Отрывок из книги Билла Гейтса «Как нам избежать климатической катастрофы»

Inc.Культура

Билл Гейтс: как нам адаптироваться к потеплению

Билл Гейтс, основатель Microsoft, филантроп, экоактивист

Книга Билла Гейтса об экологических проблемах была опубликована в феврале этого года и еще до этого попала, наверное, во все списки самых ожидаемых новинок. В июне перевод бестселлера «Как нам избежать климатической катастрофы. Решения, которые у нас есть. Прорывы, которые нам нужны» вышел в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Inc. публикует отрывок, посвященный борьбе с глобальным потеплением.

Люди в разных странах и с разным доходом уже почувствовали на себе климатические изменения. Практически каждому придется приспособиться к глобальному потеплению. Уровень моря и поймы рек меняются, и нужно учитывать это при строительстве домов и офисов. Придется укрепить электросети, морские порты и мосты, сажать больше мангровых лесов (читайте дальше, если вы не знаете, что такое мангры) и усовершенствовать системы раннего штормового оповещения. Я еще вернусь к этим проектам. А сейчас расскажу вам о тех, кто больше всех пострадает от климатических катастроф и не сможет адаптироваться без нашей помощи. У этих людей нет современных электросетей, морских портов и мостов, так что об этом им беспокоиться незачем. Это бедные люди, с которыми я встречаюсь благодаря работе по глобальному здравоохранению и развитию. Климатические изменения скажутся на них страшнее всего.

В 2009 году я встретился с семьей Таламов — Лаваном, Мириам и их тремя детьми. Это было в Кении, куда я приехал, чтобы увидеть жизнь фермеров, в распоряжении которых находится меньше 160 соток земли (эксперты по развитию называют их мелкими фермерами). Я побывал на их ферме в нескольких милях от Эльдорета, одного из самых быстрорастущих городов Кении. Таламы живут небогато — несколько круглых землянок, небольшой загон для скота и ферма размером в 0,8 гектара, меньше бейсбольного поля. Но происходящее на этом клочке земли вдохновляет сотни фермеров, живущих за много километров отсюда, на приезд и учебу у Таламов.

Лаван и Мириам встретили меня у ворот фермы и рассказали свою историю. Два года назад они были мелкими фермерами и занимались натуральным хозяйством. Как и большинство соседей, жили в нищете. Таламы выращивали кукурузу (в Кении, как и во многих регионах мира, ее называют маисом) и другие овощи, часть съедали сами, а остальное продавали на рынке. Чтобы свести концы с концами, Лаван нанимался разнорабочим. Чтобы больше зарабатывать, он купил корову, которую они доили дважды в день: утреннее молоко продавали местной лавке, а вечернее оставляли для себя и детей. Всего корова давала по три литра молока в день — это и на продажу, и для семьи из пяти человек.

К моменту нашего знакомства жизнь Таламов значительно улучшилась. Теперь у них четыре коровы, которые дают двадцать шесть литров молока в день. Двадцать литров они продают, а шесть оставляют себе. Коровы приносят им почти 4 доллара в день — в этой части Кении достаточный заработок, чтобы отремонтировать дом, выращивать ананасы на экспорт и отправить детей в школу. Поворотным моментом для них стало открытие по соседству комбината по охлаждению молока. Таламы и другие фермеры округа относят молоко на комбинат: там его охлаждают, а затем развозят по всей стране и продают дороже, чем в местном магазине. Комбинат также играет роль учебного центра. Владельцы молочных ферм могут там научиться ухаживать за скотом так, чтобы он оставался здоровым и давал много молока, получить вакцины для коров и даже проверить молоко на отсутствие загрязнений (тогда его продадут по выгодной цене). Если молоко не соответствует критериям, фермеры получают советы, как повысить его качество.

В Кении примерно треть жителей заняты в сельском хозяйстве. В мире насчитывается 500 миллионов мелких фермеров, и приблизительно две трети бедного населения занимаются сельским хозяйством. Однако, несмотря на большое количество мелких фермеров, на их долю приходится удивительно мало парниковых газов, поскольку они не могут позволить себе товары и услуги, требующие ископаемого топлива. Среднестатистический кениец производит в 55 раз меньше углекислого газа, чем среднестатистический американец, а сельские фермеры, такие как Таламы, и того меньше. Но если вы помните проблемы с коровами, то сразу же увидите дилемму: Таламы купили больше коров, а коровы влияют на климатические изменения больше, чем любой другой скот. В этом отношении Таламы не исключение. Если бедный фермер заработает деньги, у него появится возможность вложить их в более ценные активы — куриц, коз и коров, то есть живность, которая является источником высококачественного белка и позволяет продавать молоко и яйца, чтобы опять-таки заработать деньги.

