ОЭЗ «Тольятти» интегрируется в мировое производство

ЭкспертБизнес

Целясь на экспорт

ОЭЗ «Тольятти», крупнейший российский кластер по производству автозапчастей, интегрируется в мировое производство

Анна Немолвенко

Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Тольятти», созданная как один из инструментов для решения проблем моногорода Тольятти, в последние годы получила новые импульсы развития. В среднесрочной перспективе она подключится к транспортно-логистическому коридору между Европой и Западным Китаем. Для этого в 2021 году будет достроена железнодорожная ветка от ОЭЗ до существующих путей и открыт таможенный пункт. Кроме того, в этом году «Тольятти» получила дополнительный статус индустриального парка, вошла в границы одноименного города и начала работать с инвесторами по схеме builttosuit — строительство с последующей долгосрочной арендой.

Начиная с автопрома

ОЭЗ «Тольятти» появилась в 2010 году для привлечения инвестиций в Самарскую область на фоне экономического кризиса 2008–2009 годов. Поэтому ее тип был задан как промышленно-производственный, то есть ориентированный на реальный сектор экономики. Инвестор должен был вложить в проект как минимум 120 млн рублей, из них треть — в течение первых трех лет со дня заключения соглашения.

Несмотря на непосредственную близость к городу Тольятти, ОЭЗ юридически относилась к Ставропольскому району Самарской области. Под проект отвели территорию площадью 660 га. Участок впоследствии оснастили необходимой инфраструктурой. Мощность объектов электроснабжения на данный момент составляет 80 МВт, водоснабжения и водоотведения — 7,3 тыс. кубометров в сутки.

За счет бесплатного подключения ко всем инженерным коммуникациям потенциальные инвесторы экономят до 30% затрат по сравнению с капитальным строительством на обычной территории промышленного назначения. К преимуществам размещения на территории ОЭЗ «Тольятти» также относится льготный налоговый режим: налог на прибыль для резидентов составляет 2% в течение первых пяти лет (вне территории ОЭЗ в 2018–2022 годах он составляет 20%), на имущество — 0% на десять лет (вне территории ОЭЗ — 2,2%), на землю — 0% на пять лет (вне территории ОЭЗ — 1,5%), транспортный налог не взимается в течение десяти лет с момента регистрации автомобиля. Кроме того, стоимость аренды земельного участка составляет всего 15 тыс. рублей за гектар в год.

Неудивительно, что первые резиденты ОЭЗ «Тольятти» были связаны с производством автомобильных компонентов для заводов альянса «АвтоВАЗ — Renault — Nissan». Первым производством, запущенным в августе 2014 года, стало ООО «Нобель Автоматив Русиа», производитель компонентов топливных систем, приводов переключения коробок передач.

На данный момент в ОЭЗ работают еще пять заводов — производителей автокомпонентов. Это ООО «Сие Аутомотив Рус» (производство алюминиевых деталей для двигателей Renault), ООО «Атсумитек Тойота Цусе Рус» (разработка и производство переключателей для коробок передач для АвтоВАЗа и ГАЗа), ООО «Хай-Лекс Рус» (тросы управления для коробок передач, парковочного тормоза, открывания багажника), ООО «Эдша Тольятти» (дверные петли, багажники, ограничители дверей), а также ООО «Гумма лай н» (шланги для тормозной системы автомобиля).

В 2021 году в ОЭЗ планируется запустить еще три предприятия, связанных с автомобильной отраслью.

В апреле 2020-го экспертный совет ОЭЗ одобрил заявку Магнитогорского металлургического комбината, который намерен запустить там уникальный производственно-логистический комплекс для нужд автопромышленности. Его «дочка», ООО «ММК — Производственно-логистический центр Тольятти», расположится в современном комплексе площадью более 30 тыс. кв. м и складской мощностью 150 тыс. тонн. Планируется, что произведенный в Магнитогорске металл будут хранить здесь, обеспечивая автозаводы страны металлопрокатом. Заявленный объем инвестиций в проект составляет 1,3 млрд рублей.

В октябре российская «дочка» французской Faurecia, ООО «Форесия автомобильные решения», сообщила о намерении открыть в ОЭЗ «Тольятти» новое производство автокомпонентов, которое займет более 20 тыс. кв. м. Первая очередь завода начнет работать уже в начале 2021 года. Резидент станет поставщиком для таких АО «АвтоВАЗ», Renault, Nissan и Volkswagen Group Rus.

В марте экспертный совет ОЭЗ также одобрил заявку компании «ИнтЭксПласт», которая намерена запустить производство пластиковых комплектующих и сборочных узлов для АвтоВАЗа. Инвестиции в проект оцениваются в 460 млн рублей.

