С ростом рынка авиаперевозок требуются новые меры контроля регулярности полетов

РБКБизнес

Пунктуальность высокого полета

С ростом рынка пассажирских авиаперевозок требуются новые меры контроля регулярности полетов. В России авиакомпании принимают свои меры по выполнению расписания, а законодатели ужесточают нормативы оценки пунктуальности

Текст: Анна Прохорова

Фото: РИА Новости

«2018 год войдет в историю как время, когда индустрия авиаперевозок столкнулась с небывалыми перегрузками» — так комментировал итоги исследования AirHelp СЕО компании Хенрик Зиллмер. По данным организации, которая оказывает пассажирам помощь в получении компенсаций, в 2018 году каждый пятый авиарейс в мире был задержан или отменен. В России с задержками более чем на 15 минут или с отменой рейсов столкнулись 9,3 млн пассажиров. Пунктуальность полетов — один из важнейших показателей эффективности авиакомпании. Мировые рейтинговые агентства оценивают его по соответствию фактического времени прибытия заявленному в расписании. Пунктуальными, как правило, считаются рейсы, прибывшие не позже 15 минут от времени, указанного в расписании. Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот», например, уделяет внимание и абсолютной пунктуальности прибытия — рейсам, прибывающим строго по расписанию. Пунктуальность имеет значение не только для репутации авиакомпании, но и для обеспечения коротких стыковок между рейсами, что особенно важно для трансферных пассажиров.

Существующая в российском законодательстве методика учета пунктуальности полетов рассматривает только два вида задержек рейсов: по метеоусловиям и из-за отсутствия горюче-смазочных материалов. Поэтому Минтранс в апреле 2019 года занялся разработкой новых норм. В документе будут детализированы причины срывов графика полетов и определен этап, на котором произошел сбой: в аэропорту, во время работы авиакомпании или оператора наземного обслуживания. Сейчас в глазах пассажиров за все несет ответственность авиакомпания. Однако наземное обслуживание рейсов — также существенный фактор, влияющий на пунктуальность, говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Чем лучше организовано обслуживание пассажиров в терминалах, выше обеспеченность местами стоянки и качественнее планирование их использования, лучше организовано движение воздушных судов на аэродроме, более совершенен комплекс взлетно-посадочных полос и лучше оборудование, тем выше пунктуальность выполнения рейсов», — говорит эксперт. Но даже при идеальном обслуживании на земле и своевременном взлете огромное влияние на пунктуальность оказывает ветровая обстановка на маршруте. Самолет имеет очень узкий диапазон допустимой скорости полета: например, время в воздухе рейса на Boeing 777 из Нью-Йорка в Шереметьево может составлять от восьми до девяти часов — в зависимости от преобладающего ветра. Это означает, что при взлете по расписанию время посадки в Шереметьево может отличаться от графика на один час. Все эти факторы вынуждают авиакомпании искать компромиссы и прикладывать максимум усилий для минимизации последствий задержек непосредственно при планировании и выполнении полета.

Погодно-сезонный синдром

Авиакомпании задерживают в среднем 5% рейсов на два часа и более. По данным Росавиации, с июня по август включительно на два и более часа задерживалось в среднем 746 рейсов в месяц (по российским нормативам задержкой рейса считается опоздание на два часа и более). «Одна из частых причин задержек как российских, так и зарубежных рейсов — плохие погодные условия», — говорит представитель Росавиации Елена Михеева. Обильное выпадение осадков, гроза, туман затрудняют наземное обслуживание рейсов, снижают пропускную способность аэродромов, что приводит к образованию очередей из воздушных судов на взлет и посадку, а в некоторых случаях выполнение рейса становится невозможным до улучшения метеоусловий. «Серьезную опасность для полетов представляет боковой ветер», — рассказывает метеоролог, кандидат географических наук Леонид Дубейковский. По его словам, в случае превышения порогового значения скорости бокового ветра 15–17 м/с полеты прекращаются. Его порывистость может привести к резкому изменению высоты или направления полета лайнера, «а непосредственно у земли это может представлять большую опасность для самого воздушного судна и его пассажиров», говорит ученый.

