В розничной торговле меняются приоритеты

ForbesБизнес

Близко и дешево. Почему покупатели перестают ходить в гипермаркеты

В розничной торговле меняются приоритеты. Люди больше не готовы ездить в огромные загородные ТЦ за продуктами. Вместо этого клиенты совершают покупки в маленьких магазинах у дома или заказывают товары онлайн

Андрей Карпов 

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

В 2017 году оборот розничной торговли России в физическом выражении вырос на 1,2%, до 29,8 трлн рублей. Этот незначительный рост зафиксирован на фоне недавнего падения на 4,6% и 10% в 2016 и 2015 годах соответственно.

Текущую тенденцию нельзя назвать полноценным восстановлением — скорее, тренд говорит о стабилизации на новом минимуме. Об этом же свидетельствует замедленное снижение реальных доходов населения в 2017 году до -1,7% по сравнению с -5,8% годом ранее. Таким образом, у торговых сетей (за исключением немногих лидеров) не осталось пространства для экстенсивного роста. Теперь российским ретейлерам придется жестко конкурировать за каждого покупателя.

Гипермаркеты теряют аудиторию

За последние годы исчезла ценовая разница между магазинами у дома и большими форматами. Раньше в гипермаркетах продукты стоили существенно дешевле: разница доходила до 10-20%. Покупатель раз в неделю туда ездил, чтобы купить много, но относительно дешевле. Сейчас у людей меньше денег, покупатели изначально нацелены на низкие цены: можно говорить, что в России сформировалась зависимость от скидок.

Кроме того, расстаться, условно говоря, с 500 рублей человеку психологически легче, чем с 1000 рублей. В таких условиях магазины у дома стали конкурировать с большими форматами более жестко: благодаря эффективной работе своих коммерческих служб мелкие магазины практически сравняли цены, лишив гипермаркеты важнейшего в условиях кризиса конкурентного преимущества. Показательно, что выручка сетей Metro и Aushan, которые развивают преимущественно крупные форматы, в 2017 году падала (на 5% и 6% соответственно), а у концентрирующихся на магазинах у дома «Магнита» и «Пятерочки» выручка, напротив, росла (на 6,4% и 29% соответственно). К тому же поездка в удаленный гипермаркет отнимает не только деньги, но и время.

Учитывая важность для потребителя при выборе места покупки близости точки продаж, сети серьезно работают над совершенствованием новых форматов магазинов у дома. Для этого тщательно изучаются потребности клиентов. Когда магазин находится в окружении жилых домов, то сеть выбирает один вариант ассортиментной матрицы, а когда поблизости расположены предприятия или бизнес-центры — совершенно иной. К примеру, во втором случае магазины могут делать ставку на еду быстрого приготовления, популярную среди офисных работников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Нужен ли робот-пылесос: уборка без участия человека Нужен ли робот-пылесос: уборка без участия человека

Вся правда о роботах-пылесосах

Популярная механика
Банкротство ИП: от долгов к новому старту Банкротство ИП: от долгов к новому старту

Как проходит банкротство ИП: от условий проведения процедуры до списания долгов

Inc.
7 вещей, которые люди с аутизмом хотели бы вам сказать 7 вещей, которые люди с аутизмом хотели бы вам сказать

Журналист Сара Курчак разрушает несколько стереотипов о людях с РАС

Psychologies
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
8 неожиданных возможностей Whatsapp, о которых ты скорее всего не знаешь 8 неожиданных возможностей Whatsapp, о которых ты скорее всего не знаешь

Жаль, что о новых фишках мессенджеры не уведомляют

Maxim
Василий Зайцев: неизвестная история легендарного снайпера Василий Зайцев: неизвестная история легендарного снайпера

Кем был в реальности знаменитый русский снайпер

Maxim
Длинные руки «Буяна» Длинные руки «Буяна»

В 2015 году мы узнали, что наносить ракетные удары можно из Каспийского моря

Популярная механика
Махараджи у руля Махараджи у руля

Роллс-ройсы индийских принцев

Robb Report
Квартиры из воздуха. Почему слова Путина о массовом строительстве жилья останутся утопией Квартиры из воздуха. Почему слова Путина о массовом строительстве жилья останутся утопией

Как застройщики будут строить дальше в новых реалиях?

