В 2011 году среди сотрудников «Яндекса» оказалось 132 долларовых миллионера

ForbesБизнес

Яндекс.Эксперименты. Как поисковик превратился в экосистему и что это такое

После IPO в 2011 году среди сотрудников «Яндекса» оказалось 132 долларовых миллионера. Теперь Волож выращивает новое поколение миллионеров

Александр Баулин

Фото Семена Каца для Forbes

24 мая 2011 года сооснователь российского поисковика «Яндекс» Аркадий Волож покинул здание биржи NASDAQ на Times Square в Нью-Йорке долларовым миллиардером. Размещение акций компании, которую он с Ильей Сегаловичем создавал почти 20 лет, прошло по верхней границе ценового диапазона. Инвесторы были в восторге от их детища: в ходе IPO его оценили в $8 млрд. В первый же день торгов акции подорожали на 55%. «Яндекс» и его владельцы привлекли $1,3 млрд — это был второй после IPO Google результат для интернет-компаний.

Самый популярный поисковик России (на него приходилось 64% запросов россиян в интернете) зарабатывал на рынке интернет-рекламы. В 2010 году его объем составил 27 млрд рублей, а в 2017-м — уже 166,3 млрд рублей. Но вот уже несколько лет интернет-рекламы для развития компании недостаточно. «Яндекс» стал уступать Google долю в российском поиске. «Ту компанию, которая провела IPO, построило мое поколение менеджмента — «старички», которым уже под 50 лет, — рассуждает в интервью Forbes 54-летний создатель «Яндекса». — И они уже свое большое дело в жизни сделали и свое заработали. Следующее поколение менеджеров должно двигать компанию дальше». После IPO среди сотрудников «Яндекса» оказалось 132 долларовых миллионера.

Каким Волож видит «Яндекс» следующего поколения? Это уже, конечно, не только и не столько поисковик, а скорее экосистема, где вырастают новые сервисы и бизнесы, которые начинают подпитывать весь этот организм не только финансово, но и технологически. На первый взгляд, Google делает то же самое. Однако 41-летний директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин такое сравнение с ходу отвергает: «Мы все время объясняем инвесторам, что мы не Google of Russia, а Кремниевая долина или даже все Западное побережье. «Яндекс» — это такая агломерация Amazon, Google, Uber. У Google есть поиск, но нет ретейла и такси. У нас нет YouTube, но есть «Такси», «Музыка», «Авто.ру» и т. д.».

Волож уверен, что без трансформации компания застряла бы, стагнировала и ничего бы не стоила. Конечно, он преувеличивает. «Яндекс» по-прежнему зарабатывает на своей изначальной рекламной модели: 84 млрд из 94,1 млрд рублей выручки компании в 2017 году принес поиск. Но новые сервисы, такие как классифайды и такси, растут со скоростью 60% и даже 111% в год (соответственно). На NASDAQ «Яндекс» стоит $11 млрд, и примерно треть этой капитализации, по оценке Воложа, уже приходится на «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет» и др. Менеджеры этих сервисов и новых экспериментов «Яндекса» отлично мотивированы и готовы работать круглосуточно. Forbes выяснял, как Волож выращивает новое поколение миллионеров «Яндекса».

Взаимное обогащение

Экосистема «Яндекса» в понимании Воложа — это что-то вроде платформы для полета на Марс, но не с Земли, а уже с орбиты. Для разработки современных сервисов нужна серьезная инфраструктура — огромные дата-центры, куча машин и сотрудники. Если сервис делают не пять, а 50 или тем более 500 человек, нужно средство разработки, которое позволяет им каждый день скоординировано разрабатывать один софт. У «Яндекса» есть такие возможности.

Инфраструктуру новых проектов не нужно разрабатывать с нуля: когда запускается очередной сервис, все имеющиеся в компании технологии находятся в распоряжении внутреннего стартапа. Например, когда сервису «Яндекс.Дзен» понадобилась система рекомендаций, движок и весь machine learning взяли у «Яндекс.Музыки». Каршеринг «Драйв» пользуется картами «Яндекса», а голосовой помощник «Алиса» легко встраивается в навигатор, поисковое приложение и браузер. Эта технологическая платформа значительно лучше Open Source, уверяет Волож. «Есть и другие компоненты экосистемы, которые мы распространяем внутри всех этих компаний: бренд, бэк-офис, рекламная сеть», — рассказывает операционный директор компании Грег Абовский.