Соблюдение графика полетов также зависит от времени года. Значительная часть сбоев в расписании происходит летом и осенью — на эти периоды приходится 31 и 27% жалоб от всего количества за год соответственно, рассказал генеральный директор «Туту Агентство» Александр Гладилин. «В сезон отпусков и в периоды праздников наблюдается увеличение интенсивности перевозок, в результате образуются очереди на взлет и посадку на аэродроме», — говорит генеральный директор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев.

Перевозчики решают проблему сезонности различными способами. Например, в «Аэрофлоте» в 2018 году приняты зимние и летние нормативы пунктуальности прибытия. В частности, летний норматив по соотношению количества выполненных рейсов без задержки к общему количеству рейсов на 5% жестче зимнего. «Аэрофлот» стал единственной в стране и крупнейшей в Европе авиакомпанией по объему перевозок, удостоенной максимального балла от британского аналитического агентства OAG за пунктуальность. OAG составляет рейтинг лучших авиаперевозчиков на основе актуальных данных о пунктуальности за год. Только 10% участников программы On-Time Performance Star Ratings удостаиваются наивысшей оценки «пять звезд». По итогам ранжирования «Аэрофлот» опередил таких крупнейших глобальных конкурентов, как Qantas, Singapore Airlines, Qatar Airways, KLM, которым присужден рейтинг «четыре звезды».

Британское авиационное издание FlightGlobal по итогам 2018 года признало российского национального перевозчика пятым в мире и вторым в Европе по пунктуальности полетов. «Аэрофлот» стабильно подтверждает лидерство в области пунктуальности полетов в рейтинге FlightStats OPS Awards. Он является наиболее авторитетным и объективным, основывается на анализе более 120 тыс. ежедневных авиарейсов. По данным ежемесячного отчета OAG On-Time Performance Report, в сентябре 2019 года «Аэрофлот» выполнил 89,2% рейсов точно по расписанию. Этот результат признан лучшим в топ-20 крупнейших авиаперевозчиков мира и Европы.

Точность — вежливость пассажиров

В вопросе соблюдения пунктуальности авиакомпании не сбрасывают со счетов и пассажирский фактор. В ходе опроса, проведенного «Туту Агентством», рассказывает Александр Гладилин, выяснилось, что из 1250 опрошенных 33% опаздывали ко времени вылета. Для соблюдения расписания и минимизации последствий опозданий пассажиров с 2018 года «Аэрофлот» следует «дорожной карте» для повышения пунктуальности полетов. Часть нормативов, выполнение которых авиакомпания контролирует особенно тщательно, относится непосредственно к пассажирам. Например, предписывается завершать посадку на борт не позднее 20 минут до отправления рейса, регистрацию пассажиров и багажа — за 40 минут, принимать багаж и ручную кладь строго по нормативу. В будущем планируется активно использовать для соблюдения пунктуальности цифровые технологии. Среди них — использование биометрического контроля, что значительно ускорит и упростит для пассажира прохождение предполетных процедур в аэропорту.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От большого к малому От большого к малому

Если ты хочешь лидерства, то должен бежать вдвое быстрее других

РБК
Как отрезали Как отрезали

Современные технологии на фабрике Savio Firmino

AD
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Малый бизнес и налоги: кто кого? Малый бизнес и налоги: кто кого?

В 2020 году налоговая нагрузка на малый бизнес увеличится на 4,9%

Forbes
По воде на водороде По воде на водороде

Президент компании ABB — о перспективах водорода в водном транспорте

Эксперт
Вагончик тронется? Зачем России и Путину нужны скоростные магистрали Вагончик тронется? Зачем России и Путину нужны скоростные магистрали

Нужны ли высокоскоростные железнодорожные магистрали нашей стране

Forbes
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
7 смертных грехов глазами психофизиолога 7 смертных грехов глазами психофизиолога

Откуда берутся слабости, и всегда ли нужно с ними бороться?

