Прошлое столетие было веком амбиций

Вокруг светаИстория

Величие под слоем ржавчины и грудой обломков: 7 амбициозных построек ХХ века

Прошлое столетие было веком амбиций: в разных странах то и дело затевались дорогостоящие проекты по строительству самых больших, самых высоких, самых необычных, самых технологичных и других самых-самых сооружений

К сожалению, стройка не всегда доводилась до конца, и нередко даже завершенные объекты по разным причинам вскоре становились невостребованными. О некоторых из них мы рассказывали ранее, но интересных заброшенных сооружений на свете куда больше.

Железнодорожный вокзал Канфранк, Испания

В начале XX века власти Франции и Испании вынашивали амбициозные планы по развитию туризма и торговли друг с другом. Помочь в этом должен был построенный в 1915 году железнодорожный тоннель «Сомпорт», который проходил бы под Пиренеями и соединял два государства. Из-за разницы в ширине колеи железных дорог двух стран на испанской стороне было решено построить большой вокзал с обширной инфраструктурой, где пассажиров и грузы можно было бы перебрасывать с французских поездов на испанские и обратно. Летом 1928 года неподалеку от деревушки Канфранк заработал международный железнодорожный вокзал. Длина главного здания составила около 240 метров, а число окон в нем соответствовало количеству дней в году. За свои исполинские размеры сооружение быстро получило прозвище «Титаник гор».

К сожалению, такой размах оказался неоправданным: процесс переброски грузов с сопутствующими таможенными процедурами занимал слишком много времени, что сильно сказалось на востребованности тоннеля. В начале 1930-х годов вторым по величине вокзалом Европы пользовались не более 50 пассажиров в день. Во время гражданской войны в Испании Франсиско Франко приказал запечатать «Сомпорт», чтобы предотвратить ввоз оружия противниками-республиканцами. Впрочем, вскоре его открыли вновь.

«Во время Второй мировой войны туннель использовался для контрабанды золота и в качестве маршрута эвакуации для евреев и солдат союзных сил, спасавшихся из оккупированной Германией Франции», — рассказывает директор по производству и продажам производственной компании Like A Shot Entertainment Ltd. Стив Гиллхэм.

После войны Франция постепенно начала терять интерес к этой железнодорожной линии, а когда в 1970 году сошедший с рельсов поезд разрушил мост в горах на французской стороне, правительство страны под давлением национальной железнодорожной компании SNCF и вовсе отказалось ремонтировать его, что означало конец тоннеля «Сомпорт» и вокзала Канфранк. Испанцы были сильно возмущены, но ничего не смогли поделать. Население деревни Канфранк-Эстасьон, созданной для обслуживания вокзала, сократилось с двух тысяч до пятисот человек. Вокзал начал постепенно разрушаться: рельсы ржавели, потолки обвалились из-за суровых зим, а вандалы доделали остальное.

В XXI веке железнодорожный вокзал Канфранк обрел новую жизнь. В двухтысячных в тоннеле «Сомпорт» на глубине 850 метров заработала подземная лаборатория Канфранк, в которой изучают редкие явления, например взаимодействие нейтрино космического происхождения или темной материи с атомными ядрами. Вход в тоннель, ведущий в лабораторию, находится на самом вокзале. Помимо этого, несколько лет назад территорию вокзала выкупило правительство испанского автономного сообщества Арагон для привлечения туристов. С 2013 по 2017 год это место посетило около 120 тысяч человек, преимущественно испанцев — по иронии судьбы намного больше, чем в любые другие пять лет работы тоннеля. Правительство Арагона собирается переделать вокзал в отель, а также построить рядом новую станцию и возобновить сообщение с Францией через Пиренеи, тем более что власти французского Бордо также дали на это добро. Возможно, через несколько лет «Титаник гор» вновь будет в деле.

Доменные печи Carrie Furnaces, США

Возвышающиеся на 28 метров над рекой Мононгахила, возведенные из стальных плит толщиной более шести сантиметров и облицованные огнеупорным кирпичом, печи № 6 и 7 доменного комплекса Carrie Furnaces в городе Питтсбург в Пенсильвании — одни из немногих уцелевших доменных печей в мире, построенных до Второй мировой войны. «Размер делает их внушающим благоговение памятником индустриальному — в действительности не очень далекому — прошлому Америки», — отмечает Гиллхэм.

