Безос хотел сделать огромный книжный магазин, а в итоге возглавил список Forbes

ForbesБизнес

Amazon выходит из берегов. Как Джефф Безос создал компанию стоимостью $1 трлн

Безос хотел сделать самый большой в мире книжный магазин. Получилась одна из самых дорогих компаний, а сам он возглавил список Forbes.

Рэндалл Лейн. Перевод Марии Ханютиной

1-175-10_2018-115.jpg__1538982646__51058.jpg
Джефф Безос. Фото: Michael Prince для Forbes

В отличие от других американских технологических гигантов у Amazon нет кампуса в традиционном смысле. Около 45 000 сотрудников, работающих в Сиэтле (а по всему миру их примерно 575 000), разбросаны по многочисленным небоскребам в центре города и в районе Саут-Лейк-Юнион. Местоположение «штаб-квартиры» Amazon определяется тем, где находится основатель и глава компании Джефф Безос. В данный момент это башня Day 1 («День 1»). Название здания происходит от излюбленной фразы Безоса: в общем и целом мы живем еще «в первые дни» интернета, и, следовательно, для Amazon все только начинается.

Трудно представить, что он говорит всерьез, ведь продажи, прибыли и цена акций Amazon стремятся вверх, последняя выросла на 270% за три года, а за последние 12 месяцев — на 103%. Amazon догоняет Apple в борьбе за звание самой дорогой компании в мире, а Безос, чье личное состояние приближается к $160 млрд, стал самым богатым человеком на планете, причем с приличным отрывом. Тем не менее Безос говорит об Amazon так, словно это головокружительный стартап, который только что закрыл первый раунд инвестиций. «На самом деле объем рынка не ограничен», — говорит Безос. Рукава рубашки 54-летнего бизнесмена засучены, и видны накачанные руки — результат занятий тяжелой атлетикой в зрелом возрасте, о чем было много пересудов. Его выводы о потенциалах роста основаны на чрезвычайно удачном стечении обстоятельств: объем рынка ретейла, на котором зародилась Amazon, — «много триллионов», и, по его словам, облачный рынок, пионером которого стало подразделение Amazon Web Services (AWS), столь же велик. «Есть отрасли, где объем рынка ограничен, — говорит глава компании, выручка которой в этом году достигнет $210 млрд. — Но у нас такой проблемы нет».

Безос и так уже самый грозный бизнесмен в мире, и его «безграничные» возможности должны насторожить главу любой компании. Да, он циничен, он мастер игры вдолгую, но главная сила Безоса, явленная миру в последние годы, в умении приспосабливать Amazon к ведению масштабируемого бизнеса в смежных отраслях, некоторые из которых кажутся смежными, только если оглянуться назад. Эту способность можно измерить: Forbes уже восемь лет ведет рейтинг инновационных компаний, и недавно мы привлекли трех профессоров менеджмента, чтобы определить самых «инновационных» бизнес-руководителей Америки.

Примененная ими методология, учитывающая публичную репутацию и влияние бизнесмена, рост капитализации возглавляемой им компании и премию инвесторов за ее акции, безоговорочно ставит Безоса на первое место. «То, что Джефф Безос сделал и, вероятно, еще сделает, — это, пожалуй, самое удивительное достижение из всех, что я видел, — сказал мне в прошлом году Уоррен Баффет, когда я попросил его назвать самый выдающийся бизнес-ум за его почти 80 лет наблюдений за рынком. — Он взял две очень крупные отрасли и тут же, можно сказать, под носом у конкурентов фактически стал в них лидером, он преображает их и добивается успеха в очень крупном бизнесе».