Здоровье
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes
Первый после смерти: как Майкл Джексон заработал $2,4 млрд за 10 лет после кончины Первый после смерти: как Майкл Джексон заработал $2,4 млрд за 10 лет после кончины

После своей смерти Майкл Джексон, по оценке Forbes, заработал $2,4 млрд

Forbes
Сила зеркальных нейронов: как мы меняем свою осанку, глядя на других Сила зеркальных нейронов: как мы меняем свою осанку, глядя на других

Зеркальные нейроны нашего мозга позволяют нам копировать движения

Psychologies
Неделя потребления: Французские Альпы и Escada зовут в гости, а Montblanc — прогуляться среди звезд Неделя потребления: Французские Альпы и Escada зовут в гости, а Montblanc — прогуляться среди звезд

На этой неделе мы отправляемся на День открытых дверей Французских Альп

Forbes
Что Паоло Соррентино думает о вечеринках Сильвио Берлускони и Джуде Ло в роли Папы римского? Что Паоло Соррентино думает о вечеринках Сильвио Берлускони и Джуде Ло в роли Папы римского?

Режиссер «Лоро» и «Молодого папы» подводит итоги очередного этапа

GQ
Лоферы, санкции, запрет на татуировки и украшения: особенности японского офисного дресс-кода Лоферы, санкции, запрет на татуировки и украшения: особенности японского офисного дресс-кода

Узнайте, пустили бы вас в офис в вашей одежде, работай вы в японской компании

GQ
Единственный топ-менеджер, который звонит Трампу: как глава Apple Тим Кук влияет на президента США Единственный топ-менеджер, который звонит Трампу: как глава Apple Тим Кук влияет на президента США

Об особых отношениях Трампа и Кука

Forbes
Как Уитни Хьюстон заработала $9,5 млн за год спустя 7 лет после смерти Как Уитни Хьюстон заработала $9,5 млн за год спустя 7 лет после смерти

Почему все вновь слушают песни легендарной певицы?

Forbes
По отцовской линии По отцовской линии

Дети Бориса Немцова о том, как изменилась их жизнь после тяжелой потери

StarHit
Цена наказания для Украины: куда, зачем и на чьи деньги потечет «Северный поток-2» Цена наказания для Украины: куда, зачем и на чьи деньги потечет «Северный поток-2»

Будущее проекта «Северный поток-2» остается неясным

Forbes
Уроки перепроизводства Уроки перепроизводства

Главный тренд на рынке АПК — перепроизводство многих видов сельхозпродукции

Эксперт
10 причин не покупать акции в рамках крупнейшего IPO в мире 10 причин не покупать акции в рамках крупнейшего IPO в мире

Саудовская нефтяная госкомпания Saudi Aramco откладывает IPO

Forbes
Но вы держитесь Но вы держитесь

Как оттолкнуться от дна и извлечь выгоду в тяжелые времена

GQ
Как посмотреть пробег фотоаппарата Canon Как посмотреть пробег фотоаппарата Canon

Как узнать пробег фотоаппарата Canon - это поможет при покупке б/у камеры

CHIP
Объединение Германии Объединение Германии

Власти ФРГ и ГДР позаботились о том, чтобы получить одобрение объединения

Дилетант
«Я послужила триггером»: Альбина Джанабаева из-за оскорблений «прикрыла лавочку» «Я послужила триггером»: Альбина Джанабаева из-за оскорблений «прикрыла лавочку»

40-летняя Альбина Джанабаева пожаловалась на атаку недоброжелателей

Cosmopolitan
Венчурное чудо: чему России стоит поучиться у Израиля Венчурное чудо: чему России стоит поучиться у Израиля

Израиль — уникальный кейс с точки зрения венчурного бизнеса

Forbes
7 блюд, которые эксперты советуют никогда не заказывать в ресторане 7 блюд, которые эксперты советуют никогда не заказывать в ресторане

Скажи «нет» этим блюдам и лучше закажи что-нибудь другое

Playboy
Кто получит Нобелевскую премию по литературе в этом году Кто получит Нобелевскую премию по литературе в этом году

Букмекеры ставят на писательницу из России, а Джордж Мартин закрывает шорт-лист

GQ
Бензин нам только снится Бензин нам только снится

Скоро ли настанет тот день, когда мы будем говорить «фу, у тебя бензин»?

Популярная механика
Деньги — склока, а без них плохо. Русский язык и финансы Деньги — склока, а без них плохо. Русский язык и финансы

Как русские люди говорят о бедности и богатстве?

СНОБ
Козырная карта Козырная карта

Лорен Индвик — о самых важных рынках модного мира

Vogue
Открыть в приложении