Разумное решение — и каждый, кто озабочен борьбой с бедностью, сто раз подумает, прежде чем отговаривать их от покупки. В этом-то вся трудность: когда доход повышается, люди начинают делать то, что ухудшает климатическую ситуацию.

Вот почему нам нужны инновации — чтобы малоимущие повысили свой уровень жизни, не усугубляя климатическую ситуацию на планете.

Жестокая несправедливость заключается в том, что бедные страны почти никак не влияют на климатические изменения, но пострадают от них больше всех. Зажиточных фермеров Америки и Европы тоже ждет немало проблем, но для бедных фермеров Африки и Азии потепление будет смертельным ударом.

Чем выше температура, тем чаще случаются засухи и наводнения, которые уничтожают урожай. Скоту достается меньше корма, и он дает меньше молока. Воздух и почва теряют влагу, растения получают меньше воды. В Южной Азии и странах Тропической Африки десятки миллионов акров сельскохозяйственных угодий станут заметно суше. Насекомые- вредители уже уничтожают больше посевов, поскольку находят больше пригодных для существования регионов. При потеплении на 4 °C посевной период сократится минимум на 20% в большинстве стран Африки южнее Сахары.

Когда живешь на грани нищеты, любое из этих изменений может привести к катастрофе. Если у вас нет никаких сбережений и ваш урожай погибнет, вам не на что будет купить новые семена — иными словами, вам конец. Более того, все эти проблемы повысят цены на продукты питания для тех, кому тяжелее всего их покупать. Из-за климатических изменений цены взлетят до небес для сотен миллионов человек, которые уже тратят на еду больше половины своего дохода. Когда продукты питания будут дефицитом, чудовищная пропасть между богатыми и бедными станет еще больше.

Худшим последствием климатических изменений в бедных странах будут голод и смерть.

С ростом населения спрос на продукты питания, скорее всего, удвоится или утроится в самых бедных регионах мира. Именно поэтому необходимо помочь бедным фермерам повышать урожайность даже во время засухи и наводнения. Я часто общаюсь с представителями богатых стран, которые занимаются финансовой помощью иностранным государствам. Даже самые благонамеренные из них говорят: «Раньше мы финансировали вакцины. Теперь нужно переключиться на климатические изменения» — то есть помочь Африке сократить эмиссию парниковых газов. А я заявляю: «Ни в коем случае нельзя отбирать у них деньги на вакцины и вкладывать в электромобили. Африка дает всего 2% общемирового объема эмиссии. Финансировать нужно адаптацию населения. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы помочь бедным людям приспособиться к климатическим изменениям, — укрепить их здоровье, чтобы они выжили. И добились процветания, несмотря ни на что».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Беспилотный бизнес «Яндекса» оценили в $7 млрд Беспилотный бизнес «Яндекса» оценили в $7 млрд

Компания по разработке беспилотных автомобилей «Яндекса» оценивается в $7 млрд

Forbes
Как русскоязычная поп-музыка стала думать сердцем и обрела тысячу лиц Как русскоязычная поп-музыка стала думать сердцем и обрела тысячу лиц

Почему неопоп — это наиболее искренняя форма поп-музыки и причем здесь соцсети

РБК
Неолитические каменные кольца получили вторую жизнь в индийских деревнях Неолитические каменные кольца получили вторую жизнь в индийских деревнях

Древние артефакты в провинции Одиша используют для лечения коров и коз

N+1
Как пережить измену: 9 советов, которые помогут Как пережить измену: 9 советов, которые помогут

Как пережить тот самый страшный момент, когда ты узнала об измене

VOICE
70 лет Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять 70 лет Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять

5 картин из фильмографии Сокурова, которые необходимо увидеть

Esquire
5 самых странных предметов, проглоченных человеком: рентгеновские снимки 5 самых странных предметов, проглоченных человеком: рентгеновские снимки

Случаи, когда взрослые люди глотают довольно необычные вещи

Популярная механика
Почему меня никто не любит? Почему меня никто не любит?

