7 cамых наглых взяточников в истории
Мелкие взяточники попадают в тюрьму. Крупные — в историю. Ну или хотя бы на госслужбу.
Князь Александр Меншиков, государственный деятель
Александр Данилович Меншиков был верным помощником Петра I в государственных и военных делах, за что получил от него титул светлейшего князя, но за обратную сторону его деяний народ присвоил ему другой титул: светлейший вымогатель.
Меншиков был успешным военачальником во время Северной войны, в 1709–1713 годах командовал войсками в Польше, Голштинии (историческая область Германии), Курляндии и Померании (это где-то в Прибалтике). Когда армия собиралась брать очередной город, генерал-фельдмаршал предлагал горожанам откупиться, чтобы его бравые солдаты не мародерствовали. Таким способом Меншиков получил внушительные суммы в Мекленбурге, Шверине, Гданьске, Гамбурге и Любеке.
Не меньшие суммы осели в его кармане, когда он занимал пост генерал-губернатора Петербурга и руководил строительством северной столицы и Кронштадта. Военная коллегия и московское казначейство выдавали ему любые суммы по первому же требованию. Светлейший ум потребовал взятку даже со старшей дочери Петра — Анны. На ее свадьбу с герцогом Голштинским император пожаловал 300 тысяч рублей. Меншиков заявил, что 80 тысяч надобно отдать ему, ведь без его ходатайства Петр бы не сделал столь щедрый свадебный подарок.
На злоупотребления и хищения князя Петр смотрел весьма снисходительно. Пользуясь царским расположением, Меншиков избегал положенной за взятки и казнокрадство смертной казни и отделывался штрафами. Петр I ценил князя за умение мыслить масштабно и проворачивать прибыльные авантюры. Именно Меншиков подсказал государю, как пополнить пустеющую казну. С его подачи выпустили большой объем монет низкопробного качества, то есть фактически произвели девальвацию рубля. Результаты Петру понравились. Денег стало много. А то, что они обесценились, — так это проблема населения, а не государя. Меншиков был для Петра правой рукой — «вороватой, но верной», как он сам о нем отзывался.
С приходом к власти Петра II успешной карьере Меншикова пришел конец. Указом императора в 1727 году его отправили в ссылку в Раненбург, предварительно лишив всего имущества. А принадлежало Меншикову немало: шесть городов, больше ста деревень и сел, поместья в 36 уездах, 90 тысяч крестьян. Кроме этого конфисковали три сундука драгоценностей, 105 пудов золотой посуды и несколько миллионов наличными. Девять миллионов князь все же успел спрятать в банках Амстердама и Лондона, положив начало новой российской традиции скрывать деньги за рубежом. Правда, воспользоваться этими деньгами он так и не смог.
После Раненбурга его отправили в городок Берёзов Тобольской губернии. Там он построил деревянную церквушку и по воскресеньям выступал с проповедями, призывая не брать взяток. Все согласно пословице: когда черт стареет, он делается монахом.