Российский рынок услуг каршеринга продолжает быстро расти

ЭкспертБизнес

Каршеринг: гонки на выживание

Российский рынок услуг каршеринга продолжает быстро расти и переживает период ожесточенной конкурентной борьбы с элементами демпинга, в результате которой на плаву могут остаться лишь несколько крупных игроков

Алексей Грамматчиков

Рынок каршеринга в Москве — второй по объему в Европе. Фото ТАСС

В конце февраля московский каршеринг Carlion сообщил о прекращении работы, в ноябре прошлого года ушел с рынка сервис каршеринга Easy Ride. Другая заметная каршеринговая компания Carenda на днях объявила, что уходит из Москвы и, существенно сокращая свой автопарк, переезжает в Санкт-Петербург. На грани разорения оказался каршеринг TimCar: компания втрое сократила автопарк и сейчас, судя по всему, находится на грани банкротства. На российском рынке каршеринга ужесточается конкурентная борьба, и ведущие игроки спешат занять на нем доминирующее положение.

Впереди планеты всей

«Не владеть, а пользоваться» — этот принцип «шеринговой» экономики оказался особенно востребован в услугах поминутной аренды автомобилей. В России каршеринг не просто пользуется спросом, а бурно растет и становится одним из самых востребованных в мире. Согласно исследованию международного банка JPMorgan, 85% российского автопарка каршеринга сейчас сконцентрировано в Москве, и темпы его прироста очень впечатляют: почти в шесть раз за год. И в ближайшее время динамичный рост будет продолжаться: представители правительства Москвы заявляют, что к концу текущего года парк каршеринговых автомобилей в городе может достичь 20 тыс. автомобилей, а к 2025-му— порядка 25 тыс. (см. график 1). Если сейчас, по данным JPMorgan, на один каршеринговый автомобиль в Москве приходится около тысячи жителей города, то в ближайшем будущем на одну такую машину будет приходиться примерно 500 жителей — это уже сопоставимо с показателями мировых лидеров, например с Торонто (здесь один каршеринговый автомобиль приходится на 498 жителей), Мадридом (500), Штутгартом (515), Нью-Йорком (525).

Помимо Москвы потенциал у каршеринга есть и в других российских регионах. По оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), сегодня сервис каршеринга присутствует в 14 городах России — в частности, этот вид услуг динамично развивается в Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове. Однако, как уже отмечалось выше, на российские регионы приходится лишь 15% всего каршерингового парка, или около 2500 машин. Всего же в России парк каршеринга составляет порядка 20 тыс. автомобилей. А в ближайшие пять-шесть лет, по оценкам PwC, он увеличится еще на 50% и достигнет как минимум 30 тыс. автомобилей.

«В России клиенты отказываются от личных автомобилей в пользу каршеринга, поскольку он дешевле и удобнее. При краткосрочной аренде оптимизируются расходы на страховку, обслуживание, парковку, хранение, мойку автомобиля. Например, парковка личного транспорта в отдельных местах в центре Москвы достигает 380 рублей в час. Прокатный автомобиль на той же парковке в режиме ожидания будет стоить вам всего 150 рублей в час, — говорит Александр Вусов, руководитель проектов оценочной компании «Апхилл». По оценкам PwC, сегодня пользователь каршеринга в России может в среднем сэкономить в год минимум 10%, если сравнивать с тем, что ему придется потратить на личный автомобиль, при этом при каршеринге можно выбирать разные классы и типы автомобилей.

Помимо этого в Москве и других крупных российских городах пользоваться каршерингом дешевле, чем такси. В среднем поездка продолжительностью 40–50 минут в столице обойдется в 250–400 рублей, в среднем это на 30–40% меньше, чем на такси. Правда, на такси передвигаться комфортнее: оно подъедет прямо к клиенту, не нужно тратить время на осмотр машины, прилагать усилия для ее вождения, не нужно искать парковку в месте назначения и т. д.

«В целом мы оцениваем капитализацию российского рынка каршеринга по итогам 2018 года в 60 миллиардов рублей, всего в России в ушедшем году на каршеринге было совершено около 16 миллионов поездок. В нынешнем году эти показатели будут расти: мы прогнозируем, что по итогам 2019 года капитализация рынка увеличится до 80 миллиардов рублей, а количество поездок достигнет 24–25 миллионов», — прогнозирует Александр Вусов.

