Треть предприятий российского авторитейла может оказаться на грани разорения

ЭкспертБизнес

Авторитейл включил аварийный сигнал

Треть предприятий российского авторитейла скоро может оказаться на грани разорения. Отрасль просит у государства налоговых и других льгот, а также решительных действий в долгосрочной перспективе для создания прозрачного рынка услуг по продаже автомобилей

Алексей Грамматчиков

Артем Геодакян/ТАСС

Наряду с другими отраслями экономики бизнес по продаже и обслуживанию автомобилей сегодня попал в критическую ситуацию: из-за карантина в большинстве российских регионов оказались под запретом не только их продажа, но и обслуживание, что снизило выручку авторитейла практически до нуля. Одновременно он ощущает на себе и последствия новой девальвации рубля: из-за начавшегося роста цен неминуем очередной существенный спад спроса. «Продленные до конца апреля выходные в связи с распространением коронавируса очень негативно отразились на всех предприятиях розничной торговли, в том числе на автодилерах, — говорит Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы автодилерских компаний «Автоспеццентр». - Расходы остались прежними: аренда, обслуживание бизнеса, зарплаты сотрудникам, а доходы значительно сократились. Это может стать причиной закрытия до 30 процентов компаний-автодилеров».

Десятая часть розницы

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в настоящее время в России насчитывается 3300 дилерских автоцентров, в которых работает более 300 тыс. человек. Ежегодный оборот российского авторитейла — порядка трех триллионов рублей, это чуть меньше десяти процентов оборота всей российской розницы (по данным Росстата, 33,5 трлн рублей в 2019 году). Самые крупные предприятия российского авторитейла — «Рольф», «Автомир», «Мейджор», «Транстехсервис», «Ключавто», «Авилон», «Автоспеццентр»: они продают по 30–80 тыс. автомобилей в год, ежегодный оборот ведущих автодилеров достигает 50–150 млрд рублей.

В свое время участники авторынка рассчитывали, что в России будет ежегодно продаваться три-четыре миллиона автомобилей, на самом же деле продажи в последние годы оказались почти вдвое меньше. В итоге авторитейл в России превратился в довольно рискованный бизнес, из которого на обочину вылетают порядка сотни компаний ежегодно: по данным аналитического агентства «Автостат», если в начале 2012 года в России насчитывалось 4100 тыс. автодилеров, то на начало 2020-го их осталось 3300 (см. график 1).

Одно из наиболее громких разорений последних лет — гибель в 2018 году компании Genser, которая перед своим закрытием продавала в год около 30 тыс. автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны, имея выручку около 50 млрд рублей в год. Помимо Genser разорились такие крупные автодилеры, как «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar, Land Rover), «Аояма» (Honda), «Рус-лан» (Volkswagen). Ну а в прошлом году дилерский бизнес всколыхнуло судебное дело против ведущей компании отрасли «Рольф», руководство которой обвиняют в валютных махинациях. Сегодня часть топ-менеджмента компании находится под следствием и в розыске. На рынке ходят слухи о возможной продажи части активов «Рольфа», однако пока компания продолжает свою деятельность, удерживая лидерские позиции.

В ближайшее время в отрасли не исключены новые громкие банкротства. «Сейчас, в отсутствие продаж, российский авторитейл находится в тяжелейшем состоянии: по нашим оценкам, от 10 до 30 процентов предприятий в ближайшее время могут оказаться на грани банкротства», — с горечью констатирует Олег Мосеев, президент ассоциации РОАД.

Снизить налоговое давление

Как и другие розничные компании, автодилеры просят помощи у государства: они неоднократно писали коллективные письма и петиции в правительство, но пока их призывы о помощи игнорируются. Разве что недавно бизнес, связанный с продажей и ремонтом автомобилей, попал в список пострадавших отраслей Центробанка. Однако автодилерам этого мало: «Надеемся, что нас внесут в правительственный список пострадавших отраслей, туда, допустим, попали прачечные и химчистки, мы считаем, что значимость нашей деятельности не меньше», — говорит Олег Мосеев.

В нынешней тяжелой ситуации автодилеры надеются на ряд льгот и послаблений, прежде всего связанных с налоговым регулированием. В частности, они надеются, что правительство распространит на них действие пониженной ставки единого социального налога (ЕСН). «Затраты на фонд заработной платы в автодилерском бизнесе — одна из самых значимых величин, — продолжает Олег Мосеев. — Например, в автосервисе от 50 до 70 процентов расходов, в зависимости от региона и бренда компании, уходит на зарплаты сотрудникам, поэтому снижение ставки социального налога было бы существенной помощью».

