Об оригиналах, подделках и отличиях вдохновения от заимствования в искусстве

GraziaКультура

Пример для подражания

О фейках и оригиналах в искусстве, самых копируемых художниках, громких подделках и отличиях вдохновения от заимствования.

Записала Екатерина Сахарова. Иллюстрации: Саша Николаенко

Про ценность копий

Музеи гипсовых слепков – явление общеевропейское: ГМИИ им. А.С. Пушкина сделан по образцу Альбертинума в Дрездене. В 20-м столетии многие такие музеи были разорены, как, например, флорентийская гипсотека, от которой теперь осталось лишь воспоминание. В Америке также имелись свои похожие институции: путешествовать было непросто, и возможности увидеть все своими глазами в силу отсутствия интернета не было.

Первые слепки появились в Древнем Риме, где копировали древнегреческие скульптуры. Примерно тогда же были зафиксированы первые попытки собрать подобие музея. Если говорить о музее в современном представлении, то им в конце XVIII века становится Пио-Клементийс кий музей в Ватикане, и тогда же набирает обороты соз дание гипсовых копий. По копиям музей воспроизводил памятники античности, достойные уважения. В какой-то момент в XX веке начали стесняться слова «копия», посчитав, что только подлинные работы достойны того, чтобы выставляться в музеях.

Что касается ценности гипсовых слепков сегодня, то некоторые из них сделаны грубовато, и наверное, по томство могло бы обойтись и без них. Но есть совершенно уникальные объекты, которые сохра няют облик не существующих более предметов. В ГМИИ им. А.С. Пушкина в центре зала 26 стоит «Рака Святой Гертруды» – знаменитый памятник готики, уничтоженный немецкими бомбами в 1944 году. Кроме того, есть слепки исключительно хорошего качества. «Райские врата» Лоренцо Гиберти, которые экспонируются в зале ренессансного искусства, – это едва ли не лучший в мире слепок с подлинного произведения. Это не только мое мнение: несколько лет назад мы общались с американским профессором Гэри Радке, курировавшим реставрацию врат во Флоренции, и он отметил, что наше гипсовое воспроизведение куда лучше, чем современное, что выставлено теперь в музее Нельсона-Аткинса в Канзасе.

Создание реплики

Если говорить о копиях со скульптуры, то в истории много примеров, когда неумелые копиисты портили памятники. Позже появились четкие критерии: в случае плохого состояния памятника и угрозы его сохранности снятием копии реплику не делали.

Реставрационные каноны и критерии, по которым делались слепки, больше не в ходу: сегодня мы не можем позволить себе вольного отношения к оригиналу, наложив на него форму через кальку или пергамент. Многие объекты больше недоступны для копирования, и второй раз эти слепки сделаны не будут. У нас есть превосходный слепок пизанской кафедры – основополагающего памятника, с которого отсчитывается начало Ренессанса. Но он копия с копии: сделан не с оригинала, а с воспроизведения в Брюсселе. В конце XIX столетия все большие мастерские во Флоренции, как, например, фабрика Оронцио Лелли, изготавливали слепки по мастер-формам, хранящимся в запасниках. Также сегодня работает и старейшая фабрика гипсовых слепков в Берлине, которая воспроизводит и древнеримские скульптуры, и произведения XIX века. В отличие от берлинских музеев она не горела в войну, поэтому там сохранилось несколько уникальных мастер-форм предметов, которых в оригинале больше не существует.

Практика заимствования

Пабло Пикассо приписывается фраза: «Хороший художник копирует, великий – ворует». Возможно, она вовсе не его, но тем не менее говорит о том, как все устроено в мире искусства. У большинства изображений есть свои корни, которые являются копиями чего-то. Если говорить о практике копирования, то, наверное, все начинает ся с доисторических времен – с отпечатков на стенах Альтамирской пещеры рук первобытных людей. Что касается живописи, то античная легенда тоже говорит о том, что она началась с копирования: девушка, отправляя своего возлюбленного на войну в Коринф, обвела его профиль на стене. По самой своей сути изобразительное искусство копирует натуру, реальность.

Английский художник Джошуа Рейнольдс как-то сказал, что нет ничего такого, что не мог бы придумать человек, что другой человек не мог бы сделать дешевле и хуже. Здесь он говорит о негативной стороне копирования, но копии бывают разные. Почти вся греческая классическая скульптура нам известна по римским копиям: если бы римляне не копировали произведения Фидия, Праксителя и Поликлета, то мы бы многого не знали об этой цивилизации.

