по версии паблика Please

Лучшие кроссовочные релизы

Esquire
Где ты провел этим летом: лучшие лагеря для дошкольников Где ты провел этим летом: лучшие лагеря для дошкольников

Чем занять дошкольника, если у него есть свободное время, а у родителей — нет?

Forbes
«12 стульев» не по-русски или Ильф и Петров в иностранном кино «12 стульев» не по-русски или Ильф и Петров в иностранном кино

Эксперты насчитывают от 13 до 16 экранизаций книги «Двенадцать стульев»

Maxim
Alfa Future People объявил лайн-ап и концепцию фестиваля Alfa Future People объявил лайн-ап и концепцию фестиваля

Что мы узнали о фестивале Alfa Future People 2019

Maxim
«Коммерсантъ» предупредил о возможном уходе Visa и MasterCard из России «Коммерсантъ» предупредил о возможном уходе Visa и MasterCard из России

Второе чтение поправок в закон «О национальной платежной системе»

Forbes
Натали: «Когда муж узнал, что я беременна, сделал круглые глаза: «Откуда?!» Натали: «Когда муж узнал, что я беременна, сделал круглые глаза: «Откуда?!»

Певица откровенно о принятии своего тела, депрессиях и внутренних кризисах

StarHit
Не курортный роман Не курортный роман

Как Александра Прокофьева и Евгений Колесников создали счастливый и крепкий брак

OK!
Чем нам запомнится этот Кубок Америки? Чем нам запомнится этот Кубок Америки?

Скандал с Месси, много отмененных мячей и долгожданная победа бразильцев

GQ
Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми

Построить с детьми доверительные отношения — стоящая цель для родителей

Psychologies
Обзор внешнего SSD Transcend ESD240C: компактный и быстрый Обзор внешнего SSD Transcend ESD240C: компактный и быстрый

Тестируем самый миниатюрный SSD-накопитель емкостью 240 Гбайт

CHIP
#инструктаж: как избавиться от сосудистой сетки на лице и теле #инструктаж: как избавиться от сосудистой сетки на лице и теле

Что такое купероз, чем может быть опасна сосудистая сетка и как ее победить

РБК
Открыть в приложении