Первые доменные печи Carrie Furnaces, принадлежавшие Хоумстедскому металлургическому заводу, запустили еще в 1884 году, а единственные уцелевшие на сегодня печи № 6 и 7 заработали в 1907-м. По словам Гиллхэма, условия труда на производстве были крайне тяжелыми, травмы и несчастные случаи были обычным делом, и за годы существования цеха погибло много рабочих. Для производства всего одной тонны железа приходилось перерабатывать около четырех тонн сырья — железной руды, кокса и известняка. Система охлаждения доменной печи расходовала более пяти миллионов галлонов воды в день. Пик активности комплекса пришелся на пятидесятые и шестидесятые годы, когда печи производили от 1000 до 1250 тонн железа в день. Однако в семидесятых и восьмидесятых в регионе произошел крах металлургической промышленности, который привел к упадку Хоумстедского металлургического завода. Уже в 1978 году перестали работать дожившие до наших дней печи № 6 и 7, а в 1986 закрылся и сам завод.

В настоящее время территорией комплекса доменных печей, которая занимает более 670 тысяч квадратных метров, управляет некоммерческая организация Rivers of Steel Heritage. Попасть туда самостоятельно довольно проблематично из-за окружающих территорию железнодорожных путей, но Rivers of Steel Heritage проводит туры для всех желающих. Также организация совместно с властями округа Аллегени и несколькими близлежащими муниципалитетами работает над масштабным планом по перепланировке комплекса. Здесь собираются построить офисные здания, конференц-центр, отель, транспортный хаб и жилье, а железнодорожный мост, который когда-то соединял доменный цех с Хоумстедским металлургическим заводом и не видел поездов уже более сорока лет, хотят превратить в автомобильный мост. Также на территории работает музей, посвященный двум уцелевшим доменным печам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Под километром льда в Антарктике найдены удивительные формы жизни, поедающие камни Под километром льда в Антарктике найдены удивительные формы жизни, поедающие камни

Возможно, колыбелью жизни окажется чрезвычайно холодное озеро

Популярная механика
«Потому что мы пилоты!»  Nissan запустил на российские дороги кроссовер второго уровня автономности «Потому что мы пилоты!»  Nissan запустил на российские дороги кроссовер второго уровня автономности

Модельная линейка Nissan переживает смену поколений

Maxim
Как предпринимательницы из Израиля и Палестины объединяют людей с помощью технологий Как предпринимательницы из Израиля и Палестины объединяют людей с помощью технологий

Организация Tech2Peace помогает молодым палестинцам запустить стартап

Forbes
Дорога к клубу: как создать сообщество фанатов вашего бренда Дорога к клубу: как создать сообщество фанатов вашего бренда

Хотите уменьшить расходы на маркетинг? Есть проверенный способ!

Forbes
Киберпанк на дорогах Киберпанк на дорогах

Беспилотное будущее уже прямо перед капотами наших личных машин

Эксперт
Трое, не считая собаки Трое, не считая собаки

У нас было два дня, один щенок и три яркие модели, знающие всё о путешествиях

Cosmopolitan
Доступ к капиталу без дискриминации: как женщины поддерживают новый бизнес в Пуэрто-Рико Доступ к капиталу без дискриминации: как женщины поддерживают новый бизнес в Пуэрто-Рико

Как Нерма Альберторио стремится к гендерному равенству в экономике Пуэрто-Рико

Forbes
5 удивительных загадок из мира животных 5 удивительных загадок из мира животных

Тайны наших четвероногих друзей, о которых сами они тебе ни за что не расскажут!