Forbes
Компостируй это Компостируй это

Что нужно сделать, чтобы преодолеть мусорный кризис

Русский репортер
Пешком по воде Пешком по воде

Далеко не все способны проплыть километр под водой

Популярная механика
Корпорация «Микромоторы»: самые маленькие российские двигатели Корпорация «Микромоторы»: самые маленькие российские двигатели

Главный российский центр микродвигателестроения – компания «Мастер Моторс»

Популярная механика
11 вопросов бьюти-экспертам 11 вопросов бьюти-экспертам

Как придать волосам объем, зачем нужен пилинг и надо ли защищать ногти от солнца

Домашний Очаг
Большое счастье Большое счастье

Интервью с актрисой Марией Куликовой

Домашний Очаг
ЦРУ: Северная Корея не избавится от ядерного оружия, зато откроет бургерную ЦРУ: Северная Корея не избавится от ядерного оружия, зато откроет бургерную

Разведка США знает толк в докладах

Maxim
Гений простоты Гений простоты

Lada 4x4 и Chevrolet Niva. Два легендарных и доступных российских внедорожника

АвтоМир
Сплошной рок-н-ролл Сплошной рок-н-ролл

Лева и Шура «Би-2» рассказали о семейной жизни на расстоянии

StarHit
Большая игра Большая игра

Актер Никита Панфилов тестирует обновленный суперкар Nissan GT-R

OK!
Воспоминания Линдси Лохан, Пэрис Хилтон и других звезд о тюрьме Воспоминания Линдси Лохан, Пэрис Хилтон и других звезд о тюрьме

Эти знаменитости провели время за решеткой и поделились впечатлениями

Cosmopolitan
«Кадиллак», который ездит сам по себе «Кадиллак», который ездит сам по себе

Полностью автономные автомобили – это неизбежное будущее

Популярная механика
Странные, нелепые и сумасшедшие татуировки звезд. Зачем они это сделали?! Странные, нелепые и сумасшедшие татуировки звезд. Зачем они это сделали?!

Вам никогда не приходило в голову "набить" название любимого блюда?

Cosmopolitan
Михаил Блинкин: Транспортное самообучение нации. Почему дворы нужно закрыть от автомобилей Михаил Блинкин: Транспортное самообучение нации. Почему дворы нужно закрыть от автомобилей

Михаил Блинкин — о том, почему шлагбаумы во дворах — это хорошо

СНОБ
Когда близкие бесят: психологическое проецирование Когда близкие бесят: психологическое проецирование

В других людях нас больше всего раздражает то, чего мы не приемлем в себе

Psychologies
Ничего подобного! 8 мифов о еде, в которые пора перестать верить Ничего подобного! 8 мифов о еде, в которые пора перестать верить

Кто-то когда-то сказал, что питаться нужно правильно

Playboy
Юлия Ромашина. Судьба Юлия Ромашина. Судьба

Беседа со вдовой Анатолия Ромашина

Караван историй
«Гипертонический криз в 30 лет заставил меня изменить жизнь» «Гипертонический криз в 30 лет заставил меня изменить жизнь»

Читательница Татьяна Маковская рассказывает о своем опыте

Psychologies
Растущая луна Растущая луна

Хо­ро­шо, что Matrang не ре­шил бро­сить му­зы­ку

Glamour
Охота и собирательство Охота и собирательство

Московская квартира по дизайну Дмитрия и Татьяны Хорошевых

AD
Операция «Багратион»: блицкриг на запад Операция «Багратион»: блицкриг на запад

Как выглядела линия фронта на западном направлении весной 1944-го

Популярная механика
Открыть в приложении