«Будущее без работы. Технологии, автоматизация и стоит ли их бояться»
Технический прогресс поставит крест на множестве профессий и оставит людей без работы. Об этом говорят так часто, что мы, кажется, попросту устали бояться. Тем не менее, английский экономист Дэниел Сасскинд уверен, что прямо сейчас, когда многие страны находятся в состоянии глубокой рецессии, человечество стоит на пороге беспрецедентной автоматизации труда. В книге «Будущее без работы. Технологии, автоматизация и стоит ли их бояться» (издательство «Individuum»), переведенной с английского Яндекс.Переводчиком под редакцией Александра Дунаева, он рассказывает, как технологическая безработица может развиваться в XXI веке и берется развенчать заблуждения о «замене человека роботом».
Это первая книга, официально переведенная на русский язык с помощью машинного перевода. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с ее отрывком, посвященным тому, как машины из силы, дополняющей человека, превращаются в силу, которая его замещает. В нем отдельно выделен фрагмент текста, который не редактировал человек — чтобы наглядно показать, на каком уровне алгоритмы справляются с переводом.
Структурная технологическая безработица
Несколько лет назад Крис Хьюз, один из основателей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), оказался на ужине с несколькими влиятельными экономистами и высокопоставленными политиками. На этот вечер пригласили и Джейсона Фурмана, председателя Совета экономических консультантов при президенте Обаме, — он выступил перед собравшимися с докладом «Цифровая конкурентоспособность». Хьюз, которого интересовало будущее работы, прервал его выступление вопросом: «Как именно вы планируете будущее, где будет больше искусственного интеллекта и, возможно, меньше рабочих мест?» Фурман, «едва скрывая раздражение», по словам Хьюза, ответил: «Триста лет истории показывают, что такого не произойдет».
По моему опыту, к идее «фрикционной» технологической безработицы, исследованной в предыдущей главе, экономисты обычно относятся спокойно. Они легко могут представить себе будущее, в котором есть много работы, но не все люди могут ее выполнять. Однако Хьюз спрашивал Фурмана о другой проблеме. Он хотел знать, что делается для подготовки к будущему, где не будет достаточно работы для людей — и точка. Сценарий, в котором вообще не будет хватать рабочих мест, мы можем охарактеризовать как «структурную» технологическую безработицу. Такую возможность большинство экономистов, таких как Фурман, рассматривают гораздо менее охотно.
Неужели они правы? Разве тот факт, что после трех столетий радикальных технологических изменений у людей все еще остается достаточно работы, говорит нам о том, что так будет всегда? Я так не думаю. Да, история показывает, что в прошлом было достаточно спроса, чтобы обеспечивать почти полную занятость. Но это не гарантирует, что так будет и в последующие десятилетия. До сих пор замещающая сила, вытесняющая рабочих, была слабее дополняющей, поднимающей спрос на их работу в других сферах. Но вполне вероятно, что это равновесие между силами в будущем будет склоняться в другую сторону, причем постоянно.