Василий Корецкий о «Крови машин»

WeekendСобытия

Новая этика в открытом космосе

В российский онлайн-прокат внезапно вышел 50-минутный галлюциногенный sci-fi фильм категории B «Кровь машин». Неон, космолеты, патриархат, оргии, Панос Косматос и Дэвид Линч — «Кровь машин» похожа на облако тегов, в котором могут найти убежище уставшие от этических компромиссов большого кинематографа зрители

Это дикое по нынешним временам кино с первых кадров катапультирует зрителя с карантинного дивана в какой-то буро-малиновый ад. Полыхает застилающее экран неземное небо, и сияющий расплавленной сталью космолет падает на покрытую черной коростой поверхность планеты. Следом за ним, окутанный хлорно-зелеными облаками, ощетинившись акульей пастью приборов неясного назначения, на планету опускается корабль-охотник. Кажется, это его последняя победа — искусственный интеллект судна-преследователя, заточенный в металлическое тело, похожее на робота из «Метрополиса», барахлит и бессмысленно вращает глазами, пушки заедают. Так что космолет — на ручном управлении инвалидной команды: старого штурмана-сердечника, чуть что хватающегося за дефибриллятор, и молодого самоуверенного капитана в кожанке, похожего на очередное воплощение Саши Барона Коэна. Обоих зовут, как образцовых героев B-movie: штурмана — по-свойски, просто Лаго, капитана — звучной румынской фамилией Васкан. Вскоре Лаго и Васкану предстоит стать свидетелями настоящего чуда, уверовать и быть принесенными в жертву неведомому космическому божеству, имеющему вид голой женщины с перевернутым неоновым крестом на животе.

Имена героев не обманывают: «Кровь машин» — это действительно sci-fi категории B, появившийся благодаря удивительному случаю. Среднеметражное кино французского дуэта режиссеров Рафаэля Эрнандеса и Савитри Джоли-Гонфард, работающих под общим псевдонимом Сет Икерман, родилось из снятого ими в 2015-м музыкального клипа на песню «Turbo Killer» синти-вейв-проекта Carpenter Brut. Популярность клипа сподвигла режиссеров начать сбор средств на продолжение, а потом к делу подключился новый стриминг Shudder, специализирующийся на недорогой фанатастике и ужасах,— там-то впоследствии и состоялась мировая премьера «Крови».

Стриминговая платформа — современный аналог нишевого телеканала, идеальное место для показа такого странного кино. «Кровь машин» занимает промежуточное место между телетрэшем 1990-х вроде «Вавилона-5» или «Капитана Пауэра и солдат будущего» и непростыми, хотя и дешево сделанными обскурными фильмами нашего времени — работами Паноса Косматоса («По ту сторону черной радуги», «Мэнди») или сербской лаканианской фантастикой «Восход Эдерлези» (лучшая на сегодня актерская работа порнозвезды Стои). Медиа тут во многом определяет не только стилистику и поэтику, но и собственно авторский месседж. Необязательная форма страшной сказки позволяет говорить о современной реальности гораздо откровеннее и ироничнее, чем мейнстрим, который сводит любую идеологию к унылым трюизмам — просто чтобы понравиться по возможности сразу всем. Или же — как в случае с комикс-франшизами — с трудом пытается совмещать требования прогрессивной критики (больше рассказов о сильных женщинах, меньшинствах, больше борьбы с насилием!) с запросом чуть менее сознательной публики, и тогда возникают фильмы-бастарды вроде «Хищных птиц» или последних «Ангелов Чарли», в которых есть и «сильные героини», и сексуализация этих героинь, и старое доброе ультранасилие. Но создатели «Крови» лихо разрубают этот клубок противоречий, обращаясь к возможностям, которые дает эксплотейшен.