Кроме того, автодилеры также просят сделать отсрочку выплат по налогам на имущество и на землю, по НДС, а также не прекращать действие упрощенного режима налогообложения для автосервисов — отменить его планировалось в 2021 году, но компании просят продлить его как минимум еще на три года. Помимо этого, как и представители других отраслей, автодилеры просят более доступных кредитов. «Автомобильный бизнес очень закредитован, оборот по отрасли составляет более трех триллионов рублей в год, и такие обороты можно поддерживать только при условии благоприятного банковского финансирования, — говорит Олег Мосеев. — С началом кризиса некоторые банки начали писать дилерам письма о закрытии лимитов кредитования и даже о повышении процентных ставок, выдвигать другие требования. Мы рассчитываем на то, что государство вмешается и запретит банкам разорять дилерский бизнес, обяжет их следовать зафиксированным ранее договоренностям. Недавно Центробанк признал нашу отрасль пострадавшей, поэтому мы рассчитываем на понимание в этом вопросе».

Наконец, по мнению автодилеров, можно бы было обратиться к зарубежному опыту с выдачей грантов. «Мы общаемся с коллегами из США, у них в некоторых штатах появилась система грантов — это прямые субсидии, в том числе автодилерскому бизнесу, нацеленные на сохранение рабочих мест. Государство возмещает до 80 процентов расходов на заработную плату тем компаниям, которые не увольняют сотрудников. Логика здесь проста: благодаря этим выплатам люди не идут на биржу труда и не получают от государства денег уже в виде пособий. При этом, как только ситуация улучшается, бизнес может быстро восстановиться, так как у него остается трудовой коллектив и можно легко опять начать работать в полную силу. Российские власти на прошлой неделе объявили о программе подобных выплат для ряда предприятий, прежде всего малого бизнеса. Рассчитываем, что эта практика будет распространена и на нашу отрасль», — говорят в РОАД.

Повысить прозрачность бизнеса

В более долгосрочной перспективе автодилеры рассчитывают и на более активную позицию регулятора в решении ряда важных для авторитейла вопросов. Например, это касается продажи подержанных автомобилей. Это направление сейчас считается очень перспективным: по оценкам «Автостата», по итогам прошлого года объем рынка автомобилей с пробегом достиг 5,4 млн единиц, это в три раза больше объема рынка новых автомобилей. Между тем в России лишь около 20% подержанных автомобилей сейчас продается через сети автодилеров, основная часть реализуется по старинке — через объявления о купле-продажи. Из-за этого, по словам дилеров, сегмент купли-продажи автомобилей с пробегом в России скорее похож не на цивилизованный рынок, как в других странах, а на стихийный базар со всеми вытекающими рисками как для продавцов, так и для покупателей.

Ежегодно с рынка уходит сотня автодилеров

Направить продажи подержанных машин в цивилизованное русло мешают недостатки регулирования: речь, в частности, идет о проблеме «двойного НДС», когда автодилер вынужден платить этот существенный налог дважды — в момент приобретения автомобиля у его старого владельца и в момент его продажи новому собственнику. Поэтому покупать-продавать автомобили через дилеров становится невыгодно.

И еще серьезная проблема: мошенничество, связанное со «скручиванием» показателя реального пробега автомобиля перед продажей. Автодилеры давно призывают регулятора ужесточить наказание за такие действия, но до сих пор подобные манипуляции с машиной остаются безнаказанными. «Один из крупнейших автодилеров США Carline за прошедший год продал более 200 тысяч подержанных автомобилей, причем сделал это онлайн, без предварительного визита покупателя в дилерский центр, — отмечает Олег Мосеев. — Этот показатель наглядно иллюстрирует прозрачность американского рынка подержанных автомобилей и об уверенности покупателей, что их не обманут».

Сегодня, в период карантина, как и в других сегментах отрасли розничной торговли, в авторитейле начали активно развивать направление продаж автомобилей онлайн. «У нас сейчас сервис онлайн-продаж очень востребован, — рассказывает Андрей Павлович, председатель правления автодилерской компании “Авилон”. — Складской ресурс у дилеров пока закуплен по старым ценам, и любая новая поставка будет однозначно дороже. Мы отмечаем хорошую статистику по интернет-услугам: сейчас мы принимаем 20–25 онлайн-заказов в день, и их число увеличивается. При этом доставка забронированных автомобилей будет происходить уже после карантина, а продемонстрировать автомобиль нам помогают ранее отснятые фотографии и видео».

Однако и на пути развития онлайн-торговли автомобилями в России есть острые подводные камни, связанные, в частности, с высокой комиссией банков за дистанционную оплату таких значимых покупок, как автомобиль, что делает такого рода приобретения невыгодными. Впрочем, стоит признать, что и сами автодилеры оказались не готовы к развитию онлайн-продаж. «Дилерам нужно создавать удобную инфраструктуру в онлайне: на сайте должна быть подробная информация обо всех моделях и комплектациях, простая и понятная инфраструктура для оплаты покупки», — продолжает Андрей Павлович. Это позволит преодолеть психологический барьер у покупателей — пока большинству из них важно увидеть автомобиль вживую.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

А те, кто толще нас, уже едят А те, кто толще нас, уже едят

Центробанк расширяет и удешевляет доступ к ликвидности для крупнейших банков

Эксперт
Николя Барро: Любовные письма с Монмартра Николя Барро: Любовные письма с Монмартра

Смерть жены выбивает молодого писателя Жюльена Азуле из колеи

СНОБ
Цифровизация под давлением Цифровизация под давлением

Удаленная работа не спасет ИТ-индустрию

Эксперт
Александр Макеев: Личный опыт поиска репрессированных Александр Макеев: Личный опыт поиска репрессированных