Демпинговое ускорение

Каршеринг — очень молодой сервис, первый оператор появился в Москве в конце 2012 года, а динамичное развитие сервиса началось в 2015-м, когда в столице появились первые сто машин для краткосрочной аренды. Сегодня, по данным JPMorgan, этим бизнесом в России занимаются порядка 20 компаний. Но уже сейчас налицо серьезное укрупнение игроков этого рынка. По оценке PwC, более 90% рынка каршеринга в Москве сейчас принадлежит четырем компаниям: «Яндекс. Драйв», «Делимобиль», Belca Car, YouDrive.

Компания «Яндекс. Драйв», которая появилась только год назад, сегодня является самым крупным и агрессивным игроком на российском рынке каршеринга. «Сейчас парк “Яндекс. Драйв” насчитывает 8300 автомобилей, из них 7500 в Москве и 850 в Санкт-Петербурге, — рассказал “Эксперту” Дмитрий Горчаков, руководитель PR-проектов геосервисов компании “Яндекс”. — Таким образом, можно говорить, что сервис “Яндекс. Драйв” по количеству автомобилей сейчас номер один в России и номер два в Европе (уступает немецкой компании Car2go с парком 16 тыс. машин. — “Эксперт”)».

Другие ведущие игроки российского каршеринга — компания «Делимобиль» и Anytime (в прошлом году владеющая «Делимобилем» Mikro Kapital Group (MKG) приобрела Anytime) обладают в сумме парком 7500 машин и помимо столицы активно развивается в Санкт-Петербурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Грозном, Краснодаре, Красноярске, Ростове-на-Дону. Следом идет каршеринг Belka Car с парком 4100 автомобилей (работает в Москве и Сочи). Каршеринг YouDrive, в свою очередь, имеет автопарк 1200 машин (предоставляет услуги в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге).

Прочие игроки рынка каршеринга имеют в своем распоряжении от менее чем 100 до 800 машин (см. график 2).

Компании не раскрывают своих финансовых показателей. В среднем, по оценочным данным, один каршеринговый автомобиль используется семь–восемь раз в день, каждая поездка в среднем длится 40–50 минут. То есть в день выручка от эксплуатации одного автомобиля составляет 2800 рублей (более миллиона рублей в год). Но, по мнению экспертов, большинство каршеринговых компаний сейчас работают в убыток, пытаясь привлечь клиентов скидками и акциями и занять таким образом более значимую долю на растущем рынке. «О маржинальности сейчас говорить не приходится, основная задача игроков — агрессивный рост, — признается Екатерина Макарова, сооснователь сервиса BelkaCar. — В России каршеринг в ближайшие несколько лет способен показать рост в несколько раз. Консолидация в текущих условиях маловероятна, небольшие игроки, которые не выдерживают долгой работы в минус, просто уходят с рынка. Крупные игроки будут наращивать свое присутствие, используя эффект масштаба и инвестиции».

Сейчас средняя цена за минуту аренды автомобиля колеблется от шести до десяти рублей. Однако в некоторых случаях цены на аренду (например, в утреннее время) операторы опускают ниже трех рублей за минуту, что явно ниже себестоимости. Особенно в агрессивной ценовой политике сейчас выделяется «Яндекс. Драйв», который практикует так называемые динамические тарифы, когда каждому пользователю, по сути, делается индивидуальное предложение по цене в зависимости от условий аренды в данном месте и в данное время.

Маржинальность каршеринга в России пока невысока, считает Александр Усов, исполнительный директор компании «Ctrl Лизинг». Доходность здесь, по его словам, напрямую зависит от количества активных машин на линии и загрузки автомобилей в день. Помимо этого в каршеринге есть также такие статьи расходов, как маркетинг или привлечение клиентов, ИТ-платформа, на основе которой работает весь процесс, а также содержание парка машин, где основными расходами являются платежи по лизингу или кредиту, оплата топлива, мойка автомобилей, ремонт и плановое техобслуживание.