Эстетически «Кровь машин» близка не только к упомянутым выше образцам кэмпа и китча, но и к переливающимся всеми цветами неона работам Николаса Виндинга Рефна (можно еще вспомнить «Дюну» Дэвида Линча — компьютерные спецэффекты здесь так же изобретательны и нереалистичны, а манера игры — условно театральна). Но если забыть о киберпанк-составляющей, то ближе всех фильм французов окажется к работе их опального (и уже покойного) соотечественника Жан-Клода Бриссо «Черт нас возьми», в которой тоже, в общем, не было ничего, кроме голых женщин и звездного космоса над головой. После обвинения в харассменте (задолго до #MeToo, в 2002-м) Бриссо стал персоной нон грата в индустрии и провел остаток жизни, тихо снимая камерные эротические драмы, этакое интимное хоум-видео с лирическим сюжетом, а в «Черт нас возьми» — еще и с примитивными компьютерными спецэффектами. В «Крови машин» похожим голым космосом заполнена вся последняя треть 50-минутного фильма — и это чистая бессюжетная феерия (прямое следствие происхождения «Машин» из музыкального видео).

Правда, чтобы сделать настоящий эксплотейшен, одного увлечения обнаженкой и романтикой Млечного Пути недостаточно. Визуальное хулиганство должно быть поддержано хулиганством концептуальным. И тут «Кровь машин» уходит в пике. Фильм предельно артикулирует сегодняшнюю прогрессивную повестку, представляя новый виток эмансипации буквально как войну полов. Злые и грубые космические охотники — типичный патриархальный штамп. Но на чудесной планете им будут противостоять разгневанные добрые женщины, предпочитающие архаичные копья бластерам, способные разглядеть душу даже в расплавленном космолете и готовые ради созидания на все, вплоть до соблазнения и убийства. Они попробуют реанимировать сбитый корабль, оживить пострадавшего путем расчленения нападавшего («но почему вы предпочитаете тостер холодильнику?» — с недоумением хмыкнет самодовольный капитан), а когда это не получится — затеют такой прощальный ритуал, что мало никому не покажется. Машинное масло превратится в галлюциногенную сому, дедушка Лаго закатит глаза и станет бабушкой, капитан, за все световые годы своей вахты невольно принявший целибат (эта деталь намеренно подчеркивается в диалоге), окажется послушной марионеткой в руках верховной жрицы, Звезда Смерти упадет на Солярис (или наоборот), закружатся в невесомости сюжетно немотивированные ню и голову капитана пронзят ядовито-зеленые лучи. В космосе никто не услышит крик сраженного инцела — но только потому, что его заглушает синтетический минимализм Carpenter Brut, от которого буквально багровеет в глазах.

Значит ли все это, что «Кровь машин» со сверхсветовой скоростью стремится угнаться за «актуальной повесткой»? Конечно же нет! Она смеется над идеализмом «новой этики» и «новой культуры» так же, как над приемами «старой», сводя все идеологические приемы к набору ходовых аттракционов. Узоры в этом калейдоскопе могут складываться разные — а стеклышки одни и те же уж лет как 70. Не верите — зайдите в онлайн-кинотеатр уже упомянутого Николаса Виндинга Рефна и посмотрите там другой эксплотейшен-фильм «Дом на Лысой горе». Эта смешная история о пансионе для девиц, которые практикуют хорошие манеры, разгуливая нагишом, была снята в 1962-м для услад мужской аудитории — но сегодня она на ура прошла бы феминистский тест Бехдель!

Смотреть: «Кинопоиск HD»

Фото: Logical Pictures; Rumble Fish Productions

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком 6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком

Новые режиссерские имена и фигуры театра, за которыми интересно следить

Weekend
Как включить гибкие навыки в образовательный процесс Как включить гибкие навыки в образовательный процесс

Какие soft skills потребуются специалистам в условиях кризиса

СНОБ
Сиди и смотри Сиди и смотри

Краткая история хорроров

Men Today
Deshabille: Dries Van Noten SS 04, Prada SS 09, Christian Dior SS 16 Deshabille: Dries Van Noten SS 04, Prada SS 09, Christian Dior SS 16

Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

Weekend
Зажигаем звезды Зажигаем звезды

Подборка историй о людях, которые двигают прогресс небывалым

ТехИнсайдер
Райские кучи: 6 необычных облаков, и почему они такие Райские кучи: 6 необычных облаков, и почему они такие

Облака бывают не только кучевые, перистые или слоистые

Maxim
Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович

Никто не знал, до какой чего могут дойти люди, которым дали абсолютную власть

Cosmopolitan
6 величайших сделок в истории спорта и моды 6 величайших сделок в истории спорта и моды

Основным источником дохода этих спортивных звезд являются рекламные контракты

GQ
Как сочетать цвета в одежде: 10 способов правильного Как сочетать цвета в одежде: 10 способов правильного

Классическое правило трех цветов в луке уже давно не работает

Cosmopolitan
Как связать руки ремнем девушке: пошаговая инструкция для BDSM-игр Как связать руки ремнем девушке: пошаговая инструкция для BDSM-игр

Основы связывания и бандажа

Playboy
6 неожиданных преимуществ игры в шахматы для твоей жизни, названных экспертом 6 неожиданных преимуществ игры в шахматы для твоей жизни, названных экспертом

Доставай доску!