Maxim
Снятие стресса и тренировка ума: 5 игр для вашего смартфона Снятие стресса и тренировка ума: 5 игр для вашего смартфона

Подборка новых полезных игр для смартфона, которые помогут справиться с стрессом

Psychologies
Лучшие книги для мужчин, которые решили взять быка за рога Лучшие книги для мужчин, которые решили взять быка за рога

Книги, которые превратят застенчивого юношу в уверенного в себе мужчину

Популярная механика
Посткризисные правила: почему у России появляются неожиданные возможности на нефтяном рынке Посткризисные правила: почему у России появляются неожиданные возможности на нефтяном рынке

Участникам сделки ОПЕК+ нет смысла сохранять жесткие ограничения на добычу

Forbes
Липидный анализ посуды рассказал о средневековой исламской кухне на Сицилии Липидный анализ посуды рассказал о средневековой исламской кухне на Сицилии

Вместе с исламом арабы принесли на Сицилию кулинарные традиции Востока

N+1
Как гигантские контейнеровозы перевозят грузы Как гигантские контейнеровозы перевозят грузы

Гигантский контейнеровоз кажется неподвижным и незыблемым перед лицом стихии

Популярная механика
«Цифровая деменция»: почему гаджеты испортили нам память и как это исправить «Цифровая деменция»: почему гаджеты испортили нам память и как это исправить

Что такое «цифровая деменция» и как с ней бороться

Psychologies
Отношения кошек и хозяев предложили разделить на пять типов Отношения кошек и хозяев предложили разделить на пять типов

Выделили пять основных типов взаимодействия кошек и хозяев

N+1
Как бразильский триатлонист подсадил американцев на снэки из некондиционных бананов Как бразильский триатлонист подсадил американцев на снэки из некондиционных бананов

Коу Суплиси — 42-летний основатель компании Barnana, расположенной в Сан-Диего

Inc.
«Левиафан» по косточкам: почему для режиссера Андрея Звягинцева не существует случайностей «Левиафан» по косточкам: почему для режиссера Андрея Звягинцева не существует случайностей

Несколько кадров из «Левиафана» с пояснениями и ответами Звягинцева

Forbes
Минет как долг: что не так с концепцией супружеских обязанностей Минет как долг: что не так с концепцией супружеских обязанностей

Почему секс не может быть обязанностью?

Cosmopolitan
Латимерии дожили до ста лет Латимерии дожили до ста лет

Африканские латимерии живут в пять раз дольше, чем считалось прежде

N+1
Он тебя точно простит: как мириться с разными знаками зодиака Он тебя точно простит: как мириться с разными знаками зодиака

Неважно, что именно ты сделала не так, важно знать, как теперь загладить вину

Cosmopolitan
Солнечный ожог: чем мазать и как лечить. Советы врача Солнечный ожог: чем мазать и как лечить. Советы врача

Как повреждается кожа от солнечного ожога и какая ей нужна помощь

РБК
«Для меня иметь политическую позицию — важно». Интервью с танцовщиком Сергеем Полуниным «Для меня иметь политическую позицию — важно». Интервью с танцовщиком Сергеем Полуниным

Сергей Полунин рассказал, как снялся в клипе Depeche Mode и поработал с Sia

СНОБ
Как почистить подошву утюга в домашних условиях Как почистить подошву утюга в домашних условиях

Рассказываем, как самостоятельно избавиться от загрязнений на подошве утюга

CHIP
Последний сезон Последний сезон

Андрей Подшибякин — о том, почему кино превратилось в бесконечный сиквел

GQ
Энергия оргазма: в чем секрет женского удовольствия? Энергия оргазма: в чем секрет женского удовольствия?

Как даосская традиция описывает женский оргазм?

Psychologies
«Чувство юмора спасает нас во всем» «Чувство юмора спасает нас во всем»

Максим Лагашкин и Екатерина Стулова отмечают 25-ю годовщину со дня свадьбы

OK!
Изучать непознанное: инопланетяне, йети, Атлантида, лох-несское чудовище Изучать непознанное: инопланетяне, йети, Атлантида, лох-несское чудовище

Йети, Атлантиду и инопланетян ищут не только чудаки в шапочках из фольги

Maxim
#glam_promusic: Slava Marlow #glam_promusic: Slava Marlow

Slava Marlow зажег новую звезду — имени себя

Glamour
Машина мечты или мечта о машине? Тест-драйв обновленного Kia Mohave Машина мечты или мечта о машине? Тест-драйв обновленного Kia Mohave

Обновленный внедорожник Kia Mohave знает себе цену

СНОБ
Пролежавших в мерзлоте 24 тысячи лет коловраток вернули к жизни и размножили Пролежавших в мерзлоте 24 тысячи лет коловраток вернули к жизни и размножили

Коловратки способны переживать долгие периоды заморозки

N+1
Открыть в приложении