Игра в кубики
Имя победителя «Формулы-1» 2025 г. стало известно в финальной гонке сезона, что в главном авточемпионате планеты случается нечасто. «Ведомости. Спорт» вспоминает похожий сюжет из 1964 г., когда титул взял знаменитый мотогонщик
Сезон «Формулы-1» завершился красивой развязкой. Судьба чемпионства решилась 7 декабря на последнем этапе в Абу-Даби, к старту которого реальные шансы на титул сохраняли три пилота. Голландец Макс Ферстаппен из «Ред Булл», отстававший от лидера на 12 очков, выиграл гонку (+25 баллов), но британец Ландо Норрис из «Макларена» приехал к финишу третьим (+15), и этого результата хватило ему для итоговой победы с преимуществом всего в 2 балла. Напарник Норриса по команде австралиец Оскар Пиастри занял в Абу-Даби второе место и остался третьим в личном зачете.
Для нынешней «Формулы-1» такой интригующий финал – редкость. Последние три года Ферстаппен побеждал досрочно (с преимуществом от 63 до 290 очков), а в конце 2010-х четыре сезона подряд доминировал Льюис Хэмилтон. Из недавнего прошлого лишь чемпионат-2021, когда Хэмилтон и Ферстаппен, имея равное количество очков, делили титул на заключительном этапе, может поспорить по остросюжетности с сезоном-2025. Но если углубиться в историю «Формулы-1», похожие сюжеты будут встречаться чаще. К примеру, в 1964 г. итоговую победу с минимальным отрывом добыл на последнем этапе британец Джон Сертис, к тому моменту семикратный чемпион мира в шоссейных мотогонках. Это сочетание достижений в автоспорте до сих пор остается уникальным.
Инженерный подход
Сертис познакомился с мотоспортом еще в детстве. Его отец торговал мотоциклами на юге Лондона, а также трижды становился чемпионом Великобритании в гонках на байках с колясками. Мать Сертиса часто помогала мужу, выступая на соревнованиях в роли пассажира, который помогает сохранять баланс и регулировать положение мотоцикла в поворотах. Джон впервые сел за руль – конечно, байка – в 13 лет и, по воспоминаниям Сертиса-старшего, кружил, пока не закончился бензин. Став постарше, он тоже начал выступать напарником отца на гонках. А в первых самостоятельных соревнованиях принял участие в 15 лет.
Отцовский мотоцикл и специальные ботинки были слишком велики для подростка, но это не помешало Джону добраться до финиша. Спустя два года парень устроился работать помощником инженера на завод, где собирали культовые для первой половины XX в. мотоциклы Vincent. Именно это Сертис называл ключевым моментом своей биографии. Ему было важно досконально разобраться в устройстве мотоциклов, чтобы научиться улучшать их под гоночные задачи. «В 17 лет я выиграл не слишком крупную, но важную для меня шоссейную гонку на мотоцикле Vincent Grey Flash, который я практически построил сам, – вспоминал Сертис, значительно переделавший базовую модель. – Тогда я впервые ощутил единение человека и