Playboy
Оргазм во сне: как подарить себе эротическую фантазию? Оргазм во сне: как подарить себе эротическую фантазию?

Как можно дарить себе эротические сказки, где всегда будет счастливый конец?

Psychologies
Проверь себя: 5 типичных ошибок пользователей Android Проверь себя: 5 типичных ошибок пользователей Android

Какие опасные ошибки типичны для многих пользователей Андроид?

CHIP
Ошибочка вышла Ошибочка вышла

Что делать, если перепутала реквизиты, и деньги ушли не туда?

Лиза
Протестный стрит-арт: заколоченные витрины нью-йоркских магазинов превратились в импровизированную уличную галерею. Фотографии Протестный стрит-арт: заколоченные витрины нью-йоркских магазинов превратились в импровизированную уличную галерею. Фотографии

Художники и создали на улицах района Сохо настоящую стрит-арт-галерею

Esquire
Перерождение Венеры Перерождение Венеры

Как оставаться молодой и здоровой до ста лет можно узнать по ДНК-тесту

Vogue
Злые слова: как защитить тело от душевной боли Злые слова: как защитить тело от душевной боли

Неосторожное слово, обидная фраза — все влияет на общее самочувствие

Psychologies
«Мозг материален» «Мозг материален»

Одна из глав книги «Мозг материален» Аси Казанцевой

N+1
По следам истории По следам истории

Отреставрированный дом 1899 года постройки

AD
Что на самом деле измеряют тесты интеллекта Что на самом деле измеряют тесты интеллекта

А что же это такое – интеллект?

Популярная механика
Виктор Цой. 1984 – 1988 Виктор Цой. 1984 – 1988

«Кино» требует развития, и Цой собирает электрический квартет

Esquire
Что за ракурс? Звездные пары, где девушка выше парня, но скрывает это Что за ракурс? Звездные пары, где девушка выше парня, но скрывает это

Звезды, которые выбирают особые ракурсы для фотографий из-за своего роста

Cosmopolitan
Обзор Saints Row The Third Remastered: базбашенное веселье Обзор Saints Row The Third Remastered: базбашенное веселье

Saints Row: The Third Remastered определенно заслуживает места в вашей коллекции

CHIP
Рассмешили весь мир: женщины-комики, которые не боятся жестко шутить над другими Рассмешили весь мир: женщины-комики, которые не боятся жестко шутить над другими

Эти женщины могут шутить на самые острые темы

Cosmopolitan
День, когда... я решила спасти свою кофейню День, когда... я решила спасти свою кофейню

Каждый из нас способен на многое. Главное — не опускать руки в период неудач

Psychologies
Соли пиперидиния повысили стабильность перовскитных солнечных батарей Соли пиперидиния повысили стабильность перовскитных солнечных батарей

Солнечные элементы сохранили 95 процентов эффективности после 1000 часов работы

N+1
Игры разума Игры разума

Как мирно существовать с родными под одной крышей?

AD
Сантьяго Ластра: «Время ненужных инноваций уходит» Сантьяго Ластра: «Время ненужных инноваций уходит»

Интервью с мексиканским шеф-поваром Сантьяго Ластра

Bones
«Женила на себе»: кому на самом деле выгоден брак? «Женила на себе»: кому на самом деле выгоден брак?

Веками считалось, что брак нужен женщине больше, чем мужчине

Psychologies
Арабская экспансия в космос: зачем ОАЭ отправляют зонд к Марсу Арабская экспансия в космос: зачем ОАЭ отправляют зонд к Марсу

В ночь на 15 июля стартует первый марсианский зонд, созданный ОАЭ

Forbes
Открыть в приложении