Андрей Кончаловский снял фильм о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске

ЭкспертСобытия

«Дорогие товарищи»: партработник спускается в ад

Андрей Кончаловский снял фильм о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 году.

Вячеслав Суриков

«Дорогие товарищи» выдвинут от России на соискание премии «Оскар»

В отечественном кинематографе у Андрея Кончаловского исключительный статус. Он снял первый полнометражный фильм в середине шестидесятых и прошагал сквозь последующие десятилетия истории отечественного и мирового кинематографа, не снижая темпа выпуска своих новых проектов, и уровень их международного признания всегда оставался высоким. Был причастным как соавтор сценария к триумфу на Венецианском фестивале 1962 года первого фильма Андрея Тарковского «Иваново детство», а спустя полвека три из четырех последовательно снятых им фильмов не только попадают в конкурсную программу фестиваля, но и удостаиваются его призов. «Белые ночи почтальона Тряпицына» и «Рай» получили «Серебряного льва» за режиссерскую работу. «Дорогие товарищи» — Специальный приз жюри. Кончаловский — классик отечественного кинематографа и часть мировой интеллектуальной элиты, принадлежность к которой он утвердил своим творческим путем, несмотря на то что периодически отклонялся на нем в сторону откровенно коммерческих проектов.

Вот хроника творческой деятельности Андрея Кончаловского последних двух лет, поражающая сверхчеловеческой интенсивностью и широтой диапазона: март прошлого года — премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» на сцене МХАТ имени М. Горького, май — премьера оперы «Отелло» на сцене МАМТ, ноябрь — в прокат выходит фильм «Грех» о судьбе Микеланджело. В том же году в Риме он выпустил спектакль «Amadeus». Сентябрь нынешнего года — премьера «Дорогих товарищей» в конкурсной программе Венецианского фестиваля. Октябрь — премьера документального фильма «Человек неунывающий» в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. Все это время Кончаловский продолжает вести авторский курс в ГИТИСе, набранный три года назад.

В «Дорогих товарищах» главную роль играет Юлия Высоцкая. Место действия фильма — ее родной город Новочеркасск. Семейные творческие дуэты в кино и театре не редкость, но и здесь есть чему удивиться: Кончаловский доверил жене главные роли в семи спектаклях и в семи фильмах.

Конфликт трех поколений

Историю трагических событий в Новочеркасске в 1962 году Кончаловский показывает глазами героини Юлии Высоцкой. В прошлом фронтовик, ныне партийный работник, она мечется между верой в советские идеологемы и любовью к дочери: та те же самые идеологемы интерпретирует совершенно иначе — с точки зрения материалов XXII съезда партии, на котором ее первое лицо Никита Хрущев разоблачил преступную деятельность своего предшественника Иосифа Сталина. Для матери именно Сталин, несмотря ни на что, остается олицетворением высшей справедливости, проявлявшейся прежде всего в снижении цен. Ее не смущает обладание привилегией получать продукты в обход обывателей, толкущихся в очереди в продовольственном магазине. Спецпаек — часть устоявшейся в ее сознании системы советской социальной справедливости. Акцию протеста рабочих, не выдержавших очередной экономической неурядицы начала шестидесятых, она воспринимает как нечто недопустимое и в присутствии высших партийных чинов без стеснения призывает расстрелять ее зачинщиков.

Кончаловский точно обозначает возраст героини Высоцкой: она родилась в 1925 году. Ее детство пришлось на тридцатые годы, общеупотребительную риторику которых она и воспроизводит, столкнувшись с явлением, выходящим за рамки ее представлений об этике поведения советского человека. Чтобы хоть как-то объяснить себе протесты, она характеризует их участников как людей из криминального мира. Ее отец — представитель поколения донских казаков, воевавших за царя и отечество в Первую мировую войну и потерявших родных и близких в ходе раскулачивания зажиточных крестьян в начале тридцатых. На демонстрацию он идти не собирается, но, почувствовав, что наступают смутные дни, достает из сундука спрятанную там икону и демонстративно надевает форму солдата царской армии с приколотыми к ней георгиевскими крестами. На акцию протеста выходит дочь героини, родившаяся в 1944-м, убежденная в демократичности советского строя. Она оказывается с матерью по разные стороны баррикад и попадает под обстрел снайперов.

