В розничной торговле меняются приоритеты

ForbesБизнес

Близко и дешево. Почему покупатели перестают ходить в гипермаркеты

В розничной торговле меняются приоритеты. Люди больше не готовы ездить в огромные загородные ТЦ за продуктами. Вместо этого клиенты совершают покупки в маленьких магазинах у дома или заказывают товары онлайн

Андрей Карпов 

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

В 2017 году оборот розничной торговли России в физическом выражении вырос на 1,2%, до 29,8 трлн рублей. Этот незначительный рост зафиксирован на фоне недавнего падения на 4,6% и 10% в 2016 и 2015 годах соответственно.

Текущую тенденцию нельзя назвать полноценным восстановлением — скорее, тренд говорит о стабилизации на новом минимуме. Об этом же свидетельствует замедленное снижение реальных доходов населения в 2017 году до -1,7% по сравнению с -5,8% годом ранее. Таким образом, у торговых сетей (за исключением немногих лидеров) не осталось пространства для экстенсивного роста. Теперь российским ретейлерам придется жестко конкурировать за каждого покупателя.

Гипермаркеты теряют аудиторию

За последние годы исчезла ценовая разница между магазинами у дома и большими форматами. Раньше в гипермаркетах продукты стоили существенно дешевле: разница доходила до 10-20%. Покупатель раз в неделю туда ездил, чтобы купить много, но относительно дешевле. Сейчас у людей меньше денег, покупатели изначально нацелены на низкие цены: можно говорить, что в России сформировалась зависимость от скидок.

Кроме того, расстаться, условно говоря, с 500 рублей человеку психологически легче, чем с 1000 рублей. В таких условиях магазины у дома стали конкурировать с большими форматами более жестко: благодаря эффективной работе своих коммерческих служб мелкие магазины практически сравняли цены, лишив гипермаркеты важнейшего в условиях кризиса конкурентного преимущества. Показательно, что выручка сетей Metro и Aushan, которые развивают преимущественно крупные форматы, в 2017 году падала (на 5% и 6% соответственно), а у концентрирующихся на магазинах у дома «Магнита» и «Пятерочки» выручка, напротив, росла (на 6,4% и 29% соответственно). К тому же поездка в удаленный гипермаркет отнимает не только деньги, но и время.

Учитывая важность для потребителя при выборе места покупки близости точки продаж, сети серьезно работают над совершенствованием новых форматов магазинов у дома. Для этого тщательно изучаются потребности клиентов. Когда магазин находится в окружении жилых домов, то сеть выбирает один вариант ассортиментной матрицы, а когда поблизости расположены предприятия или бизнес-центры — совершенно иной. К примеру, во втором случае магазины могут делать ставку на еду быстрого приготовления, популярную среди офисных работников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах

Почему бизнес предпочитает развивать свою IT-инфраструктуру?

Forbes
10 малоизвестных автомобилей, сделанных в Австрии 10 малоизвестных автомобилей, сделанных в Австрии

Пройдёмся по австрийскому автомобилестроению

Популярная механика
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Переключение на электронику Переключение на электронику

Третье поколение Volkswagen Touareg поступит в продажу летом

АвтоМир
Психология стресса Психология стресса

Нашумевшее руководство по борьбе со стрессом и связанными с ним болезнями

kiozk originals
Звук тишины Звук тишины

Горный курорт в префектуре Канагава глазами японского архитектора Кэнго Кумы

Robb Report
Переводчик Виктор Сонькин — о качественном нон-фикшене и любви к Пушкину Переводчик Виктор Сонькин — о качественном нон-фикшене и любви к Пушкину

Филолог и переводчик Виктор Сонькин признается в любви к Пушкину

Esquire
США возмущены песней-победительницей Евровидения, Япония — нет США возмущены песней-победительницей Евровидения, Япония — нет

Про этическую драму континентального масштаба из-за культурной апроприации

Maxim
Мертвые души для русского искусства Мертвые души для русского искусства

Образ предпринимателя в русской живописи трансформировался в торгаша

Дилетант
Страх полетов: 3 совета, как его побороть Страх полетов: 3 совета, как его побороть

Много ли среди нас тех, кто боится летать?