“Недо” – самая грустная приставка на свете

Cosmopolitan
#glam_youtube: Аня Pokrov #glam_youtube: Аня Pokrov

Самая негрустная ведущая новостей о жизни блогеров

Glamour
Паукообразные дракулы: как живут одни из самых опасных животных России и можно ли от них спастись Паукообразные дракулы: как живут одни из самых опасных животных России и можно ли от них спастись

Вероятность нападения клеща в теплый сезон выше, чем шанс встретиться с медведем

Вокруг света
За кадром «Интерстеллара», история кости и чудеса матанализа: 8 новых нон-фикшн книг За кадром «Интерстеллара», история кости и чудеса матанализа: 8 новых нон-фикшн книг

8 сильных книг: искусство статистики, план по снижению выбросов и другие

Популярная механика
Роман с иностранцем и неравный брак: личная жизнь звездных актрис сериала «След» Роман с иностранцем и неравный брак: личная жизнь звездных актрис сериала «След»

Звезд сериала «След» буквально завоевывали мужчины

Cosmopolitan
Развод, нервный срыв и война с отцом: самые громкие скандалы с Бритни Спирс Развод, нервный срыв и война с отцом: самые громкие скандалы с Бритни Спирс

Жизнь Бритни Спирс похожа на американские горки, которые она так любит

Cosmopolitan
«Я не хочу ничего решать» — губительная позиция, считает Михаил Лабковский «Я не хочу ничего решать» — губительная позиция, считает Михаил Лабковский

«Я не хочу ничего решать» — позиция истеричных и инфантильных людей

Cosmopolitan
Как Трэвис Скотт стал самой продающей звездой пандемической эпохи Как Трэвис Скотт стал самой продающей звездой пандемической эпохи

Творческий путь Трэвиса Скотта, неразрывно связанный с маркетинговой силой

РБК
Как избавиться от неуклюжести? 5 упражнений из арсенала актеров Как избавиться от неуклюжести? 5 упражнений из арсенала актеров

Мы совершаем неловкие движения, потому что невнимательны — вот как это исправить

Reminder
«Мы зачем-то поверили, что мы футбольная страна»: почему российская сборная проиграла на Евро-2020 «Мы зачем-то поверили, что мы футбольная страна»: почему российская сборная проиграла на Евро-2020

Чемпионат Европы 2020 просто не мог сложиться для России по-другому

Forbes
Скажи целлюлиту Скажи целлюлиту

Выбираем самые эффективные средства против целлюлита

Cosmopolitan
Яд, пыльца и Шерлок Холмс: 5 поучительных книг о криминалистике Яд, пыльца и Шерлок Холмс: 5 поучительных книг о криминалистике

Лучший научпоп о криминальных расследованиях и тех, кто их проводит

Популярная механика
«В восемь лет мой сын не хотел жить»: как я справилась со школьной травлей «В восемь лет мой сын не хотел жить»: как я справилась со школьной травлей

История о том, как удалось остановить буллинг в школе

Cosmopolitan
Дом в Дагомысе Дом в Дагомысе

Резиденция в современном стиле

SALON-Interior
Принять на грудь Принять на грудь

Индустрия красоты жаждет всерьез заняться вашей грудью

Vogue
Почему не все готовы расстаться… с маской? Почему не все готовы расстаться… с маской?

Почему некоторые люди не мыслят себя без масок?

Psychologies
Инвестируй в гардероб! Как разбогатеть, вкладывая деньги в одежду и украшения Инвестируй в гардероб! Как разбогатеть, вкладывая деньги в одежду и украшения

Помогут ли дорогая сумочка или картина модного художника заработать в будущем?

Cosmopolitan
Смех из машины Смех из машины

Комедия «Жвалы» и ее странный автор

Weekend
Возлюбленные «Сватов»: как выглядят муж Анны Кошмал, жена Даниила Белых и другие Возлюбленные «Сватов»: как выглядят муж Анны Кошмал, жена Даниила Белых и другие

Как выглядят избранники знаменитостей из «Сватов»

Cosmopolitan
«Сердце, которое мы не знаем» «Сердце, которое мы не знаем»

История важнейших открытий и будущее лечения сердечно-сосудистых заболеваний

N+1
Химики превратили биоразлагаемые вилки в пену Химики превратили биоразлагаемые вилки в пену

Вилки из биопластика превратили в пену с помощью углекислого газа

N+1
В египетском городе нашли пограничную стелу VI века до нашей эры В египетском городе нашли пограничную стелу VI века до нашей эры

Древнеегипетский монумент обнаружил на своем участке местный житель

N+1
Пушка-призрак, в которую не верила ни одна разведка Пушка-призрак, в которую не верила ни одна разведка

«Дора» — самая большая и самая мощная пушка за всю историю человечества

Популярная механика
Куда можно сдать старую одежду, которая тебе не нужна Куда можно сдать старую одежду, которая тебе не нужна

Минимализм и расхламление – настоящие тренды

Cosmopolitan
Открыть в приложении