Картина попала в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля и получила Специальный приз жюри

Трагедия с оптимистическим концом

Вечером дочь не возвращается домой, и мать оправляется искать ее среди раненых и погибших. Не позволяя зрителям опомниться после натуралистичной сцены расстрела акции протеста, Кончаловский отправляет героиню Высоцкой по новым кругам ада — сначала в морг: она видит трупы, небрежно сваленные на полу, потом в больницу: там врачи подписывают обязательство не разглашать события последних дней под угрозой смертной казни, затем в сопровождении симпатизирующего ей сотрудника спецслужб попадает на кладбище, где мертвые тела хаотично, на скорую руку, захоронены в случайных могилах. В своих интервью Кончаловский дает ключ к пониманию сюжета: концепция «Дорогих товарищей» возникла у него в процессе работы над итальянской постановкой пьесы Софокла «Эдип в Колоне», в которой Юлия Высоцкая играла роль Антигоны — персонажа, олицетворяющего приоритет священного родственного долга погребения умерших над любыми законами, установленными смертными. И утрата мертвого тела дочери угнетает партийную работницу даже больше, чем ее смерть.

У фильма счастливый финал. Гибель дочери, заставившая мать усомниться в безупречности советского строя, оказывается мнимой: смерть только мигнула ей в ответ на неосторожный призыв к расстрелу. Когда судьба искушает ее уже публично оправдать жестокость мер, принятых властями, она физически не в состоянии произнести текст, написанный на бумаге. И в награду за этот, всего лишь вынужденный, отказ смерть словно бы ослабляет хватку и возвращает ей дочь. Прежде, по пути с кладбища, где женщина порывалась руками разрыть могилу, она понимает, что утратила веру в советские идеалы. Но Кончаловский, вместо того чтобы дать своей героине артикулировать ее сомнения, демонстрирует нам, как та пытается вернуться в прежнее состояние — когда все казалось незыблемым. Она принимает «обезболивающее» — стирающий память алкоголь — и пытается напеть песню из брызжущего оптимизмом кинофильма «Весна», стремясь вернуть в свое сознание образ советского рая — образ, замещающий реальность с ее повседневными проблемами.

«Дорогие товарищи» — седьмой фильм Андрея Кончаловского с Юлией Высоцкой в главной роли

Образ русского бунта

«Дорогие товарищи», в отличие от «Союза спасения», прошлогоднего высказывания Андрея Кравчука на тему русского бунта, рассказывают его историю не изнутри — с точки зрения бунтовщиков, а с позиции противоположной стороны. Для партийных функционеров против них выступает обезличенная толпа. Градус коллективного гнева настолько высок, что он заставляет перейти рациональную черту. Повод для протеста — резкое снижение доходов: рабочим повышают нормы выработки на фоне увеличения цен на продукты. Мы не видим лидеров бунта — перед нами люди, спаянные советским чувством солидарности. У них нет ни плана, ни четко поставленных целей. Ими движет мнимая надежда, что, преодолев информационную преграду и достучавшись до высших партийных чинов, они смогут добиться экономических послаблений. Предел их протестных действий — захват здания горкома. Они беззащитны перед сотрудниками спецслужб, которые четко и слаженно делают свое дело: фотографируют протестующих и покидают их ряды ровно перед тем, как должны раздаться выстрелы.

Для повествования об одном из фрагментов советской истории Кончаловский выбирает жанр античной трагедии: он рассказывает о людях, оказавшихся под властью обстоятельств. Никто из них не желает абсолютного зла — каждый играет свою роль в уже сложившейся системе отношений, которая до поры до времени работает безотказно. Но внезапно она дестабилизируется: боги посылают людям испытания, заставляя нарушить привычный алгоритм действий, переворачивая их представления о мире, загоняя в неразрешимые ситуации. Есть у них выбор или это только его иллюзия? Насколько человек властен над своей судьбой? Где пролегает черта, перейдя которую он уже не сможет вернуться назад — к прежнему себе? Кончаловский задается вопросами, на которые не может быть точных ответов. Вместо ответов он выписывает зрителям рецепт надежды на чудо, возможное даже в самой безысходной ситуации: словно у Орфея все-таки был шанс вывести Эвридику из царства мертвых — даже после того, как он обернулся.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как сыграть на гитаре с помощью киберруки Как сыграть на гитаре с помощью киберруки

Компания «Моторика» привлекла 400 млн рублей венчурных инвестиций

Эксперт
Пластичность мозга Пластичность мозга

Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции мозга

kiozk originals
Омниканальная мода Омниканальная мода

Российская индустрия моды стагнирует

Эксперт
Обещают жару Обещают жару

Почему-то наши маленькие новогодние клятвы редко касаются секса. А зря!

