Ралли-2023
Торможение автомобильного рынка после разгона
К концу текущего года российский авторынок успел набрать хорошую динамику роста. Но пока у его участников не праздничное настроение: постепенно подъем сменяется торможением, поскольку спрос на личные транспортные средства тянет вниз ряд серьезных негативных факторов. «Деньги» постарались понять, какие именно.
Практически до конца осени 2023 года российский автомобильный рынок держался молодцом: итог октября принес продавцам новый рекорд продаж. По данным «Автостата», во второй месяц осени дилерские центры передали на руки новых владельцев 112,2 тыс. новых легковых авто, что в 2,6 раза больше, чем в том же месяце прошлого года. Таким образом, основную часть завершающегося года рынок сумел удержать устойчивую тенденцию на увеличение продаж. Октябрь, кстати, в 2,5 раза превысил результаты января, когда было продано 45 тыс. авто.
Тем не менее теперь налицо замедление разгона: если в июне, июле, августе ежемесячно продажи новых машин увеличивались в среднем на 15%, то в сентябре и октябре рост почти остановился: сентябре рынок прибавил к предыдущему месяцу всего 0,6%, в октябре — 1,7%. А последние два месяца динамика продаж идет на спад: по данным «Автостата», в ноябре сокращение рынка составило 2,3%, хотя рынок оказался вдвое больше, чем годом ранее. Скорее всего, не выправится ситуация и в декабре: здесь тоже ожидаются «заморозки» — минусовые показатели по сравнению с осенними месяцами.
По прогнозам «Автостата», в этом году продажи на авторынке вырастут примерно на 60% по сравнению с прошлым. «Объективные цифры говорят, что по итогам 2023 года мы приближаемся к 1 млн проданных автомобилей. Это положительная динамика, однако все еще ниже, чем в предыдущие годы. Тут стоит понимать, что произошла перестройка всего авторынка и эти процессы продолжаются»,— констатирует Артем Меренков, доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления.
«Лада» против китайцев
Главная интрига на российском автомобильном рынке в уходящем году — это противостояние АвтоВАЗа с китайскими автоконцернами. К концу года ведущий российский производитель выруливает из сложной ситуации с санкционным давлением и жмет на педаль акселератора: по итогам октября Lada показала внушительные результаты продаж в России в 40,9 тыс. машин, что стало рекордом за десять лет. Бестселлерами российского флагмана остаются такие модели, как Lada Granta (ее цена начинается с 700 тыс. руб., что является очень привлекательным предложением в текущих рыночных реалиях), а также уже более современная и вместительная модель Vesta (ценой от 1,2 млн руб.). Находит своего покупателя и «вечно молодая» серия машин Niva, которая находится в производстве более 40 лет, это — Niva Legend (ценой от 830 тыс. руб.) и Niva Travel (от 1,2 млн руб.). По данным «Автостата», в общей сложности АвтоВАЗ сейчас держит 33% рынка. «Популярность автомобилей бренда Lada обусловлена несколькими факторами,— размышляет Илья Федорченко, генеральный директор „СберАвто“.— Во-первых, модели этой марки являются самыми доступными как на первичном, так и на вторичном рынке. Во-вторых, слаба на текущий момент конкуренция в B-классе, традиционно очень востребованном россиянами. И в-третьих, легкий доступ к оригинальным запчастям и комплектующим, а также возможность бюджетного обслуживания авто — немаловажный фактор в существующих условиях».
На рыночные позиции Lada продолжают усиливать давление китайские производители, которые в октябре суммарно заняли уже 54% рынка (на 1% больше, чем месяцем ранее). При этом формально среди китайских автопроизводителей в РФ произошла смена лидера. На первое место выехал бренд Haval (12,8 тыс. машин по итогам октября). Он обогнал Chery (10,8 тыс.). В спину двум китайским грандам дышит Geely (10,3 тыс.), следом со значительным отрывом — Changan (6,3 тыс.). Главное преимущество бренда Haval по сравнению с конкурентами — это наличие в России своих производственных мощностей (китайская корпорация Great Wall запустила свой завод под Тулой еще в 2019 году). Здесь выпускается такая модель, как кроссовер Haval Jolion, который осенью заслужил статус самой продаваемой иномарки в России (6,2 тыс. единиц). Хотя объективности ради позиции прежнего лидера — компании Chery — по-прежнему сильны. Статистическое отставание этой марки можно объяснить тем, что у Chery активно развиваются продажи суббрендов — к ним относятся марки Omoda, Exeed, а также запущенная недавно Jaecoo. Если к собственно бренду Chery приплюсовать и продажи этих марок, то суммарно корпорация Chery с показателем с более чем 22 тыс. единиц в месяц остается неоспоримым лидером на российском авторынке среди иностранцев. «Китайские бренды продолжат развивать свой успех на российском рынке за счет расширения представленной в России модельной линейки и совершенствования процессов продаж и предоставляемых сервисов,— полагает Максим Давиденко, руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК „Альфа-Лизинг“.— Рост продаж будет поддерживать выход на рынок новых китайских брендов и появление новых моделей, заполняющих пустующие ниши. К концу 2023 года доля брендов из Китая превысит 55%, а в 2024-м может достигнуть 60%».