Копия vs оригинал

В экспозиции музея смешивать подлинники и копии считается дурным тоном, но для того и созданы музейные этикетки, чтобы зрители могли отличить одно от другого. У оригинала и копий существует несколько разных градаций. На этикетке пишется, допустим, «Мартин ван Хемскерк» или «Круг Мартина ван Хемскерка» или «Мастерская Мартина ван Хемскерка» – это разные степени приближения к оригиналу. Другое дело, что оригинал, окруженный копиями, всегда теряется. Например «Иоанн Креститель» Донателло так хорошо спрятан у нас в зале слепков, что люди проходят мимо, принимая его за воспроизведение. Мне это даже нравится: кто хочет, тот найдет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джоли Алиен Джоли Алиен

Художница Джоли Алиен — как найти авторский стиль, чего ждать от моды

Grazia
Фитнес тридесятого царства Фитнес тридесятого царства

Правила жизни спортсменов в самом расцвете сил

Men Today
На всю голову На всю голову

5 опасных манипуляций с волосами, о которых лучше забыть

Лиза
«Как понять, что я навязываюсь?»: чек-лист от психолога «Как понять, что я навязываюсь?»: чек-лист от психолога

Как перебороть чувство, что мы «навязываем» свое общение другому

Psychologies
Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь» Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь»

Срез русской жизни и движение судеб в повести-путешествии «Степь» А. П. Чехова

Знание – сила
В природе вещей В природе вещей

Спокойный стиль, природные оттенки и люксовая мебель в интерьере виллы

SALON-Interior
Как удержать наступление по всему киберфронту Как удержать наступление по всему киберфронту

Обстановка увеличивает риски для российской информационной инфраструктуры

Монокль
(Не) как у всех (Не) как у всех

Кухня — безупречный образец бесконечных повторений

Grazia
Пока все дома Пока все дома

Что стоит за страстью к порядку?

Лиза
Ателье как хобби и не только Ателье как хобби и не только

К чему привел выход китайских фабрик в индустрию индивидуального пошива

Монокль
Авиаторг уместен Авиаторг уместен

Росавиация забрала все рейсы на зарубежных направлениях у «Уральских авиалиний»

Монокль
Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование» Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование»

Как BIM-проектирование помогает избежать ошибок в документации и сократить сроки

РБК
Гавань по имени БРИКС Гавань по имени БРИКС

БРИКС привлекает глобальные инвестиции в эпоху перемен

Деньги
Свободна как птица Свободна как птица

Как отпустить бывшего и перестать на него злиться: советы психолога

Лиза
Лана Дель Рей, Blur, Дельфин: лучшие музыкальные альбомы 2023 года Лана Дель Рей, Blur, Дельфин: лучшие музыкальные альбомы 2023 года

2023 год стал важной вехой в истории современной музыки

Forbes
Информационная война Информационная война

В Древнем Риме борьба пропагандистов была не менее напряженной, чем сейчас

Дилетант
Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска

В Cybertruck есть гораздо больше, чем угловатый дизайн и невыполненные обещания

4x4 Club
Крабле-бумс Крабле-бумс

Вся правда о крабовых палочках

Лиза
Итоги-2023 Итоги-2023

Уходящий год был насыщен событиями, и вот некоторые из них

Агроинвестор
Петлюра. Куст Петлюра. Куст

Александр Петлюра, Симона Куст и семейный панк-вайб

Собака.ru
Зажгите искру любви! Вот почему отношениям нужна «романтическая ностальгия» Зажгите искру любви! Вот почему отношениям нужна «романтическая ностальгия»

Как воспоминания о хороших временах могут углубить вашу связь с партнером

ТехИнсайдер
Уи, шеф! Уи, шеф!

Сверхпопулярный светский спот — морское бистро Crevette

Собака.ru
IBM разработала квантовый чип на 1000 кубитов IBM разработала квантовый чип на 1000 кубитов

IBM представила чип Condor, который содержит 1121 сверхпроводящий кубит

ТехИнсайдер
Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент» Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБК
Россияне пока не догоняют Россияне пока не догоняют

Как сравнить уровень жизни в разных странах?

Монокль
ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам» ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам»

ANNA ASTI о выборе песни для своего репертуара, собаках и главном в шоу-бизнесе

ЖАРА Magazine
Зооразвод. Как не попасть в ловушку из-за любви к животным? Зооразвод. Как не попасть в ловушку из-за любви к животным?

4 уловки зоомошенников, которые угрожают не только кошельку владельца

Лиза
Федор Елютин: гвоздь программы Федор Елютин: гвоздь программы

История-терпение от человека, который уверен, что умеет видеть мир со стороны

Maxim
Минимум танинов и никакой выдержки. Как выбрать вино для глинтвейна Минимум танинов и никакой выдержки. Как выбрать вино для глинтвейна

Из какого вина лучшего всего варить глинтвейн

СНОБ
Пока живу — эволюционирую Пока живу — эволюционирую

Может ли эволюционировать организм, все гены которого необходимы для жизни?

Знание – сила
Открыть в приложении