Вся правда о прививках
Вакцинопрофилактика – трудно найти другое направление медицины, вызывающее столько споров
Эксперты
Роман Полибин, заместитель директора по научной работе Института общественного здоровья, доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского университета, кандидат медицинских наук
Наталья Фёдорова, заведующая лабораторией клинической бактериологии Российской детской клинической больницы, доцент кафедры общей патологии МБФ ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н. И. Пирогова Минздрава России, кандидат медицинских наук
Спасибо, корова!
Прививками мы обязаны... коровам. На то, что работающие с коровами крестьяне не болеют оспой, обратил внимание английский врач Эдвард Дженнер. Скотина часто умирала от коровьей оспы, а фермеры при этом не заражались человеческой, которая в те времена (шёл 1796 год) была очень распространена. Он провёл смелый эксперимент – ввёл содержимое пузырька, имевшегося на руке одной из крестьянок, инфицированной вирусом коровьей оспы, восьмилетнему мальчику. Все последующие контакты мальчика с больными натуральной оспой не привели к заболеванию. Так на свет появились метод, сохранивший миллиарды жизней, и слово «вакцинация», корень которого vacca в переводе с греческого означает «корова».
Великий Луи
Следующий виток развития вакцинации связан с именем Луи Пастера, врача, который почти через 100 лет начал использовать не только живые, но также ослабленные и убитые культуры инфекционных агентов. С того времени вакцинация получила широкое распространение, за короткое время эпидемии многих опасных болезней были остановлены. В 1885 году Пастер завершил разработку вакцины против смертельно опасного заболевания – бешенства. Работа учёного сопровождалась критическими отзывами в прессе, протестными митингами под окнами лаборатории. Но после первых удачных вакцинаций газеты стали наперебой её расхваливать.
Череда побед
Менее чем за 150 лет применения вакцин удалось достичь серьёзных успехов. В 1980 году натуральная оспа была полностью ликвидирована, и в настоящее время возбудитель оспы живёт только в лаборатории. В десятки раз снизилась заболеваемость туберкулёзом. Перестали быть смертельным приговором бешенство и столбняк. Матери уже не боятся забирающих детские жизни дифтерии, коклюша и инвалидизирующего полиомиелита. Так, в США в 1956 году было зарегистрировано 38 тысяч случаев полиомиелита, а через 10 лет применения вакцины – всего 61. Сегодня в развитых странах полиомиелита нет. Вакцина от краснухи помогает избежать болезни беременным, когда вероятность развития врождённых уродств плода так высока, что приходится искусственно прерывать беременность.
Первые ошибки
В начале 50-х годов прошлого века Джонас Солк создал инактивированную вакцину против полиомиелита. Для американцев это было событие, равное окончанию войны. Однако эйфория продлилась недолго. Через две недели вся вакцина была отозвана в связи с целой чередой событий. Одна из компаний-производителей, Cutter – небольшая фармацевтическая фирма из Беркли в Калифорнии – изготовила некачественную вакцину и не смогла полностью дезактивировать вирус. В результате 120 000 детей по трагической случайности были привиты вакциной, которая содержала живой, потенциально смертельный полиовирус; 70 000 переболели полиомиелитом в лёгкой форме, 200 оказались необратимо и тяжело парализованы, а 10 умерли. Получившая название Cutter Incident, это была одна из самых страшных биологических катастроф в истории Америки, которая привела к беспрецедентному усилению контроля за производством вакцинных препаратов во всём мире.
Одно из осложнений, связанных с применением полиомиелитной вакцины, – вакциноассоциированый паралитический полиомиелит (ВАПП). Это заболевание может развиться после применения живой оральной полиомиелитной вакцины (ОПВ), особенно у детей с иммунодефицитом. В связи с этим первые две прививки в нашей стране делают инактивированной полиомиелитной вакциной (ИПВ), которая лишена этого недостатка, а последующие – живой вакциной. При наличии иммунодефицитных состояний детей прививают только инактивированной вакциной. Также ВАПП может развиться у непривитых детей при контакте с ребёнком, которого прививали живой вакциной. По этой причине необходимо разобщение непривитых детей на срок 60 дней, если в детском коллективе проводится вакцинация ОПВ.
Иммунитет – один на всех
Создание устойчивого популяционного иммунитета является одной из основных задач массовой вакцинации. Когда среди населения страны количество привитых становится подавляющим, прерываются пути распространения инфекции, снижается её заразность. Привитые защищают не только себя, но и тех, кто не был вакцинирован. Но как только количество непривитых возрастёт, коллективный иммунитет снизится и непривитые потеряют последнюю, косвенную защиту и даже у привитых возникнет риск заражения инфекцией, которая будет протекать в лёгкой форме.
Не только «детские» и не только инфекции
А ещё прививки защищают не только от детских инфекций, но и от смертельно опасных и очень распространённых заболеваний, которым подвержены люди любого возраста. Например, вирусный гепатит В, подхватить который можно на маникюре, на приёме у стоматолога, при незащищённом половом контакте и вообще любом, даже опосредованном контакте с кровью больного человека. Гепатит В нередко переходит в хроническую форму, через годы вызывая цирроз или даже рак печени, но самое главное – очень плохо лечится: достичь ремиссии удаётся меньше чем у половины больных, а полное излечение и вовсе редкость. При этом чтобы избежать заражения, необходимо привиться и раз в 5–10 лет проходить ревакцинацию.
Впереди результаты работы над ещё почти 500 инфекциями, и самая ожидаемая на земле вакцина от ВИЧ-инфекции.
Повод отказаться?
Сегодня группы так называемых антипрививочников есть по всему миру, но если в развитых странах их влияние невелико, то в развивающихся и переживающих кризисы, как наша, они вносят весомый вклад в отказ от вакцинации. Как известно, в смутные времена становятся популярны самые разнообразные протестные течения. Но если некоторые высказываемые мысли откровенно попахивают шизофренией (теория всемирного заговора фармацевтических компаний, план по сокращению населения земли с помощью прививок, стерилизация девушек с помощью вакцины от ВПЧ и т. д.), то некоторые доводы вполне годятся для дискуссии. Основной аргумент можно сформулировать так: «я не хочу прививать своего ребёнка, потому что боюсь серьёзных осложнений от вакцины, в то время как большинство заболеваний, от которых делают прививки, не так опасны». И тем не менее изредка, но встречающиеся осложнения прививок льют воду на мельницу тех, кто категорически не хочет прививать себя и своих детей.