3D-принтеры обещают изменить правила игры для производителей дорогих часов

Robb ReportСтиль жизни

С подписью и печатью

3D-принтеры обещают изменить правила игры для производителей дорогих часов

Текст Джонатон Китс

Прежде чем детали первых часов Карела Бачанда Barrelhand были сделаны на 3D-принтере из стали и титана, их целиком напечатали из полимера.

Студент университета в Сан-Хосе, будущий инженер-машиностроитель Карел Бачанд имел пристрастие к сложным часам, стоимость которых значительно превышала его бюджет. Особенно ему нравились Urwerk UR-202 с вращающимися сателлитными указателями, корпусом в форме акулы-молота и ценой более $150 тыс. И тогда он сделал то, что сделал бы на его месте каждый уважающий себя гик. «Я решил смоделировать эти часы на компьютере, чтобы визуализировать работу механизма», — говорит он.

Полезный досуг

Бачанд никогда не видел Urwerk наяву. Но через год трудоёмких упражнений в обратной инженерии виртуальные UR-202 были готовы. Оставалось их изготовить. Прототипировать все части в 2008 году, когда вышла модель UR-202, было бы недопустимо дорого. Но в 2013-м Бачанд смог за умеренные деньги воспроизвести детали с помощью 3D-печати. Отпечатанные на 3D-принтере UR202 произвели такое впечатление на сооснователей Urwerk Феликса Баумгартнера и Мартина Фрая, что в 2015 году они пригласили часовщика-самоучку на выставку SIHH в Женеву, чтобы сравнить копию с оригиналом.

Аддитивная технология, как официально называется 3D-печать, — метод производства деталей из порошка. Его частицы спекаются (нагреваются, но не до полного расплавления) и укладываются слоями с помощью высокоточных лазеров. Сейчас 3D-печать в основном используют для прототипов корпусов, но речь всё чаще идёт о моделировании — как корпусов, так и частей механизма.

В высшей лиге

«Мы прибегаем к услугам 3D-принтера каждую неделю, если не каждый день», — говорит Федерика Карпано, директор по исследованиям и развитию марки Panerai. Корпуса отливают из полимера, чтобы быстро протестировать их с точки зрения стиля и комфорта. Для наглядной демонстрации новой системы быстрой смены ремешков Panerai эту конструкцию отпечатали в масштабе, в 5–10 раз превышающем реальный размер. Что Panerai категорически не делает, в отличие от менее солидных компаний, так это 3D-прототипирование механизмов. Даже самые совершенные 3D-принтеры не могут обеспечить точность до микрона, которая является стандартом часовой индустрии. К тому же у спечённых материалов другие физические свойства по сравнению с металлом. Когда детали выходят из принтера, они требуют финальной ручной обработки. Часовщики избегают этих сложностей, изготавливая части демонстрационных и опытных механизмов из полированного акрила.

Аддитивное производство даёт другие преимущества, например, беспрецедентную вариативность. «Вы можете напечатать деталь любой формы без всяких ограничений», — говорит Карпано. Даже сделать её полой. Panerai демонстрировал эти возможности на примере Lo Scienziato Luminor 1950 Tourbillon GMT Titanio, первой серийной модели с отпечатанным на 3D-принтере корпусом. «Стояла задача снизить вес часов, сохранив их твёрдость», — объясняет Карпано. Инженеры запрограммировали принтер так, чтобы получить титановый корпус с внутренней полостью. (Принтер недокладывает материала в середину центральных слоёв.) Чтобы внешне корпус выглядел как классический Panerai, его обработали на станках с ЧПУ.

Карпано считает, что безупречная гладкость Lo Scienziato демонстрирует мастерство Panerai в титановом спекании и обработке. Но архитектор и предприниматель Михил Холтхинрихс думает иначе: «Они прячут технологию, новая модель неотличима от уже существующих. 3D-печать сделала корпус легче, но в отсутствие других аспектов это просто фокус».

Холтхинрихс основал собственную часовую компанию в Голландии, чтобы показать преимущества 3D-печати. Он считает, что шероховатую поверхность отпечатанных деталей следует не прятать, а выставлять напоказ. Ornament, первый продукт одноимённого бренда, это отлично демонстрирует. Как и Lo Scienziato, стальные Ornament 1 стали легче благодаря изыманию части материала там, где он структурно не требуется, при этом часы охотно показывают скелетонированные ушки. «Аддитивный процесс совершенно меняет дизайн, — объясняет архитектор. — Появляется масса неординарных форм». Некоторые игроки индустрии хотят внедрить эти формы не только в корпуса, но и в подвижные части механизма. Себастьян Шолмонте, глава отдела инноваций и маркетинга производителя механизмов Sellita, видит на горизонте революцию, сопоставимую с той, что произвёл в индустриальном дизайне пластик. «Столетиями мебель делали из дерева, угловатой и с деталями, привинченными друг к другу», — замечает он. Поначалу пластик использовали по старинке, а потом догадались, что мебель из него может быть обтекаемой и монолитной. «Обычно движущиеся детали состоят из горизонтальных и вертикальных частей, — говорит Шолмонте. — Но 3D-печать даст возможность создавать текучие формы, которые очень дорого производить на традиционных пятикоординатных станках. У вас на запястье окажется скульптура». Он предсказывает платины (основы механизма) с барочными узорами, мосты, выгнутые в форме драконов, и даже детали, копирующие любимых домашних животных. (Единственное, что не под силу аддитивной технологии, так это привить хороший вкус.)