По официальным оценкам, на автомобильный кластер Самарской области приходится до 60% общего производства автокомпонентов в стране. Это большие цифры. Но возможности площадки ОЭЗ «Тольятти» позволяют увеличить и эти показатели. По совокупности всех факторов сегодня ОЭЗ «Тольятти», пожалуй, лучшее место для размещения автокомпонентного производства в России.

Генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Сергей Андреев

Новый поворот

Резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются не только представители автомобильной отрасли. В их числе, например, фармацевтический завод «Озон фарм», ООО «Мабскейл» (производство субстанций и готовых лекарственных форм), ООО «Полифарм» (лекарственные препараты), ООО СЗМИ (изделия медицинского назначения), ООО «Праксайр-Самара» (дочерняя компания американской Praxair Inc., производитель технических и медицинских газов), Тольяттинская бумажная фабрика (бумага и картон), ООО «ПМ-Композит» (продукция из композитных материалов).

В 2019 году власти региона разработали новую программу развития ОЭЗ «Тольятти». Первоочередной задачей стало развитие транспортной инфраструктуры: строительство новой железнодорожной ветки и расширение автомобильной дороги, — что позволит связать ОЭЗ с действующим транспортным коридором Европа — Западный Китай.

В августе 2020 года стартовало строительство новой железнодорожной ветки длиной 14 км, которая соединит железнодорожную станцию Тольятти с ОЭЗ и пройдет по всей ее территории. Запустить движение грузового железнодорожного транспорта планируется в четвертом квартале 2021 году. Строительство нового объекта финансируют «Российские железные дороги» в рамках концессионного соглашения с правительством Самарской области. Согласно договору, по завершении работ инфраструктурные объекты передадут в собственность региона. Грузооборот ОЭЗ «Тольятти» оценивается в 1,39 млн тонн в год.

В одной связке со строительством этой железнодорожной ветки — реконструкция автомобильной дороги Тольятти — Ягодное. Сейчас она фактически функционирует как маршрут маятниковой миграции жителей населенных пунктов, ближайших к Автограду. Двухполосная трасса давно не справляется с этой нагрузкой. Проектом предусмотрено строительство двух транспортных развязок и расширение проезжей части до четырех полос движения. Первый этап строительства, включающий в себя строительство путепровода, под которым пройдет будущая ветка железной дороги до ОЭЗ, уже завершен. В дальнейшем дорога Тольятти — Ягодное станет частью международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Это будет реализовано после того, как завершится строительство нового моста через Волгу с обходом Тольятти.

Вторым глобальным направлением стала идея создавать и развивать индустриальные парки. При этом было решено, что управляющая компания ОЭЗ начнет работать в формате build-to-suit, когда производственные корпуса строятся под конкретного производителя и затем сдаются ему в долгосрочную аренду. К 2023 году на территории ОЭЗ планируется возвести более 70 тыс. кв. м производственных площадей, говорил министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов.

Реализацию стратегии развития взял на особый контроль глава региона Дмитрий Азаров. В июне 2020 года он подписал закон о включении ОЭЗ в границы Тольятти, и теперь резиденты смогут пользоваться специальными федеральными мерами поддержки инвестпроектов в моногородах.

Масштабные планы властей уже вызвали оживление среди инвесторов. За прошедшие девять месяцев ОЭЗ «Тольятти» уже перевыполнила годовой план по созданию новых рабочих мест резидентами на 7%, а общий объем инвестиций за этот период увеличился на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным Минэкономразвития, Россия входит в число стран — лидеров по объему осуществленных инвестиций в ОЭЗ за 2018 год (более новых данных пока нет). Крупнейшие инвесторы — европейские, их вложения составили 90,7%, или 334,4 млрд рублей.

По оценке директора Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрея Шпиленко, формирование новых и расширение действующих ОЭЗ — один из наиболее значимых вопросов повышения инвестиционной привлекательности регионов. «Для частных инвесторов одним из основных преимуществ ОЭЗ является снижение стоимости инвестиционных проектов до 30 процентов за счет предоставления государством налоговых, таможенных и социальных льгот, а также строительства за счет средств регионального бюджета объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры», — подчеркнул он в разговоре с журналистами.

Фото: предоставлено ОЭЗ «Тольятти»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ловушка для богатых Ловушка для богатых

Как бездомные меняют американскую экономику

Эксперт
Русский балет за рубежом Русский балет за рубежом

В начале XX века русские хореографы диктовали моду в балетном искусстве

Культура.РФ
Как начать инвестировать в облигации Как начать инвестировать в облигации

Рекомендации для тех, кто делает первые шаги на фондовом рынке

РБК
Как постарели парни из 'N Sync, Blue, 5ive и других популярных бойз-бендов Как постарели парни из 'N Sync, Blue, 5ive и других популярных бойз-бендов

Что случилось с бывшими участниками известных поп-групп

Cosmopolitan
Как Польшу «штыками прощупали» Как Польшу «штыками прощупали»

Чем закончилась предпринятая сто лет назад попытка советизации Польши?