Cosmopolitan
Карабах: новая пробоина в российской обороне Карабах: новая пробоина в российской обороне

Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном — и успех, и неудача для России

Эксперт
Коронованная принцесса. Как создавались наряды Дианы для сериала «Корона» Коронованная принцесса. Как создавались наряды Дианы для сериала «Корона»

Анна Баштовая — о том, как создавался образ принцессы Дианы в 4 сезоне «Короны»

Esquire
​​​​​​​«Азербайджанцы ехали как в мирное время: ни завалов, ни разрушений, ни минных заграждений» ​​​​​​​«Азербайджанцы ехали как в мирное время: ни завалов, ни разрушений, ни минных заграждений»

Виктор Мураховский — о том, почему Армения проиграла войну за Карабах

Эксперт
Обречены жить Обречены жить

Отечественные станкостроители планируют удвоить выпуск продукции и ее экспорт

Эксперт
Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
Даже лучший алгоритм может навредить человеку Даже лучший алгоритм может навредить человеку

Олег Бяхов — об этичных трендах и общении с искусственным интеллектом

РБК
Вертикальная зачистка Вертикальная зачистка

Власти заявили об административной «оптимизации» по новой схеме

Эксперт
5 нелепых исторических событий 5 нелепых исторических событий

Самые удивительные и необычные исторические факты, в которые трудно поверить

Maxim
5 непростых историй: дочери знаменитостей с серьезными проблемами с наркотиками 5 непростых историй: дочери знаменитостей с серьезными проблемами с наркотиками

5 историй о наследницах известных фамилий, которые оказались на грани пропасти

Cosmopolitan
Этан, метан, азот и Титан Этан, метан, азот и Титан

Титан можно было бы даже сравнить с Землёй, если бы не одно «но»

Наука и жизнь
10 вопросов к Уиллему Дефо 10 вопросов к Уиллему Дефо

Уиллем Дефо – главный характерный актер Голливуда и культовая фигура

Playboy
Почему в России так не любят шпионов Почему в России так не любят шпионов

Шпион – это зло абсолютное, неисправимое

GQ
«Я уже ничего не боюсь» «Я уже ничего не боюсь»

Алексей Учитель о своем «Цое» и старой и новой цензуре

Weekend
А ну, дыхни! А ну, дыхни!

Какие тесты на содержание алкоголя в крови существуют, и чем они отличаются?

Здоровье
Что известные автомобильные бренды выпускали во время Второй мировой Что известные автомобильные бренды выпускали во время Второй мировой

Вспомнили типичную для 40-х годов XX века продукцию автомобильных брендов

Maxim
Элементарно Элементарно

Эта калифорнийская резиденция стала подлинным гимном естественности

SALON-Interior
«Не считаю себя селебрити» «Не считаю себя селебрити»

Евгений Цыганов может отмечать премьеры едва ли не каждый день

Огонёк
8 итальянцев, имена которых замаскировались под обычные слова 8 итальянцев, имена которых замаскировались под обычные слова

Восемь итальянских фамилий, которые впоследствии стали именами нарицательными

Maxim
Смерть обсерватории Смерть обсерватории

После серии аварий «культовый» телескоп Arecibo может закрыться навсегда

Популярная механика
35 лет ОС Windows: как выглядела самая первая версия ОС 35 лет ОС Windows: как выглядела самая первая версия ОС

Как пользовались Windows до того, как это стало модным

Maxim
Город без нагромождений Город без нагромождений

Новое оборудование для сотовых сетей не портит городских пейзажей

РБК
7 фактов о Стивене Хокинге, которых вы не знали 7 фактов о Стивене Хокинге, которых вы не знали

Стивен Хокинг писал детские книги и был дерзким водителем инвалидной коляски

Популярная механика
Пангея завтрашнего дня: могут ли континенты снова объединиться Пангея завтрашнего дня: могут ли континенты снова объединиться

Пангея – не единственный суперконтинент в истории Земли

Популярная механика

Люсиль Болл до сих пор остается в списке лучших комедийных актрис ХХ века

Cosmopolitan
Арсений Коган Арсений Коган

Он создал сервис, который позволяет легко переводить слова из печатных книг

Собака.ru

Выход четвертого сезона сериала “Корона” вызвал интерес к жизни принцессы Дианы

Cosmopolitan
Открыть в приложении