Близко и дешево. Почему покупатели перестают ходить в гипермаркеты
В розничной торговле меняются приоритеты. Люди больше не готовы ездить в огромные загородные ТЦ за продуктами. Вместо этого клиенты совершают покупки в маленьких магазинах у дома или заказывают товары онлайн
В 2017 году оборот розничной торговли России в физическом выражении вырос на 1,2%, до 29,8 трлн рублей. Этот незначительный рост зафиксирован на фоне недавнего падения на 4,6% и 10% в 2016 и 2015 годах соответственно.
Текущую тенденцию нельзя назвать полноценным восстановлением — скорее, тренд говорит о стабилизации на новом минимуме. Об этом же свидетельствует замедленное снижение реальных доходов населения в 2017 году до -1,7% по сравнению с -5,8% годом ранее. Таким образом, у торговых сетей (за исключением немногих лидеров) не осталось пространства для экстенсивного роста. Теперь российским ретейлерам придется жестко конкурировать за каждого покупателя.
Гипермаркеты теряют аудиторию
За последние годы исчезла ценовая разница между магазинами у дома и большими форматами. Раньше в гипермаркетах продукты стоили существенно дешевле: разница доходила до 10-20%. Покупатель раз в неделю туда ездил, чтобы купить много, но относительно дешевле. Сейчас у людей меньше денег, покупатели изначально нацелены на низкие цены: можно говорить, что в России сформировалась зависимость от скидок.
Кроме того, расстаться, условно говоря, с 500 рублей человеку психологически легче, чем с 1000 рублей. В таких условиях магазины у дома стали конкурировать с большими форматами более жестко: благодаря эффективной работе своих коммерческих служб мелкие магазины практически сравняли цены, лишив гипермаркеты важнейшего в условиях кризиса конкурентного преимущества. Показательно, что выручка сетей Metro и Aushan, которые развивают преимущественно крупные форматы, в 2017 году падала (на 5% и 6% соответственно), а у концентрирующихся на магазинах у дома «Магнита» и «Пятерочки» выручка, напротив, росла (на 6,4% и 29% соответственно). К тому же поездка в удаленный гипермаркет отнимает не только деньги, но и время.
Учитывая важность для потребителя при выборе места покупки близости точки продаж, сети серьезно работают над совершенствованием новых форматов магазинов у дома. Для этого тщательно изучаются потребности клиентов. Когда магазин находится в окружении жилых домов, то сеть выбирает один вариант ассортиментной матрицы, а когда поблизости расположены предприятия или бизнес-центры — совершенно иной. К примеру, во втором случае магазины могут делать ставку на еду быстрого приготовления, популярную среди офисных работников.