Дилетант
Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад» Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад»

Отрывок из сборника рассказов Алана Черчесова

СНОБ
Глобальное планирование и постчеловек. Беседа с футурологом Данилой Медведевым Глобальное планирование и постчеловек. Беседа с футурологом Данилой Медведевым

Интервью с футурологом и кандидатом экономических наук Данилой Медведевым

СНОБ
Трудное слово «нет» Трудное слово «нет»

Безотказные люди – просто находка для окружающих!

Лиза
Индустрия Индустрия

Генпродюсер канала «Пятница!» – о том, не напрасно ли мы прожили нулевые

Esquire
Алексей Феликсов Алексей Феликсов

Совладелец «585*Золотой» заработал миллиард на продаже демократичных украшений

Собака.ru
Как научиться воспринимать конструктивную критику: 4 рабочие стратегии Как научиться воспринимать конструктивную критику: 4 рабочие стратегии

Пора начать прислушиваться к взвешенному мнению окружающих

Playboy
Как советская кинематография сняла свой первый хит и оказалась не готова к его успеху Как советская кинематография сняла свой первый хит и оказалась не готова к его успеху

Заграничный триумф и советский провал «Броненосца „Потемкин“»

Weekend
1953‑1954: Дайте советский мотоцикл! 1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!

За четверть века советский мотопром так и не создал самостоятельных конструкций

Мото
«Зеленые» без политики «Зеленые» без политики

Трансфер технологий даже при существующих санкционных ограничениях

РБК
Механика флирта Механика флирта

Как флиртуют мужчины и женщины и где проходит граница дозволенного

СНОБ
Изменение климата поспособствовало разрушению ирригационных систем в средневековой Средней Азии Изменение климата поспособствовало разрушению ирригационных систем в средневековой Средней Азии

К упадку ирригации в бассейне Сырдарьи привели естественные засухи

N+1
Хотите стать успешным — перестаньте работать в одиночку Хотите стать успешным — перестаньте работать в одиночку

Хотите расширить бизнес, увеличить доходы и жить в своё удовольствие?

Inc.
42 м² 42 м²

Стилист Дарья Соболева оформила квартиру, сделав акцент на цвете и искусстве

AD
Евгений Гришковец: Если бы мне пришлось сдавать ЕГЭ, я бы не окончил школу Евгений Гришковец: Если бы мне пришлось сдавать ЕГЭ, я бы не окончил школу

Писатель Евгений Гришковец рассказывает, как жить с дислексией

СНОБ
«Осознание времени: Прошлое и будущее Земли глазами геолога» «Осознание времени: Прошлое и будущее Земли глазами геолога»

Отрывок из книги «Осознание времени» Маршии Бьорнеруд

N+1
Интегральные источники одиночных фотонов стали в десять раз ярче Интегральные источники одиночных фотонов стали в десять раз ярче

Их дальнейшая интеграция позволит создавать мощные квантовые устройства

N+1
Как перестать тонуть в водовороте дел Как перестать тонуть в водовороте дел

Считаете, что у вас забот невпроворот?

Psychologies
Рентгеновские снимки Ника Визи: автобусы и трактора в рентгене Рентгеновские снимки Ника Визи: автобусы и трактора в рентгене

Фотограф Ник Визи превратил рентгеновские снимки в искусство

Популярная механика
7 игр для быстрого знакомства на новогодних вечеринках 7 игр для быстрого знакомства на новогодних вечеринках

Лучшие игры для вечеринки, на которой еще не все знакомы

Maxim
Самые известные фейковые фотографии, которые принимают за реальные исторические кадры Самые известные фейковые фотографии, которые принимают за реальные исторические кадры

Это «Фотошоп» или «Инстаграм»

Maxim
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, девица?

Что делать, если ты постоянно мерзнешь?

Лиза
Что нужно сделать разработчику, чтобы получить грант от государства Что нужно сделать разработчику, чтобы получить грант от государства

Кому из создателей программного обеспечения государство готово помогать?

VC.RU
Все те же лица. Тест-драйв Kia Sorento и Skoda Kodiaq Все те же лица. Тест-драйв Kia Sorento и Skoda Kodiaq

Это не просто очередной сравнительный тест-драйв, а битва философий

РБК
Новое счастье Новое счастье

Почему новая любовь никак не приходит?

Cosmopolitan
Это не шутки! Как отличить юмор от насмешек и дать достойный ответ Это не шутки! Как отличить юмор от насмешек и дать достойный ответ

Юмор — отличное психологическое оружие

Cosmopolitan
Открыть в приложении