Почему в корпорации исчезает атмосфера стартапа: опыт главы Waze, который боролся за свободу внутри Google и сдался
Ноам Бардин перечислил, что произошло с его независимым стартапом после продажи ИТ-гиганту и почему фраза «Что? Опять суши на обед?» стала из внутренней шутки грустной реальностью.
В 2013 году Google купила израильский картографический стартап Waze за $1 млрд, а в январе 2021 года из него ушёл гендиректор Ноам Бардин.
В своём письме на Paygo он подробно рассказал о том, как пытался сохранить «магию независимого стартапа» внутри Google, но столкнулся с огромной разницей в подходах к работе, жизни, рискам, деньгам и отношению к пользователям.
В итоге он ушел, потому что стало стыдно отвечать на вопрос самому себе: «А что полезного я сегодня сделал для пользователей?».
Для Google покупка Waze стала удачной, однако у тех, кто хочет сохранить атмосферу стартапа в корпорации, шансов почти нет, заключает Бардин.
Попытка создать «лучшее из двух миров» и борьба за автономность
По словам Бардина, на ранней стадии развития Waze команда допустила множество ошибок, в частности, поссорилась с членами совета директоров.
Они решили продать стартап Google после обещания независимости, при которой Waze сохраняет имя, команду и основателей. Команда считала, что таким образом получит свободу действий стартапа и деньги и возможности корпорации.
Мы рассматривали продажу Google, как изменение строки в списке инвесторов, а не смену миссии компании. Предполагали, что после продажи Google получим «лучшее из двух миров»: скорость роста и культуру стартапа, а также финансовую поддержку и дистрибуцию корпорации. Думали, что продолжим работу, но уже без финансовых проблем, сможем больше рисковать и экспериментировать в долгую.
После поглощения Бардин рассчитывал «построить Waze в Google и разрушить миф о том, что происходит со стартапами после поглощения корпорациями». Но ошибся.
Ситуация похожа на то, как главы западных компаний считают, что будут первыми, кто пытался запустить свой сервис в Китае, а спустя некоторое время уезжают назад и отдаёт китайскому партнёру бренд, деньги и бизнес.Н ельзя бороться с природой зверя, это же Китай. И тоже самое произошло со мной.
Чем независимый стартап отличается от «стартапа внутри корпорации»
После поглощения Waze выросла с 10 млн активных пользователей в месяц до 140 млн, а ежемесячный «пробег» вырос с 2,5 млрд км до более 36 млрд. Компания запустила новый продукт Carpool и смогла соответствовать требованиям рынка, отмечает Бардин.
Но работа в независимой компании сильно отличается от жизни в корпорации — в ней больше нюансов и глубины, считает глава Waze. Он перечислил основные отличия, разбив их по нескольким категориям.
В корпорации общий бренд важнее продукта
В стартапе полная согласованность между продуктом, компанией и брендом. Сотрудники, руководство и инвесторы тоже согласованы: успех продукта — это успех компании, инвесторов и сотрудников. В корпорации сотрудники ориентированы на корпоративный бренд, а не продукт: Google, а не Gmail, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а не Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Продукт — это инструмент для продвижения по карьерной лестнице, а не увлечение, миссия или экономическая игра.
На доходы сотрудников влияет повышение внутри компании, а не рост продукта, считает Бардин. При выборе места работы они выбирают сервис, где можно получить повышение.
Таким образом Waze начала набирать «сотрудников с неверным настроем» — стартап рассматривался как шаг по карьерной лестнице в Google, без самоотдачи.
Нельзя просто взять и уволить бесполезного сотрудника — его перекидывают с проекта на проект
Waze подчинялась корпоративным правилам найма Google. Среди них Бардин отмечает невозможность уволить сотрудника при необходимости — если должность больше не нужна, есть кто-то лучше на это место или человек плохо справлялся с обязанностями.