Дальнейший разгон

Сейчас бизнес-модель каршеринга в России построена на лизинге, и порог входа здесь все еще не очень высок. «Существует несколько видов бизнес-модели каршеринга: это может быть франчайзинг или построение своей компании с нуля. Есть варианты, различающиеся с точки зрения владения автопарком: некоторые приобретают автомобиль в собственность, но большинство каршеринговых компаний берут машины в операционный лизинг. В последнем случае период окупаемости может составлять порядка 10–20 месяцев, объем первоначальных вложений оценивается примерно в полтора миллиона рублей из расчета 10–15 автомобилей и четырех сотрудников». — рассказывает Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами группы компаний «Автоспеццентр».

Однако даже при небольших первоначальных вложениях (для скромного автопарка) в нынешних рыночных условиях мелким компаниям и стартапам пробиться будет уже почти невозможно. «Скорее всего, через некоторое время в отрасли останутся три-четыре крупных игрока, при этом вряд ли будут поглощения — сервису выгоднее закупить дополнительную тысячу автомобилей, чем выходить на сделку с другим оператором», — продолжает Александр Захаров.

Каршеринг в России активно развивается, в том числе за счет поддержи этого сервиса городскими властями. Они рассчитывают на то, что этот сервис поможет снизить нагрузку на дорожную инфраструктуру: одной машиной пользуется в течение дня несколько человек, а значит, общее количество машин в городе снижается. Например, в Москве каршеринговые компании платят столичным властям за абонемент на парковку одного автомобиля порядка 25 тыс. рублей в год, при том что цена такой парковки в свободной продаже сейчас находится в районе 300 тыс. рублей. Операторы каршеринговых услуг говорят, что развитию их бизнеса также помогло бы разрешение каршеринговым автомобилям выезжать на полосы общественного транспорта.

Любопытно, что сам каршеринговый бизнес имеет массу возможностей для инноваций и диверсификации. Новые технологии позволят им еще больше подстраиваться под запросы потребителей: например, по примеру США в России скоро могут появиться специальные тарифы на дальние поездки, когда человек будет платить не за аренду всего автомобиля в сутки, а в зависимости от его ежедневного пробега. Перспективной может быть и сдача в аренду частных автомобилей — в России так называемый peer to peer каршеринг, в частности, развивает компания Rent a Ride, в базе которой уже насчитывается более 4500 автомобилей, предлагаемых в аренду их владельцами. «Индустрия каршеринга в России только набирает обороты, многие процессы еще отлаживаются, — отмечает Борис Голиков, генеральный директор компании YouDrive. — Мы видим постоянно растущий интерес к каршерингу и планируем наращивать автопарк и выходить в новые города и страны. Кроме того, мы стремимся развивать наш бизнес как платформу транспортных услуг: уже сейчас с помощью YouDrive можно запустить каршеринг с нуля или отдать свой личный автомобиль в сервис по принципу банковского вклада под 18% процентов годовых. Мы также предоставляем услуги по шерингу такси для таксистов и планируем и дальше развиваться в этом направлении».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арендаторам подарили отсрочку платежей Арендаторам подарили отсрочку платежей

Госдума приняла закон об отсрочке платежей для коммерческой недвижимости

Эксперт
Социальное равенство: как преодолеть скрытые предрассудки Социальное равенство: как преодолеть скрытые предрассудки

Замечать различия между людьми — естественное свойство человека

Psychologies
Город под снос Город под снос

В Сочи начался массовый снос многоквартирных домов

Эксперт
В ожидании Mortal Kombat 11: история самого народного файтинга В ожидании Mortal Kombat 11: история самого народного файтинга

Почему «Мортал Комбат» особенно любят в России

CHIP
Практикуйте благодарность, чтобы изменить пищевые привычки Практикуйте благодарность, чтобы изменить пищевые привычки

Новый способ, помогающий улучшить пищевые привычки, — благодарность

Psychologies
Новые кремниевые долины: 5 самых интересных городов для инвестиций в недвижимость Новые кремниевые долины: 5 самых интересных городов для инвестиций в недвижимость

Knight Frank составил список городов, наиболее привлекательных для ультрабогатых

Forbes
Глава банка «Траст» Александр Соколов: «Работа в банке непрофильных активов — это не живопись и не поэзия» Глава банка «Траст» Александр Соколов: «Работа в банке непрофильных активов — это не живопись и не поэзия»

Каких результатов ждут от банка непрофильных активов на базе банка «Траст»

Forbes
Невинные миллениалы. Почему поколение тридцатилетних предпочитает крепкие напитки вину Невинные миллениалы. Почему поколение тридцатилетних предпочитает крепкие напитки вину

Аналитики предупреждают о предстоящем замедлении винного рынка

Forbes
Руки прочь! Руки прочь!