Шолмонте, как и большинство швейцарцев, считает, что 3D-печать столкнётся со строгими стандартами часового производства. Среди ограничивающих факторов — малое число материалов (в том числе скромные возможности аддитивной технологии в работе с золотом), металлургическая несовместимость и особая точность, которая требуется от станков.

Как бы то ни было, Карел Бачанд, окончив университет, основал собственный бренд и готовится выпустить часы Barrelhand Project 1 с верхней платиной из спечённой стали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спешите видеть Спешите видеть

Технологичная одежда, которая скоро станет реальностью

Robb Report
Совестливый пророк. Как Солженицын предвидел будущее России Совестливый пророк. Как Солженицын предвидел будущее России

Совестливый пророк. Как Солженицын предвидел будущее России

Forbes
Мечты о Царьграде Мечты о Царьграде

Мечты о возрождении Византии исчезли вместе с монархией

Дилетант
Должны ли мы любить всех и каждого? Должны ли мы любить всех и каждого?

Нужно ли «пересиливать» себя и относиться хорошо даже к тем, кто раздражает?

Psychologies
Американские горки Американские горки

Динамический тест-драйв самого ожидаемого внедорожника Rolls-Royce Сullinan

Robb Report
Как компьютер распознает человеческие эмоции Как компьютер распознает человеческие эмоции

Компьютеры учатся распознавать человеческие чувства, которые выдает язык тела

CHIP
Любовь или подделка: как избежать зависимых отношений? Любовь или подделка: как избежать зависимых отношений?

Почему поиски идеального мужчины и провокация ревности не работают?

Psychologies
7 способов стать убойным дядей и крестным отцом (целуй перстень) 7 способов стать убойным дядей и крестным отцом (целуй перстень)

Кому еще воспитывать детей твоих близких людей, если не тебе?

Playboy
Орешкин против Силуанова: почему зарплаты россиян растут, а доходы падают Орешкин против Силуанова: почему зарплаты россиян растут, а доходы падают

Почему данные Росстата часто противоречат друг другу

Forbes
Адмирал от оппозиции Адмирал от оппозиции

В истории русского либерализма имя Николая Мордвинова занимает особое место

Дилетант
Награда за смелость Награда за смелость

17 января Сара Полсон предстанет на больших экранах в триллере «Стекло»

Grazia
«Мир вокруг был слишком злым»: исповедь сектантки «Мир вокруг был слишком злым»: исповедь сектантки

История нашей читательницы об опыте попадания в секту

Psychologies
Самый уязвимый. Как топ-менеджеру защитить себя от вымогателей Самый уязвимый. Как топ-менеджеру защитить себя от вымогателей

Топ-менеджеры чаще других игнорируют правила информационной безопасности

Forbes
Большие родители Большие родители

Чего же хотят от своих давно уже взрослых детей мамы и папы

Добрые советы
7 самых красивых феминисток из Instagram 7 самых красивых феминисток из Instagram

7 самых красивых феминисток из Instagram

Cosmopolitan
Светлана Устинова: «Со сцены нельзя убежать, так же как нельзя заново родиться» Светлана Устинова: «Со сцены нельзя убежать, так же как нельзя заново родиться»

Светлана Устинова о том, почему не стоит бояться своих желаний и как все успеть

Grazia
Очень страшное письмо Путину Очень страшное письмо Путину

Почему покончила с собой девочка из Сафонова

Русский репортер
Давай отложим Давай отложим

Валерия Авксентьева знает, как перевоспитать отъявленного транжиру

Cosmopolitan
Гороскоп 2019 Гороскоп 2019

Подробный гороскоп для всех знаков Зодиака на 2019 год

Vogue
Медленный соблазн Медленный соблазн

Тонкости использования специй

Yoga Journal
23 хитрых кухонных лайфхака 23 хитрых кухонных лайфхака

23 хитрых кухонных лайфхака

Maxim
Как подключить телефон к телевизору: 10 способов Как подключить телефон к телевизору: 10 способов

10 актуальных способов подключить смартфон к телевизору

CHIP
Отсчет пошел: 7 способов нарядить елку к Новому году Отсчет пошел: 7 способов нарядить елку к Новому году

Семь способов сделать свой дом наряднее

Cosmopolitan
Эрмитаж в Венеции, а «Христос в темнице» Эрмитаж в Венеции, а «Христос в темнице»

Новые проекты ректора Академии художеств

Собака.ru

Фрагмент романа Евгения Водолазкина "Брисбен"

Esquire
Ода к радости Ода к радости

Маэстро Юрию Темирканову — 80

Собака.ru
Дистанционное образование: как оно меняет человека будущего? Дистанционное образование: как оно меняет человека будущего?

Мир новых технологий меняет не только способы обучения, но и нас самих

Psychologies
Кто здесь Ребенок? Кто здесь Ребенок?

Актриса Александра Ребенок в мастерской художника и гримерке МХТ

Esquire
Существует ли Дед Мороз: как отвечать на неудобные вопросы детей Существует ли Дед Мороз: как отвечать на неудобные вопросы детей

Когда приходит время время рассказать правду про Деда Мороза

Psychologies
Секс и 4 ашрама Секс и 4 ашрама

О том, как связаны йога и сексуальность

Yoga Journal
Открыть в приложении