Бог с ними: как складывались отношения моды и религии на протяжении XX века
Вспоминает Ольга Михайловская, вдохновившись майской выставкой в Метрополитен-музее
![[GALLERY:27234]](https://cs.kiozk.ru/content/article/arf/u39/sxr/mjv6ksdzwcgdqnltdyv3rft/ej1doy.jpg?v=1&temp_url_sig=aejAzZiP7nG22ZPu4mjGNQ&temp_url_expires=1740330012)
На последнем показе Dolce & Gabbana модели, прикрыв головы кружевными накидками, гордо несли на груди надпись fashion sinner, а на подолах юбок — Santa Moda. В преддверии главной модной выставки года Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination, про которую мы вам уже рассказывали, подобные высказывания выглядели не только смелыми, но и особенно уместными.
А тем временем история моды знала множество примеров тех самых культурных заимствований из той самой религиозной иконографии, или попросту из гардероба служителей культа. Католики тут, понятно, в первых рядах. За примерами далеко ходить не надо. Первый: любимые черные платья и белые воротнички из монастырского детства главной модернистки ХХ века Коко Шанель. Второй: баснословный rose shocking ее заклятой соперницы, сюрреалистки и скандалистки от моды Эльзы Скьяпарелли. Это не что иное, как цвет мантий католических патриархов, торжественные сборища которых она наблюдала из окон своей квартиры напротив собора Святого Петра. Сходство с одеяниями францисканских монахов угадывалось и в работах Кристобаля Баленсиаги.

![[GALLERY:27100]](https://cs.kiozk.ru/content/article/arf/u39/sxr/mjv6ksdzwcgdqnltdyv3rft/9ptzjn.jpg?v=1&temp_url_sig=XHwVKme5MD0WBfkMVMRUdA&temp_url_expires=1740330012)
Постмодернистские 1980-е позволили дизайнерам обращаться с религиозной символикой запросто — гигантские кресты, украшенные разноцветными камнями и стразами, стали любимым модным украшением. А знаменитая обложка американского Vogue 1988 года, на которой кутюрный топ Кристиана Лакруа с вышитым во всю грудь крестом был надет со стираными джинсами Guess, вообще открыла новую эру во взаимоотношениях высокого и низкого, сакрального и бытового. И то, что это была первая обложка Анны Винтур в качестве главного редактора американского Vogue, лишь четче обозначило все эти вехи. Конечно, 1990-е с их раскрепощенностью могли позволить Жан-Полю Готье вышивать осененный нимбом лик Христа на поясах-триптихах в зимней коллекции Haute Couture 1997, а Александру Маккуину в том же году — поместить фрагменты ренессансного распятия на сложнейшего кроя жакет, превращая церковную живопись XV века в замысловатый принт. Ну и конечно,