Путешествие в Шаньдун: как живут по заветам Конфуция в наши дни
Жить хорошо — значит жить правильно. Так считал величайший учитель Востока
Редактор «Вокруг света» поехал в Цюйфу, на родину Конфуция, чтобы увидеть его философию в действии.
Дорога, ведущая к Храму Конфуция, разрывает европейский шаблон, подразумевающий выход через сувенирную лавку, но не вход. Прямая и по-китайски просторная улица в центре Цюйфу с обеих сторон уставлена прилавками с увлекательным товаром. На его изучение уйдет больше времени, чем на чтение «Лунь юй» — сборника бесед и суждений Конфуция.
Многочисленные статуэтки Учителя стоят рядами среди чайных наборов, курительных трубок и фэншуйных тыкв-амулетов, выглядывают из-под завесы жемчужных нитей, плакатов времен «культурной революции» и вееров с его же, Конфуция, изображением. Портреты Учителя соседствуют с портретами другого Учителя — Мао Цзэдуна. Сказать по справедливости, ассортимент изображений Мао даже пошире.
— Ваня, — спрашиваю я гида-переводчика, — а кто для китайцев больший Учитель — Конфуций или Мао?
Ваню зовут Сунь Цзинвэнь, но с русскими он использует имя Ваня.
— Конечно, Конфуций, — говорит Ваня уверенно, а потом неуверенно добавляет, — но он жил давно, а Мао недавно. Сейчас дети мало знают Кун Фу-цзы, просто помнят, что учитель, но чему именно он учил, трудно сказать.
Главный мудрец Китая, конечно, никаким Конфуцием при жизни не был. Звали его Кун Цю. Когда он стал Учителем, прозвали Кун-цзы и Кун Фу-цзы, а когда прославился в Европе, имя его латинизировалось в Конфуция.
Мудрейший умер в 479 году до н. э., а на второй год после его смерти дом в Цюйфу, где он жил, был превращен в небольшой храм, место для жертвоприношений. Через три столетия конфуцианство стало официальной идеологией Китая, и каждый уважающий себя император считал необходимым приехать в Цюйфу и совершить жертвоприношение во славу Учителя, построить павильон или беседку.
Так за два тысячелетия Храм Конфуция превратился в огромный комплекс, похожий по структуре на Запретный город в Пекине. Теперь здесь почти 500 помещений, выстроенных симметрично вдоль оси.
Мы минуем несколько ворот. Иероглифические надписи на них образно говорят о мудрости самого мудрого. Входим во двор, где стоит Абрикосовый алтарь — беседка, обозначающая место, на котором Кун Фу-цзы общался с учениками под развесистым абрикосом.
— А сегодня здесь устраивают лекции для студентов и школьников? — спрашиваю.
— Это нет, не устраивают. Сюда студенты приходят написать желание на табличке, чтобы экзамен сдать и вообще получить высокое образование. Зажигают палочки.
Площадка перед павильоном Дачэндянь («Великих свершений») окутана легким дымом: молодые люди, держа курящиеся палочки в вытянутых перед собой руках, отбивают поклоны у большой чугунной курильницы по команде служащих в голубых рубашках.
Палочки разного размера и красные деревянные таблички с кисточками продаются в лавочках сбоку вместе с памятными медальками, свитками и фигурками Кун Фу-цзы. Тут же лежат черные фломастеры, которыми можно написать на табличках пожелания. Двое китайцев громко спорят: тот, что постарше, явно недоволен тем, на что тратит табличку молодой. Поругались, дописали, повесили. Будь здесь Конфуций, он бы, наверное, высказался и о ритуалах, и о почтении к старшим.
— Здесь написано, что никто из людей не лучше и не больше, чем Кун Фу-цзы, — говорит Ваня, показывая на иероглифы над входом в Дачэндянь. — Конфуций был очень высоким: рост 191 сантиметр.
— Ваня, кто измерял? Откуда вообще известна его внешность?
Прижизненных портретов Учителя не сохранилось. Самый старый из обнаруженных относится к I веку до н. э. А самый распространенный, по которому делаются все статуэтки мудреца в халате с широкими рукавами и с ладошками под бородой, был нарисован в VIII веке.