Продвинутая система Cadillac Super Cruise следит за водителем с помощью камеры

Quattroruote
Заряди батарею! Заряди батарею!

Весна — самое время «поколдовать» над скучными радиаторами

Лиза
Светлана Степанковская. Очень мобильная блондинка Светлана Степанковская. Очень мобильная блондинка

Интервью со Светланой Степанковской

Караван историй
Вы не видите инопланетян? А они есть, говорят астрофизики Вы не видите инопланетян? А они есть, говорят астрофизики

Компьютерное моделирование эволюции галактики позволяет разрешить парадокс Ферми

Forbes
5 услуг, которые мы не решаемся отключить и покорно платим 5 услуг, которые мы не решаемся отключить и покорно платим

Есть ли коммунальные услуги, за которые можно безболезненно не платить?

CHIP
Как понять, что ваши родители были садистами Как понять, что ваши родители были садистами

Некоторым повезло меньше — их родители были настоящими садистами

Psychologies
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Как хранить зимнюю одежду Как хранить зимнюю одежду

Зачем замораживать вещи в морозилке и почему стоит забыть о проволочных вешалках

Vogue
Ирина Безрукова: «С любимым хоть на необитаемый остров» Ирина Безрукова: «С любимым хоть на необитаемый остров»

Звезда рассказала, почему обратилась к нумерологу и как добиться ее симпатии

StarHit
Кнут и пряник Кнут и пряник

15 лет назад в бизнесе было больше анархии, но и больше креатива

Forbes
Цифровая фобия. Что пугает россиян в искусственном интеллекте Цифровая фобия. Что пугает россиян в искусственном интеллекте

Интернет-пользователи не верят в справедливость искусственного интеллекта

Forbes
7 отличных скандинавских сериалов, которые стоит смотреть, если нравится «Мост» 7 отличных скандинавских сериалов, которые стоит смотреть, если нравится «Мост»

Лучшие детективы для тех, кто скучает по Саге Норен и Саре Лунд

Esquire
Датское королевство Датское королевство

Каспер и Хайди Эгелунд возглавляют дизайнерский бренд Vipp

Robb Report
Гнев Вашингтона. Грозит ли «Роснефти» ужесточение санкций США из-за связей с Венесуэлой Гнев Вашингтона. Грозит ли «Роснефти» ужесточение санкций США из-за связей с Венесуэлой

Глава Госдепартамента США Майк Помпео раскритиковал «Роснефть»

Forbes
Со всем уважением. Чем обернется для Рунета  закон об оскорблении власти Со всем уважением. Чем обернется для Рунета  закон об оскорблении власти

Штрафные санкции за оскорбление власти открывают путь к злоупотреблениям

Forbes
15 способов улучшить настроение всей семье 15 способов улучшить настроение всей семье

Несколько способов оздоровить атмосферу, посмеяться и стать ближе друг другу

Домашний Очаг
Mazda3: Пока держится Mazda3: Пока держится

Второе поколение Mazda3 нас слегка усыпило беспроблемностью

АвтоМир
Как почистить системный блок от пыли, и как часто это нужно делать? Как почистить системный блок от пыли, и как часто это нужно делать?

Если ваш компьютер периодически виснет пришло время почистить системный блок

CHIP
NASA получила рекордный бюджет, чтобы в 2028 году послать астронавтов к Луне NASA получила рекордный бюджет, чтобы в 2028 году послать астронавтов к Луне

Из бюджета NASA на 2020 финансовый год $10,7 млрд отпущены на исследование Луны

Forbes
Служба спасения Служба спасения

Найджел Франклин открывает «Татлеру» глаза на тренды ЗОЖа

Tatler
Василий Поздышев: «Человеку из списка Forbes очень трудно признать, что он банкрот» Василий Поздышев: «Человеку из списка Forbes очень трудно признать, что он банкрот»

Недочеты, допущенные во время первого применения механизма оздоровления банков

Forbes
Почему нам необходима тишина Почему нам необходима тишина

Оказывается, чрезмерный уровень шума сокращает продолжительность жизни

Psychologies
Открыть в приложении