Хотя Безос и Баффет говорили о ретейле и облачных технологиях, есть еще отрасли, в которых Безос на самом деле не ограничен еще много в чем. Во-первых, благодаря AWS компания, известная тем, что предпочитает рост прибыльности, наконец стала зарабатывать миллиарды, и Безосу хватает доверия рынка, чтобы реинвестировать их куда ему хочется. Во-вторых, масштаб, который необходим Amazon для роста, требует экспансии. И, наконец, доминируя в ретейле и цифровом бизнесе (обе отрасли соприкасаются почти со всеми другими сферами бизнеса), он легко может двигаться практически в любую смежную сферу, которая покажется ему прибыльной. Он играет миллиардами как минимум на четырех рынках — здравоохранения, развлечений, бытовой электроники и рекламы, а там много компаний, которые еще не запуганы Amazon. Неслучайно объем каждой из этих отраслей либо достигает триллионов, о которых говорил Безос, либо приближается к ним.

Его коллеги, основатели компаний эпохи доткомов, придерживались принципа открытого кимоно — отсутствия секретов в бизнесе. Безос же всегда считал скрытность весьма полезной — он прятал новые начинания внутри более крупных проектов и выказывал притворное равнодушие к перспективным кандидатам. По мере того как общественный статус Безоса рос, его публичные выступления и интервью с ним становились все реже, хотя он и владеет газетой Washington Post. Он отказывается обсуждать Дональда Трампа, который взял себе в привычку критиковать Безоса и Washington Post в твиттере, но, конечно, понимает, что стал мишенью. Когда его, главу влиятельной рекламной компании, спросили, вынес ли он какие-либо уроки из передряг, пережитых Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в прошлом году, его ответ был кратким, дипломатичным и загадочным. «Нет», — сказал этот сторонник изучения бизнеса и сделал долгую паузу, показывая, что не намерен это больше обсуждать. То же и с вопросом о том, стоит ли заняться обработкой данных. «Я никогда не думал об этом применительно к Amazon», — сказал человек, управляющий компанией, которая как никакая другая опирается на данные. Реагируя на предположение, что данные — это как минимум инструмент, Безос тут же уточнил: «Один из многих».

Тем не менее за утро, которое Джефф Безос провел с Forbes, рассказывая, как он внедряет инновации и выбирает направления развития, была набросана дорожная карта для Amazon. Эта компания движется и по вертикали, и по горизонтали, что с учетом ее размера предвещает большие потрясения для каждого из направлений. Даже пять лет назад Безосу, казалось, было достаточно просто пытаться продавать всем все подряд, чтобы стать пугалом для ретейлеров и оптовиков. Но у этого маэстро инноваций теперь в руках полная палитра — любая отрасль на его вкус.

В эту безграничную эру самое главное слово в Amazon — это «да». Безос грамотно разъясняет традиционную корпоративную иерархию: «Предположим, у руководителя нижнего звена есть идея и он хочет ее опробовать. Ему нужно убедить своего начальника, а тому — своего, а тому начальника начальника и так далее. И первое же «нет» в этой цепочке способно убить любую идею». Именно поэтому так часто гибкие стартапы легко обходят закостенелых динозавров: даже если 19 венчурных капиталистов скажут нет, достаточно, чтобы 20-й сказал да, чтобы прорывная идея воплотилась в жизнь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Всерьёз и надолго Всерьёз и надолго

Квартиру на Новом Арбате архитекторы оформили в духе респектабельного отеля

SALON-Interior
Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства

Уже со школы наши герои показывали смекалку и предпринимательские способности

Inc.
Техника исполнения желаний: 5 шагов Техника исполнения желаний: 5 шагов

Никакой мистики и эзотерики — только конкретные приемы для достижения целей

Cosmopolitan
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Без права на улыбку: Бастер Китон — единственный человек, которого боялся Чаплин Без права на улыбку: Бастер Китон — единственный человек, которого боялся Чаплин

4 октября 1895 года родился один из величайших комиков мира — Бастер Китон

Maxim
Берлускони глазами Паоло Соррентино. Фильм недели: «Лоро» Берлускони глазами Паоло Соррентино. Фильм недели: «Лоро»

В новом фильме Соррентино соединились и «Молодость», и «Великая красота»

Forbes
Отечественная волна Отечественная волна

Три молодых российских дизайнера с большими планами на будущее

Vogue
Фиаско за миллиарды: эпические провалы ИТ-компаний Фиаско за миллиарды: эпические провалы ИТ-компаний

Чем больше корпорация, тем дороже ошибка

Forbes
Девочка-вопреки Девочка-вопреки

Мари Краймбрери — успешный молодой артист и номинант премии «Больше чем звёзды»

OK!
Денежный затор. Стоит ли России отказываться от заемных средств Денежный затор. Стоит ли России отказываться от заемных средств

Денежный затор. Стоит ли России отказываться от заемных средств

Forbes
10 сериалов, которые нужно посмотреть до конца осени 10 сериалов, которые нужно посмотреть до конца осени

Сериал Мишеля Гондри с Джимом Керри в главной роли и многие другие

Esquire
Границы элегантности: как носить 5 спорных трендов и не выглядеть пошло Границы элегантности: как носить 5 спорных трендов и не выглядеть пошло

По́шло или пошло? Тренер по стилю Роман Медный научит видеть разницу!

Cosmopolitan
Жасмин: «Буду рада, если сын захочет жениться» Жасмин: «Буду рада, если сын захочет жениться»

Откровенный рассказ Жасмин об отношениях с главными в жизни мужчинами

StarHit
Дело техники Дело техники

Новинки бьюти-индустрии, которые вас удивят

Grazia
Всем ветрам назло Всем ветрам назло

Надвигается сезон простуд, и, чтобы не заболеть, важно принять ряд мер

StarHit
Страшилки из СССР: легенды далекого прошлого, в которые верили Страшилки из СССР: легенды далекого прошлого, в которые верили

Во времена без интернета чем только люди не пугали друг друга

Cosmopolitan
9 самых нелепых злых двойников супергероев — от Красного Халка до Кэтмена 9 самых нелепых злых двойников супергероев — от Красного Халка до Кэтмена

9 самых нелепых злых двойников супергероев — от Красного Халка до Кэтмена

Playboy
Клан Либерманов Клан Либерманов

Одна семья, которая мечтает изменить мир

РБК
Уходи красиво Уходи красиво

Как победитель «Замуж за Бузову» обманул Ольгу

StarHit
Больше цвета Больше цвета

Архитектор оформила квартиру в центре Москвы в духе модной эклектики

SALON-Interior
Как обрезать сим-карту под микро сим в домашних условиях Как обрезать сим-карту под микро сим в домашних условиях

Рассказываем, как правильно обрезать сим-карту под микро сим

CHIP
Кастрюльный бунт. Как мужчины воспринимают более успешных женщин Кастрюльный бунт. Как мужчины воспринимают более успешных женщин

Мужчины осознали право женщин на равные доходы, но не берут на себя дела по дому

Forbes
Легкое касание Легкое касание

Гостиничный бизнес итальянского семейства Полито

СНОБ
Дома, в поле Дома, в поле

Как можно жить в гармонии с природой, не лишая себя благ цивилизации

SALON-Interior
В боевых условиях В боевых условиях

Обновление своего внедорожника УАЗ отметил экспедицией по Кольскому полуострову

АвтоМир
Все не всерьез Все не всерьез

Самоирония и cмелость — самые важные качества в модной индустрии XXI века

Vogue
Против правил Против правил

Принц Гарри не выпил ни капли алкоголя с тех пор, как узнал о беременности жены

StarHit
Жизнь взаймы. Чем опасна любовь россиян к кредитным картам Жизнь взаймы. Чем опасна любовь россиян к кредитным картам

Статистика выдачи кредитных карт в России свидетельствует о настоящем буме

Forbes
Наталья Кудряшова: «Называть себя актрисой лишний раз избегаю» Наталья Кудряшова: «Называть себя актрисой лишний раз избегаю»

Интервью с актрисой Натальей Кудряшовой

Grazia
Открыть в приложении