Дыра в ВВП: чем грозит экономике гибель малого бизнеса в России
Уже сейчас можно приблизительно оценить последствия кризиса и пандемии для малого бизнеса и экономики России в целом. Расчетами, выполненными в ИПЭИ РАНХиГС, поделилась с Forbes заведующая лабораторией исследования проблем предпринимательства Вера Баринова.
Пандемия коронавируса принесла за собой серьезные экономические последствия, которые затронули и Россию. Москвичи уже месяц соблюдают режим самоизоляции, в других крупнейших городах введены схожие ограничительные меры. Как результат, резко упал спрос на потребительские товары и услуги, сфера обслуживания терпит огромные убытки.
Наиболее сильный удар пришелся на сектор малого и среднего предпринимательства (МСП): рестораны, гостиницы, салоны красоты и парикмахерские, развлечения, спорт, туризм, розничные непродовольственные магазины. Фактически спрос на услуги указанных отраслей в условиях карантина упал в разы. Соответственно упала и выручка, тогда как обязательные затраты остались неизменными: выплаты по кредитам, арендные платежи, заработная плата, налоги и социальные взносы. Возникший кассовый разрыв, вероятнее всего, приведет к массовым банкротствам.
Уже сейчас можно предварительно оценить ущерб от текущего кризиса, включая его влияние на выручку, занятость, кредитование и число фирм сектора МСП.
Все виды бизнесов, которые не успели перейти на предоставление товаров и услуг в онлайн-формате, или бизнес-модель которых предполагает исключительно личное предоставление услуг, сейчас подвержены риску банкротства. Аналитики Сбербанка отметили в марте-апреле сильный рост расходов на телекоммуникационное оборудование (+50,37%), лекарства и медицинские товары (+22,19%), бытовую технику и электронику (+21,2%), а также на алкоголь (+8,9%). Потребительский спрос упал по всем остальным категориям трат, по некоторым — более чем на 90%: это турагентства, ювелирные изделия, авиабилеты, одежда, обувь и аксессуары, салоны красоты/массаж/SPA, спорт, образование.