Лучше не оглядываться
Украина отмечает 30 лет с момента принятия Верховным советом УССР (будущей Верховной радой Украины) декларации о государственном суверенитете. Почти треть века независимости и каковы итоги?
Обстоятельства, в которых принимался этот документ, были сложными. СССР трещал по швам, задыхаясь в петле тотального экономического, институционального и политического кризиса. Пока еще советские республики одна за другой провозглашали создание суверенных государств: это явление вошло в историю как «парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете Украины была принята на четыре дня позже, чем соответствующая Декларация РСФСР.
Впрочем, о распаде Союза как таковом речи тогда еще не шло. По сценарию, который лоббировал, в частности, первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, после подписания Деклараций о суверенитете республики должны были подписать новый Союзный договор, как бы переучреждавший СССР на основе новых принципов. Данное положение закрепилось и в Декларации о суверенитете Украины: последнее предложение оной гласит, что именно эта Декларация ляжет в основу нового Союзного договора. Не случилось...
Выступая в Верховной раде 16 июля 2020 года, президент Владимир Зеленский назвал принятие Декларации историческим событием. «Декларация приблизила победу украинцев в многовековой борьбе за свободное и самостоятельное государство. 16 июля 1990 года стало действительно историческим днем. Тогда Декларацию о государственном суверенитете поддержали 355 народных депутатов. Из разных уголков Украины. Из разных партий. С различными взглядами. Но — с единой целью»,— заявил украинский президент.
Впрочем, восторженное отношение Зеленского к данной дате разделяют далеко не все граждане страны. И их можно понять.
Утрачено по дороге
Украина является едва ли не единственной страной постсоветского пространства, за 30 лет независимости так и не вышедшей на экономический уровень конца 1980-х и начала 1990-х годов. По данным Мирового банка, в 1990 году, когда и была подписана Декларация о государственном суверенитете, ВВП Украины на душу населения составлял 3965 долларов. А в 2018 году аналогичный показатель составлял уже лишь 3110 долларов. При этом максимальное за годы независимости значение в 3322 доллара было достигнуто в 2008 году. Для сравнения: Россия при распаде СССР имела подушевой ВВП в 9047 долларов на душу населения, перекрыв этот уровень еще в 2006-м (9693 доллара) и к 2018 году достигнув показателя в 11 792 доллара. Для Казахстана, к примеру, разница еще более разительна: 5890 долларов на душу населения в 1990-м и 11 165 в 2018-м. При этом, если в 1990 году Украина занимала по этому показателю шестое место среди бывших союзных республик (отставая от России, Казахстана, Эстонии, Латвии и Литвы), то сегодня по значению ВВП на душу населения ее также обогнали Белоруссия, Азербайджан, Армения и Туркменистан, а также Грузия (последняя на момент распада СССР находилась с Украиной по подушному ВВП почти на равных).
О причинах этого печального украинского феномена единого мнения у специалистов нет: принято традиционно обвинять коррупцию, слабость власти и силу олигархических группировок. Нередко пеняют и на внешние факторы, причем в зависимости от ориентации высказывающегося — то на «злокозненный Запад», то на «руку Кремля». Одно известно точно: многие предприятия, делавшие советскую Украину индустриальным сердцем СССР, за годы независимости пришли в упадок. И если массовое закрытие заводов в 90-х было общесоюзной тенденцией, то на Украине этот процесс идет и по сей день.
Так, в 2014 году остановил производство Львовский автобусный завод: последний крупный заказ на предприятии разместил Донецкий городской совет в июне 2013 года. Он так и не был выполнен. «Запорожец», самый узнаваемый советский бренд, тоже приказал долго жить. В 2018 году Запорожский автомобилестроительный завод, который был лидером украинского автопрома, выпустил только 118 автомобилей, в основном собранных на заказ небольшими партиями по отдельным контрактам. В том же году предприятие запустило процедуру банкротства. Но ладно «Запорожец», знаменитый «Антонов», из цехов которого вышла гордость украинского авиастроения — Ан-225 «Мрия», с 2016 по 2019 год не выпустил ни одного самолета! Последние заказы, поступившие от Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии, были отозваны из-за сомнений в возможности завода их выполнить. А поставленные на Кубу самолеты Ан-158 в настоящий момент не осуществляют полеты из-за отсутствия запчастей: их завод получал из России.