После 2006-го альманахи о любви в мегаполисах и любви к ним обрели новый импульс

ForbesСобытия

Париж, Нью-Йорк, Берлин, Москва, я люблю тебя: 12 лучших киноальманахов о городах

После 2006-го, когда появился фильм «Париж, я люблю тебя», альманахи о любви в главных мегаполисах мира и любви к ним обрели новый импульс. Кинокритик Юрий Гладильщиков выбрал для Forbes Life двенадцать картин, которые определенно стоит посмотреть

paris-je-taime-518186l.jpg__1564670505__60143.jpg

«Париж, я люблю тебя» («Paris, je t'aime», 2006)

Альманах из восемнадцати новелл (планировали двадцать — по числу округов Парижа, но две не устроили продюсеров), первый из фильмов серии «Мегаполис, я люблю тебя». Неудивительно, что для старта киносерии был избран именно Париж. Никакой другой город столь часто не становился героем картин. В Лос-Анджелесе снимают больше, но он редко становится героем фильмов, а скорее выступает лишь как место действия. Париж, о чем бы ни шла речь, всегда тянет одеяло на себя. «Под крышами Парижа», «Дети райка», «Через Париж», «Париж принадлежит нам», «Последнее танго в Париже», «Любовники с Понт Нёф» etc. вплоть до более свежих «Мулен Ружа», «Амели» и «Ангела А» — везде он никак не третий лишний.

Опасность была в том, что фильм про Париж мог обернуться набором туристических банальностей. Но продюсеры альманаха сделали ход конем: позвали в режиссеры иностранцев, справедливо рассудив, что даже Эйфелеву те увидят по-другому. В том числе знаменитых американцев: Гаса Ван Сэнта, братьев Коэнов, Александра Пейна, Уэса Крейвена («папу» Фредди Крюгера), голливудского мексиканца Альфонсо Куарона, немца Тома Тыквера, бразильца Вальтера Саллеша (автора «Че Гевары: дневников мотоциклиста»). Впрочем, есть и французы — сорежиссером одной из новелл стал Жерар Депардье. Режиссеры-звезды притащили в свои минифильмы актеров-звезд — от Фанни Ардан, Жюльетт Бинош и Людивин Санье до Уиллема Дефо, Ника Нолти, Элайджи Вуда и Натали Портман. В вампирской новелле — есть и такая — впервые мелькнула на большом экране Ольга Куриленко.

Результат получился и предсказуемым, и не очень. Предсказуемо, что новеллы неровные, но почти все так или иначе интересны. Плохих киноальманахов попросту не бывает, ведь режиссеры стараются обыграть партнеров-соперников по заочно совместному труду и предстать перед зрителем в наиболее выигрышном свете. Предсказуемо, что некоторые новеллы — в сущности анекдоты. Один из самых смешных рассказали братья Коэны: американец со страшненьким, но обаятельным лицом их любимого актера Стива Бушеми чуть было не окунается в обещаемое турсправочниками истинно парижское любовное приключение, но в итоге получает по лицу. Неожиданно, однако, что в фильме много социального. Не просто Париж глазами режиссеров-иностранцев, но, в целом ряде новелл, Париж глазами иммигрантов. И это как раз интересно.

paris.jpg__1564668188__97338__vid301041e.jpg

«Париж глазами…» («Paris vu par...», 1965)

Фильм-предшественник «Парижа, я люблю тебя», шесть новелл которого точно так же поименованы названиями знаменитых мест — бульваров, вокзалов, площадей. Но это не Париж глазами иностранцев, а Париж глазами режиссеров легендарной, царствовавшей в мировом кино 1960-х французской новой волны. Среди авторов три супермэтра: Годар, Ромер и Шаброль. Этот фильм, считающийся знаковым для 1960-х, в памяти четко отпечатывается как черно-белый. Именно новая волна (не только в этом фильме, но и в других) создала изумительно стильный черно-белый образ Парижа, города, графически выверенного, которому четкие светотени к лицу, как никакому другому. Все знают: если нужно сделать эффектную фотографию парижской улицы — переведите фотоаппарат в монохромный режим. Тем удивительнее потом читать, что «Париж глазами…» — фильм цветной.

5ba41d7212c077224637863b8e00aa9b.jpg__1564668319__13643__vid301043e.jpg

«Берлин, я люблю тебя» («Berlin, I Love You», 2019)

Уже упомянутый последний на сегодня альманах серии (давно анонсированный «Шанхай, я люблю тебя» застрял в дебрях производства) уступает другим по подбору режиссеров. Хотя актеров-звезд и тут достаточно: Кира Найтли, