Старые автошины сотрут в порошок и раскатают тонким слоем по дорогам

ЭкспертБизнес

Из покрышки выжмут каучук

Старые автошины сотрут в порошок и раскатают тонким слоем по дорогам

Сергей Куликов

Николай Черкасов/ТАСС

Ежегодно в России отправляется на свалку более 800 тыс. тонн автошин разного калибра, и, по расчетам экологов, к 2030 году этот показатель удвоится. Между тем на вторичную переработку в стране, по разным оценкам, идет всего от 20 до 40% использованных шин, тогда как остальная часть остается гореть или гнить на свалках. Автопокрышки, как известно, разлагаются в земле более ста лет.

Ученый из Санкт-Петербурга Сергей Шаховец, защитивший в свое время диссертацию, посвященную регенерации шинных отходов, предлагает свой способ если не решить, то существенно снизить остроту проблемы. А именно производить из использованных автошин по запатентованному им методу ценный полуфабрикат — девулканизированный каучук. Который, по его мнению, может найти широкое применение в самых разных отраслях — от дорожного строительства до очистки загрязненных нефтепродуктами водоемов.

Что в покрышке?

По словам Шаховца, отработанные автопокрышки — это не только мусор, но и опасность для окружающей среды, которая увеличивается с каждым годом. «Дождевыми и грунтовыми водами из шин вымываются токсичные органические соединения и канцерогены — дифениламин, сера, фенантрен и другие диоксины, — рассказывает он. — К тому же пожары, которые часто возникают в местах скопления изношенных шин, крайне сложно погасить, и они, как правило, приводят к локальной экологической катастрофе. Кроме того, места скопления изношенных автошин служат благоприятной средой для обитания и размножения грызунов и насекомых, являющихся разносчиками различных заболеваний».

В то же время, по его словам, амортизированные шины — это ценный и непрерывно пополняемый сырьевой ресурс. «Научно доказано, что каучуки в шинах при их эксплуатации сохраняют до 90 процентов своих свойств», — говорит ученый.

При этом он отмечает, что важнейшее направление использования переработанных амортизированных шин во многих странах — получение и применение тонкодисперсных активированных резиновых порошков. По данным компании Lehigh Technologies, (Атланта, США) по всему миру было изготовлено около 500 млн шин с использованием активного резинового порошка.

«Основным исходным сырьем для материалов, используемых в производстве, шин являются продукты нефтегазопереработки, так что вовлечение в сырьевой оборот только одного миллиона тонн амортизированных шин эквивалентно дополнительной добыче около 500 тысяч тонн нефти», — поясняет Шаховец.

Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto, отмечает, что в отличие от Европы, где перерабатывается примерно 90% автопокрышек, в России этот показатель крайне низок. «При этом автомобильные шины являются ценным сырьем для вторичной переработки: из амортизированной покрышки можно получить 10–15 процентов металла, 65–70 процентов резины и 15–25 процентов технического углерода, из которых можно повторно производить бытовые и технические товары», — говорит он.

Способы и средства

В настоящее время существует два основных способа переработки шин. Первый — механическое измельчение и обработка, меняющая их химическую структуру. Полученная крошка используется в строительстве и дорожном хозяйстве: в строительных смесях, при производстве «лежачих полицейских», изготовлении покрытий для обустройства спортивных и детских площадок и т. д. Второй — пиролиз. Это наиболее экономически выгодный способ переработки резины из использованных автопокрышек и других резинотехнических изделий, при этом не загрязняющий газами сгорания окружающую среду.

Процесс разделен на четыре этапа. Сначала шины разделяются на переднюю и боковые стенки при помощи борторезного станка. Затем разрезанные покрышки загружаются в специальную емкость (реторту), которая герметизируется и помещается в печь. Печь нагревается, и начинается процесс пиролиза, в ходе которого выделяется газ, часть которого идет на поддержание температуры процесса. Когда разложение сырья заканчивается, реторту извлекают и заменяют новой. После остывания, которое занимает несколько часов, емкость разгружают, отделяя углеродистый остаток от металлического корда. Именно этот метод считается наиболее перспективным способом утилизации шин.

Впрочем, исполнительный директор Союза производителей и импортеров шин «ЭкоШинСоюз» Сергей Подойников добавляет третий способ — сжигание в цементной печи, «кто бы как к этому ни относился». «Рассуждая о способах переработки автошин, необходимо учитывать один важный фактор: шина — продукт, изначально сделанный производителем “неубиваемым”, поскольку речь идет о безопасности людей, — напоминает он. — Именно поэтому “разобрать” и утилизировать ее бывает довольно дорого и долго».

Разрушенные в крошку автошины можно пустить на производство синтетической нефти или каучука. Николай Черкасов/ТАСС

Своим путем

Сергей Шаховец предлагает свой способ, основанный на разработанной им инновационной технологии термохимической девулканизации резиновых порошков. Проще говоря, если обычная резина получается вулканизацией, то есть нагреванием каучука с серой, то автор предлагает обратный процесс, получая из резины каучук. Весь процесс проходит на специально сконструированной технологической установке De Reactor. Как отмечает разработчик, и технология, и сама установка уже запатентованы в России.

Как рассказывает г-н Шаховец, конечным продуктом его метода является шинная порошковая девулканизованная резина De Rubber, которая изготавливается по технологии термохимической девулканизации. Основа — резиновый порошок размером менее 0,5 мм. По словам Шаховца, переработка амортизированных шин происходит в три этапа. На первом шины последовательно измельчают на шредерах (первичных измельчителях) и мельницах с отделением технологического металлокорда и текстильного корда с изготовлением фракций резиновой крошки размером от одного до пяти миллиметров. На втором этапе на валковых мельницах из этой крошки получают порошок (размер — 0,4, 0,5, 0,63 мм). Именно это сырье и использует продвигаемая им установка для получения девулканизованной резины. Компания «Нью Фалс», в которой Сергей Шаховец занимает должность директора по научно-исследовательским разработкам и развитию, покупает его у российских производителей. Принципиально новым, по мнению разработчика, является технологическое решение, когда используется химический комплекс и температуры процесса, преимущественно разрушающие серные сшивки каучуковых макромолекул и минимально разрушающие макромолекулярную структуру резины. «На выходе мы получаем комбинацию вторичных наполненных каучуков в порошковом виде, которую, в свою очередь, можно соединять с другими составляющими для получения нужного материала», — поясняет Сергей Шаховец. По его словам, подобных технологий и оборудования, которые были бы реализованы в промышленности, сегодня на постсоветском пространстве нет. Что же касается мировой практики, то похожая технология реализована в Канаде компанией Tyromer. «Действующий сегодня De Reactor имеет производственную мощность в тысячу тонн порошкового вторичного каучука ежегодно», — говорит Шаховец. Но уточняет, что при желании этот показатель можно увеличить и до трех, и до пяти тысяч тонн в год.

«Девулканизация? Как вариант этот способ вполне себе жизнеспособен, тем более что есть довольно много разных проектов в этом направлении, — отмечает Сергей Подойников. — Например, используют порошки разного размера. Но общая проблема состоит в том, что полученный регенерат — это “недокаучук”. Отсюда ограничения, связанные с его использованием». Например, шины из него уже не сделать (за исключением низкоскоростных — для строительной или сельскохозяйственной техники). Но в России их, по его словам, не производят (если только в Беларуси).

О том, сколько стоит установка, разработчик предпочитает не распространяться, но отмечает, что ее цена примерно в три-четыре раза ниже схожих устройств производства США и Европы. А сравнение ее с установками пиролиза он вообще считает некорректным — «это как сравнить автомобиль с вертолетом». Наверное, для малого бизнеса цена может показаться высокой, но здесь важна поддержка государства, полагает г-н Шаховец, поскольку речь идет об экологии и здоровье людей.

Кому добавить порошка

Крупномасштабное применение девулканизата De Rubber дает наибольший эффект в дорожном строительстве, что подтверждено лабораторными исследованиями и строительством экспериментальных участков дорог. «В России около восьми тысяч километров дорог с асфальтовым покрытием, которые периодически требуют ремонта, — говорит Сергей Шаховец. — Например, при замене верхнего слоя асфальтового покрытия с традиционным битумным вяжущим веществом на покрытие с эластомернобитумным вяжущим «Эластодор», сделанном на основе девулканизата De Rubber, увеличивается срок службы дорожного покрытия на 34 процента». А это, по его подсчетам, эквивалентно экономии четырех миллионов рублей на одном километре четырехполосной дороги. При том рыночная цена модификатора «Эластодор» в полтора раза ниже широко применяемого модификатора — термоэластопласта СБС.

«По нашим оценкам, использование в промышленном производстве вторичных каучуков De Rubber может снизить затраты на сырье на 15–40 процентов, в зависимости от видов продукции», — уверен г-н Шаховец.

Кроме того, его можно использовать при производстве резинотехнических изделий в качестве вторичного каучука, в производстве тех же автомобильных шин (рассчитанных на низкоскоростной режим). А также как рельсовый амортизатор, кровельный материал, сорбент для сбора нефтепродуктов с водных поверхностей и так далее.

Предоставлено компанией

Проблемы коммерции

Как сетует Сергей Шаховец, большой проблемой в коммерциализации инновационных проектов в области экологии для малого бизнеса является недоступность финансовых ресурсов. «Мало желающих вкладывать средства в сложные технологические проекты, — говорит он. — В то же время привлечение государственных грантов в экологические проекты регламентируется настолько жестко, что можно легко получить огромные проблемы в виде обвинений в “нецелевом” расходовании. Государство не доверяет малому бизнесу, а малый бизнес боится государства».

В свою очередь, Денис Мигаль отмечает, что отечественные компании и инвесторы не привыкли вкладывать деньги в бережливое потребление — грамотную эксплуатацию, сбор и переработку резины для вторичного производства. «Кроме того, утилизация шин не дает хороших дивидендов, а это тоже существенный сдерживающий фактор, — говорит он. — Например, производство резиновой крошки имеет рентабельность всего 15 процентов». По его мнению, хорошим стимулом для развития этого направления стали бы дополнительные преференции со стороны государства для бизнеса и инвесторов, вкладывающих в безопасную утилизацию или переработку использованных покрышек.

По словам Сергея Шаховца, самыми большими потенциальными потребителями продукции на основе девулканизованной резины являются государственные компании. Например, «Росавтодор», «Автодор», «Российские железные дороги», подразделения МЧС и так далее. Но без административной поддержки попасть в их проекты практически невозможно. «Наша работа в течение последнего года заключалась в том, чтобы получить разрешение применять эластомерный модификатор “Эластодор” для дорожных битумов и асфальтобетонов в дорожном строительстве, — рассказывает он. — Но все усилия пока не дали никаких результатов». По его словам, словесная формулировка бюрократического отказа похожа на некий замкнутый круг, суть которого заключается в том, что «разрешить применять не можем, так как с данным модификатором не построены дороги, а дороги не построены, так как заказчики, проектанты и строители дорог не имеют права использовать неразрешенные материалы».

«На наш взгляд, решение этих вопросов лежит на поверхности, — уверен г-н Шаховец. — В системе ФДА “Росавтодор” и ГК “Автодор” работают аккредитованные лаборатории, тестирующие строительные материалы. Если бы аккредитованная лаборатория провела испытания и дала положительное заключение на применение материала, этого было бы достаточно для использования такого материала в дорожном строительстве. Но, увы, пока такого заключения нет».

Куда катить покрышки

Поскольку использование вторичных материальных ресурсов из переработанных автошин является важной экологической задачей, в качестве стимулирующей меры на государственном уровне необходимо установить обязательный норматив применения модификаторов из переработанных шин в дорожном строительстве, как это практикуется в тех же Соединенных Штатах, считает Сергей Шаховец.

В то же время часть экспертов считает, что ситуацию с шинными свалками необходимо начинать «снизу». Проблема переработки отработанных автомобильных шин во многом зависит от региона, считает руководитель проектов группы компаний SRG Александр Багрецов. Например, в Московской области функционируют предприятия, которые выкупают использованные шины и перерабатывают их в крошку для изготовления покрытий, использующихся на детских площадках, и деталей железнодорожных переездов. «Такие компании принимают крупные партии шин и платят за это сдающему», — говорит он. Но у частных пользователей возникают проблемы, потому что везти несколько покрышек и долго, и невыгодно. Проще купить новые, а старые выбросить, чем усугубить растущую проблему свалок. «Решением проблемы может стать организация пунктов приема бэушных автошин у населения по всему региону, а также мотивировать граждан, например, денежной компенсацией», — полагает Багрецов.

В свою очередь, Сергей Подойников уверен, что главный стимул для утилизации шин — активное применение механизма расширенной ответственности производителей (РОП). «В частности, наш союз ежегодно нанимает переработчиков автошин и платит им дополнительные деньги, — говорит он. — Естественно, мы контролируем процесс, чтобы средства не расходовались бесцельно». К тому же существуют правительственные нормативы утилизации шин, напоминает он. Если в этом году норматив составляет 30% от общего числа, то в следующем он вырастет до 40%. При этом проблемы со сбытом вторичных материалов, полученных в процессе переработки амортизированных шин, нет. Своего потребителя находит и резиновая крошка, и продукты, полученные в процессе пиролиза: пиролизный газ, технический углерод, металл, синтетическая нефть.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Есть работа — есть город Есть работа — есть город

Не стоит фетишизировать цифру целевой численности новых городов

Эксперт
7 лучших советских фильмов ужасов 7 лучших советских фильмов ужасов

Ламповые хорроры из СССР без скримеров, эффектов и 3D

Maxim
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
10 вопросов-ловушек, которые девушки задают на первом свидании, и как на них отвечать 10 вопросов-ловушек, которые девушки задают на первом свидании, и как на них отвечать

О чем девушки спрашивают парней во время знакомства

Maxim
Не поздно нам сделать остановку Не поздно нам сделать остановку

Мы живем в условиях вечной гонки, где остановки все больше похожи на пит-стопы

Men’s Health
Точно в размер Точно в размер

Оптимальные параметры для ванны

Идеи Вашего Дома
Искусственный интеллект пока не может лечить Искусственный интеллект пока не может лечить

Чем технологии искусственного интеллекта могут помочь врачам

Эксперт
В Гончарной слободе раскопали коронационный стакан из гутного стекла XVIII века В Гончарной слободе раскопали коронационный стакан из гутного стекла XVIII века

Российские археологи обнаружили более 500 артефактов в Гончарной слободе

N+1
Михаил Гордин: «Научно-техническую мысль невозможно остановить» Михаил Гордин: «Научно-техническую мысль невозможно остановить»

Россия подтвердила свое умение создавать современные авиадвигатели

Эксперт
Успеть за пятнадцать минут Успеть за пятнадцать минут

Город — источник стресса. Можно ли это изменить?

AD
Почему мы «живем» в социальных сетях: 6 причин Почему мы «живем» в социальных сетях: 6 причин

Чего нам не хватает в реальной жизни, что заставляет нас «зависать» в соцсетях?

Psychologies
«Нелюбимы и одиноки»: что не так с мужчинами, мечтающими о дауншифтинге «Нелюбимы и одиноки»: что не так с мужчинами, мечтающими о дауншифтинге

Топ-менеджеры мечтают об экзотических профессиях, но опасаются реакции супруг

Cosmopolitan
Аффирмации: помогают ли они получить желаемое? Аффирмации: помогают ли они получить желаемое?

Помогает ли самовнушение и как работают аффирмации?

Psychologies
«Муж и его любовница хотят свести меня с ума»: как я стала жертвой газлайтинга «Муж и его любовница хотят свести меня с ума»: как я стала жертвой газлайтинга

Из-за действий мужа и его любовницы она оказалась на грани суицида

Cosmopolitan
10 всеми любимых советских мультфильмов про школу 10 всеми любимых советских мультфильмов про школу

Вспомни смешные и добрые мультфильмы советского детства!

Maxim
Тайна писем Серклвилля: аноним, который терроризировал маленький городок Тайна писем Серклвилля: аноним, который терроризировал маленький городок

Письма, чужое грязное белье и загадочная смерть

Популярная механика
Гештальт-терапия: что это? Гештальт-терапия: что это?

Если взять на себя ответственность за свою жизнь, можно решить многие проблемы

Cosmopolitan
Как выбрать пиджак, который хорошо сядет на фигуре, — главные правила и советы Как выбрать пиджак, который хорошо сядет на фигуре, — главные правила и советы

На какие нюансы обратить внимание, чтобы найти идеальную посадку пиджака

Cosmopolitan
Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки

Разбираем словесные приемы и неэтичные риторические установки

Inc.
«Мои секреты счастливого брака: психологи такого не посоветуют» «Мои секреты счастливого брака: психологи такого не посоветуют»

Наша героиня рассказывает историю своего брака, психолог комментирует

Psychologies
Маленькое розовое платье: каким получился хоррор «Прошлой ночью в Сохо» Маленькое розовое платье: каким получился хоррор «Прошлой ночью в Сохо»

«Прошлой ночью в Сохо» — хоррор о моде, 1960-х и путешествиях во времени

РБК
Почему вы вечно ничего не успеваете Почему вы вечно ничего не успеваете

Несколько не самых очевидных факторов, из-за которых вы ничего не успеваете

GQ
Предел функции Предел функции

Многоуровневый функциональный интерьер в духе конструктивистских ячеек XX века

AD
Лазер, зажигающий Солнце на Земле Лазер, зажигающий Солнце на Земле

Сергей Гаранин рассказывает о состоянии разработок лазерного термояда

Эксперт
Запасной аэродром: как узнать, что ты им стала Запасной аэродром: как узнать, что ты им стала

Как понять, ухаживает он за тобой или просто держит «на всякий случай»?

Cosmopolitan
Восстановить близость Восстановить близость

Как делить постель после измены партнера?

Psychologies
Новые секреты Новые секреты

Замена замков на входной двери

Идеи Вашего Дома
«Я разрыдалась, мерзко!»: Катина, Кошкина и другие звезды о встречах с маньяками «Я разрыдалась, мерзко!»: Катина, Кошкина и другие звезды о встречах с маньяками

Звездные героини нашей статьи столкнулись лицом к лицу с маньяками

Cosmopolitan
Планетарные риски русских пожаров Планетарные риски русских пожаров

Как сегодня борются с лесными пожарами?

Эксперт
Как российские художники осваивают дополненную реальность Как российские художники осваивают дополненную реальность

Медиаискусство выходит на новый уровень, и сейчас мы об этом поговорим

GQ
Открыть в приложении