Александр Макеев рассказывает, как собирал данные о репрессированном прадеде

СНОБ
Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие

В России начал формироваться рынок аренды вещей на базе новых онлайн-платформ

Эксперт
Лика Мизинова. Гнездо для чайки Лика Мизинова. Гнездо для чайки

В своих рассказах Чехов много раз использовал реалии судьбы Лики Мизиновой

Караван историй
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
Российский стартап Openface научил алгоритм определять проблемы кожи и запустил производство индивидуальной косметики Российский стартап Openface научил алгоритм определять проблемы кожи и запустил производство индивидуальной косметики

Тренд на персонализацию добрался и до косметики

VC.RU
Продовольствие пошло в рост Продовольствие пошло в рост

Новое обострение отношений между розницей и производителями продуктов питания

Эксперт
И сериал посмотреть, и в Zoom выйти: 8 лайфхаков для домашнего гардероба в карантине И сериал посмотреть, и в Zoom выйти: 8 лайфхаков для домашнего гардероба в карантине

Как одеваться для работы дома — бесплатно, красиво и с комфортом

Forbes
Чума без пира Чума без пира

Посещаемость столичных ресторанов за последние две недели резко упала

Эксперт
Больше позитива! Больше позитива!

Может ли на самом деле пессимист стать оптимистом? А самое главное – нужно ли?

Лиза
Идеальный шанс нарастить производство Идеальный шанс нарастить производство

Валерий Покорняк рассказывает о возможностях российского бизнеса на фоне кризиса

Эксперт
Фрол Буримский Фрол Буримский

Нужна ли мода в эпоху обнуления? Конечно! Если в нее заложен сверхсмысл

Собака.ru
То, чего не может быть То, чего не может быть

У любого униформологического парадокса есть своё историческое объяснение

Дилетант
Яркость новой V906 Киля объяснили ударным происхождением Яркость новой V906 Киля объяснили ударным происхождением

Большая часть излучения при вспышках новых звезд — выделение энергии

N+1
5 привычек, опасных для мозга (от них нужно срочно избавиться) 5 привычек, опасных для мозга (от них нужно срочно избавиться)

Мозг — один из самых главных органов в твоем теле

Playboy
«Уснуть в этой ситуации  — значит умереть». Как осознанно управлять здоровьем во время кризиса и самоизоляции «Уснуть в этой ситуации  — значит умереть». Как осознанно управлять здоровьем во время кризиса и самоизоляции

Как противостоять мощнейшему стрессу, которому мы подвергаемся на самоизоляции

Forbes
Полезная девальвация: банкам пришлось резко поднять ставки по вкладам в долларах Полезная девальвация: банкам пришлось резко поднять ставки по вкладам в долларах

Несколько российских банков в марте и апреле повысили ставки по валютным вкладам

Forbes
Богаты и одиноки: 17 миллиардеров-холостяков из России Богаты и одиноки: 17 миллиардеров-холостяков из России

Кто из богатейших россиян не спешит связывать себя узами брака?

Forbes
Фейковые новости: как мы сеем панику в соцсетях Фейковые новости: как мы сеем панику в соцсетях

Зачем многие так увлеченно сеют панику

Psychologies
Коллекция автомобилей Роберта Дауни-младшего Коллекция автомобилей Роберта Дауни-младшего

Роберт Дауни-младший остается верен своей главной слабости – автомобилям

GQ
Все, что вам нужно знать о часовой студии MAD Paris Все, что вам нужно знать о часовой студии MAD Paris

Парижане создают безумно красивые и дорогие кастомные версии люксовых часов

GQ
Пять поколений парфюмеров Пять поколений парфюмеров

Пьер-Франсуа-Паскаля Герлена успеха добился сам

Караван историй
Уме Турман - 50! Авария, преследование и другие подробности ее насыщенной жизни Уме Турман - 50! Авария, преследование и другие подробности ее насыщенной жизни

Вспоминаем интересные моменты из насыщенной биографии Умы Турман

Cosmopolitan
Константин Хабенский: «Страшнее всего стать ментором» Константин Хабенский: «Страшнее всего стать ментором»

Константин Хабенский — о правилах профессии, рефлексии и дружбе с автомобилем

РБК
Секс на карантине: да, нет, не знаю Секс на карантине: да, нет, не знаю

Изоляция с любимым человеком — что может быть приятнее

Psychologies
Живи, как девчонка: каково придётся мужчинам на месте женщин Живи, как девчонка: каково придётся мужчинам на месте женщин

Как будут жить мужчины, если они вдруг окажутся на месте женщин

Cosmopolitan
Новозеландского крапивника заподозрили в способности впадать в спячку Новозеландского крапивника заподозрили в способности впадать в спячку

Пока считается, что впадать в спячку может только один из американских козодоев

N+1
Перестройка XXI века Перестройка XXI века

Михаил Насибулин — о стимулах и барьерах на пути развития цифровых технологий

РБК
Открыть в приложении