Летящие над водой
Идее поставить лодку на подводные крылья – гидрофойлы – больше века. В 1906 году катер на подводных крыльях продемонстрировал впечатляющую скорость – около 68 км/ч. В этом веке Фойлы проникли почти во все водные дисциплины: яхтенный спорт, виндсерфинг, вейкбординг, серфинг и, конечно, кайтсерфинг – самый зрелищный вид водного экстремального спорта, объединивший две стихии.
Начиная с 60-х годов прошлого века гидрофойлы начали прикручивать ко всему, что попадалось под руку. Культовый советский журнал «Катера и яхты» вовсю обсуждал схемы подводных крыльев для парусных яхт, а инженер-аэронавигатор из Массачусетса Уолтер Вудвард запатентовал водные лыжи на подводных крыльях, а затем доску, акваплан и катамаран с гидрофойлами. Фотографии причудливых водных снарядов обошли все научно-популярные журналы мира, сами устройства были показаны на некоторых водных шоу, и на этом интерес к ним тихо сошел на нет: конструкция из нержавеющей стали была тяжелой и плохо управляемой.
Планер для серфа
Настоящий прорыв в фойлинге произошел благодаря французским кайтерам, которые упорно пристраивали подводные крылья к серфам и кайтбордам. «В отличие от подводных крыльев для больших судов и гоночных яхт, гидрофойлы для серфов имеют довольно простую и надежную конструкцию, – поясняет знаменитый российский разработчик кайтов и гидрофойлов Роман Любимцев. – Практически это маленький планер с передним несущим и задним стабилизирующим крылом на обтекаемой “ноге” или мачте, причем не требующий точности в изготовлении. Первые гидрофойлы для кайта делали из дерева и фанеры, ламинированных стеклотканью, или выфрезировывали из алюминиевых сплавов». Любой гидрофойл более-менее подходящего размера будет летать