От поцелуев в полночь до блюд из черноглазого гороха: история новогодних суеверий
Одной из составляющих Нового года уже давно стали сопровождающие праздник приметы и суеверия. Большинство из них связаны с привлечением удачи. В этот день даже люди, которые не верят в ритуалы, часто следуют им в надежде добиться счастья в личной жизни или профессионального процветания. Публицист Василий Легейдо рассказывает о том, как в разных культурах формировались новогодние обычаи и почему многие до сих пор их придерживаются.
Американской писательнице Джудит Виорст принадлежит высказывание: «Суеверия — это глупо, по-детски, примитивно и иррационально. Но разве вам стоит чего-нибудь постучать по дереву?» Этим же принципом часто руководствуются в главный календарный праздник — как бы скептично люди ни относились к приметам и традициям, они то ли в шутку, то ли всерьез загадывают желания, дают себе обещания и целуются под удары часов, отсчитывающих наступление нового года.
Отсчет времени до Нового года и ферстфутеры
Некоторые исследователи связывают огромное количество новогодних примет, которые существуют в разных странах и культурах, с нашими субъективными переживаниями. Окончание года сигнализирует о ходе времени, напоминает, что мы становимся старше, и вызывает стресс. Чтобы упорядочить реальность, люди формируют ритуалы, которые придают им уверенность и убеждают, что они по-прежнему контролируют свою жизнь, даже если смена цифр в календаре остается им неподвластна.
По мнению сотрудника Psychology Today Мэттью Хатсона, в основном суеверия распространяются тремя разными способами. Некоторые передаются через поколения и сохраняются в культуре, поскольку люди склонны верить тому, что им говорят, даже если не могут проверить правдивость информации. На другие события люди обращают внимание, поскольку они происходят друг за другом, даже если нет оснований предполагать, что между ними существует связь. Если спортсмен носит одну и ту же шляпу каждый раз, когда выигрывает матч, то он может начать думать, что его результаты зависят от шляпы.
Третий способ формирования суеверий касается именно праздников и конкретно Нового года. Люди замечают символизм определенных событий — например, считают своим счастливым числом дату рождения. Новый год же воспринимается как обновление и возможность начать что-то сначала, даже если в действительности смена дат представляет собой лишь социальный конструкт.
Размышляя над природой Нового года и нашего отношения к нему, журналист Саймон Винчестер тоже связывает праздничные суеверия с ощущением времени. В отличие от других праздников — например, Рождества — особенность Нового года заключается в том, что в культуре многих стран и народов считается обязательным дождаться его наступления, то есть лично застать момент, когда 31 декабря сменится 1 января.
«Все дело в часах, — рассуждает Винчестер. — Самая идея формального и шумного прощания со Старым и оптимистичного приветствия Нового стала возможна лишь благодаря тому, что люди собирались на площадях и знали, в какой именно момент наступала полночь. До начала производства надежных часовых механизмов и до того как Галилей раскрыл чудесный свойства маятников, люди полагались лишь на восход солнца, поэтому наступление следующего года могли определять лишь примерно».
Часы впервые появились в европейских городах в XV веке, а к XVII веку и распространились даже в маленьких населенных пунктах. Рост популярности механизмов для определения времени, как объясняет Саймон Винчестер, совпал с традицией, синхронно сложившейся на территории современной Великобритании у англичан и шотландцев. Представители обоих народов уделяли особое внимание так называемым ферстфутерам — тем, кто первым переступит порог чужого дома после окончания старого года. Считалось, что в зависимости от внешности такой гость может определить, как сложится новый год для хозяев, будет ли он счастливым или, наоборот, тяжелым. Особенно приветливо встречали темноволосых мужчин. Появление женщины, рыжеволосого или светловолосого ферстфутера считали предзнаменованием беды. К серьезным недостаткам относили любые реальные или предполагаемые недуги — от косоглазия до бледного оттенка кожи.
К первым гостям начали предъявлять особые требования: они должны были приходить с небольшими подарками, символизирующими процветание, — например, с алкоголем, сладостями или деньгами. Хозяева же в свою очередь должны были проявлять гостеприимство и угощать ферстфутеров блюдами и напитками с праздничного стола. Иногда люди даже дрались за право первыми войти в богатый дом. Порой хозяева подыскивали подходящего по всем характеристикам ферстфутера и даже платили ему за то, чтобы он заглянул к ним, как только часы пробьют полночь.
В основе традиции ферстфутинга, как и вообще празднования по часам, лежит надежда на счастье и процветание. Люди не просто фиксируют, как один временной отрезок сменяется другим, они еще и пытаются подогнать собственные жизни под эту смену таким образом, чтобы наступление Нового года ознаменовало положительные изменения для них. Подобные стремления составляют основу почти всех примет, связанных с праздником.
Одна из самых известных традиций, которые сохраняются до сих пор, тоже связана с ходом времени — в соответствии с ней, чтобы обеспечить себе счастье в личной жизни, нужно поцеловать кого-то одновременно с боем часов. Некоторые люди даже начинали верить, что если у них не получится поцеловать кого-то в ночь с 31 декабря на 1 января, то весь предстоящий год они проведут в одиночестве.