В самом начале в стартапе работает пара десятков человек, и им не нужно нанимать юристов или бухгалтеров, у них есть бухгалтерия и юридический отдел «Яндекса». Или, например, стартапу надо за два месяца нанять 50 человек. HR «Яндекса», который, по словам Воложа, способен набирать по нескольку тысяч сотрудников в год, им в этом поможет. Благодаря единому логину стартапу не нужно уговаривать 10 млн человек регистрировать у себя кредитную карту, люди уже привязали свои карты к логину на «Яндексе», когда ездили на «Такси», покупали билеты на «Афише» или фотоаппарат на «Маркете». У «Яндекса» есть трафик, и он может рекламировать новый сервис на своих ресурсах. И, конечно, у него есть узнаваемый бренд. Когда «Яндекс» что-то запускает, это привлекает внимание.

«Нашим внутренним стартапам начинать в экосистеме чуть легче, чем совсем с нуля, — резюмирует Волож — Они взлетают с довольно высокой платформы, с ненулевого уровня». Парахин даже говорит, что многие компании готовы с «Яндексом» что-нибудь сделать вместе — хоть «яичницу пожарить», потому что «вероятность успеха сильно выше».

Но главным бизнесом «Яндекса» всегда был поиск, хотя некоторые из идей, которые кипят в «бульоне» экосистемы, можно было бы превратить в большую самостоятельную компанию. «Вопрос, который перед нами стоял, звучал так: как создать условия, которые позволят этим идеям превратиться в большие бизнесы? — вспоминает Абовский. — Варианты: мы недостаточно быстро бежим, даем недостаточно ресурсов этим командам, мы не привязываем мотивацию этих людей к успехам в их конкретном бизнесе, начинании, проекте и т. д.».

Для начала нужно было классифицировать существующие проекты внутри «Яндекса». Были бизнесы, которые явно отличались от поиска, — «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Такси», «Медиасервисы» и «Вертикали» (классифайды). На обсуждение новой структуры у совета директоров ушел год: что делать с людьми, с зарплатами, с переходом сотрудников из одной команды в другую? «Большой вопрос касался программы мотивации людей. Когда и что им выделяется? Это опционы? Это акции? Когда они могут их превратить в деньги, по какой механике?» — рассказывает Абовский.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гонки на $100 млрд: стоит ли инвестировать в IPO такси-сервиса Uber Гонки на $100 млрд: стоит ли инвестировать в IPO такси-сервиса Uber

На вероятном IPO компания Uber сможет получить оценку не менее $100 млрд

Forbes
Ипотека для богатых. Зачем обеспеченные люди берут кредиты на жилье Ипотека для богатых. Зачем обеспеченные люди берут кредиты на жилье

Что заставляет обеспеченных людей брать ипотеку на покупку элитной квартиры

Forbes
«Хватит стараться понравиться мужчинам!» «Хватит стараться понравиться мужчинам!»

Писательница Барбара Кингсолвер призывает женщин отстаивать свою независимость

Psychologies
Пыльца полетела Пыльца полетела

Из носа льет, глаза слезятся... Стоп! А может быть, дело совсем не в насморке?

Лиза
Одиночество, которое лечит Одиночество, которое лечит

Что такого важного с нами происходит, когда мы остаемся наедине с собой

Psychologies

Первый в мире арктический ледокол обошелся Российской империи в крупную сумму

Популярная механика
От дворняги до косатки: самые высокооплачиваемые животные-актеры От дворняги до косатки: самые высокооплачиваемые животные-актеры

Человек может бесконечно считать 3 вещи: звезды, песчинки и чужие деньги

Playboy
Банкир со вкусом: почему Андрей Вдовин потерял бизнес Банкир со вкусом: почему Андрей Вдовин потерял бизнес

Forbes поговорил с бывшим совладельцем Азиатско-тихоокеанского банка

Forbes
«Пусть подавятся»: что миллиардеры говорят о санкциях «Пусть подавятся»: что миллиардеры говорят о санкциях

Нужно просто понять, что санкции введены навсегда и забыть про них

Forbes
В чем сила, Пратт? В чем сила, Пратт?

Крис Пратт одинаково успешно справляется со всеми трудностями

Glamour
Что говорили немецкие военачальники о советских танках? Что говорили немецкие военачальники о советских танках?

Какими видели и как оценивали советские танки немецкие военачальники

Популярная механика
10 венгерских автомобилей: не только Ikarus 10 венгерских автомобилей: не только Ikarus

Помимо Ikarus, в Венгрии есть (или были) другие автозаводы

Популярная механика
Зеркало заднего вида и другие изобретения, пришедшие из автогонок Зеркало заднего вида и другие изобретения, пришедшие из автогонок

Автогонки как обкаточный полигон для технических новинок

Популярная механика
Перемены: 7 уроков выживания Перемены: 7 уроков выживания

Можно ли научиться принимать перемены с оптимизмом и надеждой

Psychologies
Меланхолический брак: как преодолеть скуку? Меланхолический брак: как преодолеть скуку?

Как спасти отношения, в которых партнеры не чувствуют себя живыми?

Psychologies
Как ухаживать за грудью? Как ухаживать за грудью?

Кормящей маме нужно соблюдать правила гигиены и ухаживать за молочными железами

9 месяцев
Переводчик Виктор Сонькин — о качественном нон-фикшене и любви к Пушкину Переводчик Виктор Сонькин — о качественном нон-фикшене и любви к Пушкину

Филолог и переводчик Виктор Сонькин признается в любви к Пушкину

Esquire
Opel Antara: наследство GM Opel Antara: наследство GM

Настало время разбираться с оставленным нам наследством General Motors

АвтоМир
Счастье есть Счастье есть

Некоторые эмоциональные привычки мешают нам жить

StarHit
Брутальность не пострадает: 4 маски для лица, которые можно сделать дома Брутальность не пострадает: 4 маски для лица, которые можно сделать дома

Если супергероям можно носить маски, то почему обычным мужчинам нельзя?

Playboy
«Это самый слабый состав нашей национальной команды!». Виктор Гусев о футболе и киберспорте «Это самый слабый состав нашей национальной команды!». Виктор Гусев о футболе и киберспорте

Виктор Гусев теперь не только спортивный, но и киберспортивный комментатор

Maxim
Искусство побежать Искусство побежать

Как подготовиться к своему первому забегу

Cosmopolitan
В августе на дизайн-заводе «Флакон» пройдет недельный фестиваль Summer Sound В августе на дизайн-заводе «Флакон» пройдет недельный фестиваль Summer Sound

Cерия концертов под открытым небом с 6 по 12 августа на дизайн-заводе «Флакон»

Cosmopolitan
Хроника авиакатастрофы: как спасти пассажиров Хроника авиакатастрофы: как спасти пассажиров

Героическая битва экипажа лайнера DC-10 за жизнь пассажиров

Популярная механика
Андрей из донецкого анекдота Андрей из донецкого анекдота

Появится ли в России внятная политика в Донбассе и на Украине

Русский репортер
«Молод душой»: 8 секретов вечной юности «Молод душой»: 8 секретов вечной юности

Физическое старение — естественный процесс, духовное — вопрос выбора

Psychologies
Убить или не убить — вот в чем вопрос Убить или не убить — вот в чем вопрос

Постановка РАМТа «Последние дни», где исследуется природа власти в России

СНОБ
Безобразие вокруг талисманов FIFA: блогер раскритиковал символы разных лет Безобразие вокруг талисманов FIFA: блогер раскритиковал символы разных лет

YouTube-блогер Сыендук выпустил видео, посвященное футбольному чемпионату

Cosmopolitan
Дело принципа: в суде Швейцарии началась тяжба ЕБРР и Романа Абрамовича Дело принципа: в суде Швейцарии началась тяжба ЕБРР и Романа Абрамовича

Российский миллиардер лично явился в суд для дачи показаний

Forbes
Сложнее, чем кажется: наука правильного торможения Сложнее, чем кажется: наука правильного торможения

На процесс торможения влияет колоссальное количество факторов

Популярная механика
Открыть в приложении