Psychologies
Уйти, чтобы вернуться... Уйти, чтобы вернуться...

Парадное, шаверма, «в Питере — пить» и прочие парадигматические артефакты

Quattroruote
Некоторые любят погорячее: самые эффектные блондинки Голливуда Некоторые любят погорячее: самые эффектные блондинки Голливуда

Самые популярные молодые светловолосые актрисы

Playboy
Не пропусти! 3 самых ярких события уходящего мая в Москве Не пропусти! 3 самых ярких события уходящего мая в Москве

Чем заняться в последние дни уходящей весны? Мы подбросим тебе пару идей

Cosmopolitan
Разговор после апокалипсиса Разговор после апокалипсиса

Дональд Трамп набивает себе цену для разговора с Владимиром Путиным

Эксперт
Три маршрута для прогулок по Санкт-Петербургу в сезон белых ночей Три маршрута для прогулок по Санкт-Петербургу в сезон белых ночей

В сезон белых ночей любимый город можно узнать в совсем другом свете

Cosmopolitan
Кислорода не хватает мне Кислорода не хватает мне

Как распознать сезонную гипоксию и справиться с ней

Лиза
Строго по рецепту Строго по рецепту

Как сделать карьеру в большом бизнесе и почему сила женщины в ее слабости

Cosmopolitan
Girls in Vogue: Ирэн и Лидия Форте Girls in Vogue: Ирэн и Лидия Форте

Наследницы сети отелей Rocco Forte рассказали Vogue о своих отношениях с модой

Vogue
Катерина Мурашова: Почему дети болеют Катерина Мурашова: Почему дети болеют

Почему некоторые дети постоянно болеют и как этого избежать

СНОБ
Баскетболисты ЦСКА — на порядок выше Баскетболисты ЦСКА — на порядок выше

Мы поговорили с баскетболистами ЦСКА и привели им трех новых болельщиц

Vogue
Химики синтезировали миллионы новых белков, которых нет в природе Химики синтезировали миллионы новых белков, которых нет в природе

Миллионы новых белков, которые можно использовать в качестве лекарства

Популярная механика
Самая одинокая женщина Америки: правила жизни Мелании Трамп Самая одинокая женщина Америки: правила жизни Мелании Трамп

Мелания Трамп рассказала о знакомстве и жизни с Дональдом Трампом

Forbes
«Я больше не боюсь тридцатилетия, и вот почему» «Я больше не боюсь тридцатилетия, и вот почему»

Журналист Рейвен Ишек составила список преимуществ тридцатилетия

Psychologies
Самые горячие брюнетки Голливуда: чем они заняты вне кино Самые горячие брюнетки Голливуда: чем они заняты вне кино

Чем еще помимо кино занимаются известные актрисы-брюнетки

Playboy
Легализация отходов Легализация отходов

Мусор – древнейший спутник цивилизации. Пора его изучить, понять и простить

Maxim
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Американские мыши, иранские кошки и саудовские собаки Американские мыши, иранские кошки и саудовские собаки

Кому удастся сформировать правительство в Ираке

Эксперт
Косметика с суперфудами: в чем секрет? Косметика с суперфудами: в чем секрет?

Суперфуды – диетические продукты с максимально полезным составом

Psychologies
«Драма как по Гамлету — Шестеркин или Кошечкин?!» Три причины, почему Россия победила словаков «Драма как по Гамлету — Шестеркин или Кошечкин?!» Три причины, почему Россия победила словаков

Сборная России обыграла Словакию

Maxim
Парфкуратор Парфкуратор

Фредерик Маль об искусстве, коллекционировании и кризисе нишевой парфюмерии

The Rake
Открыть в приложении