Деньги из вакуума: как завлечь инвесторов в космос
За последние 35 лет в проекты, связанные с космосом, было вложено более $18 млрд. Почему роль государств остается главной, несмотря на успехи Илона Маска и других компаний
Космическая отрасль начала год многообещающе: китайский аппарат Chang'e-4 совершил посадку на Луне, американский зонд New Horizons достиг самого удаленного объекта, к которому когда либо летал созданный человеком аппарат, а впереди еще запуски новых пилотируемых кораблей США. Как дела c частными проектами за пределами контрактов NASA и космических агентств других стран?
По данным Spacenews, в феврале один из самых амбициозных проектов по созданию космического отеля, разрабатываемый компанией Orion Span, оказался на грани выживания, не вызвав интереса со стороны инвесторов. Предполагалось создание на орбите полноценной туристической станции: жилой модуль на 160 кубических метров — примерно шестая часть того, что доступно на МКС — мог стать временным домом для шести человек.
Койко-место в таком отеле обошлось бы в $9,5 млн, а первых посетителей поднять на орбиту стартаперы обещали уже в 2022 году. Orion Span сумела «поднять» лишь $230 000 из запрошенных $2 млн. Это свидетельствует либо о неграмотной политике по привлечению инвестиций, либо об отсутствии интереса к подобным проектам. Перестали ли инвесторы интересоваться космосом? Ответ на этот вопрос дает исследование компании Seraphim Capital.
Без особого интереса
С 2014 года началось интенсивное финансирование космоса частными инвесторами: на последние пять лет приходится две трети всех инвестиций в космос. Как свидетельствуют данные Seraphim Capital, сегодня инвестиции в космическую отрасль в целом растут, но далеко не во всех сферах, где возникают новые проекты. Так, общий объем венчурных инвестиций в космические проекты достиг в 2018 году отметки в $3,25 млрд, увеличившись почти на 30% по сравнению с 2017 годом. Эти подсчеты коррелируют с данными финансовой сервисной компании Space Angels — она сообщила об инвестиции $2,97 млрд в 2018 году.
Несмотря на некоторую разницу в оценках, обе структуры отмечают наибольшую привлекательность услуг по запуску ракет и выводу космических аппаратов на орбиту Земли. В проекты подобного рода вложено $1,3-1,6 млрд. Интересная тенденция — малые носители, создаваемые Rocket Lab и другими компаниями. Они привлекают инвесторов возможностью запуска малых спутников с помощью дешевых и быстрых в сборке ракет с относительно небольшой подъемной силой. Вторая по привлекательности область — производство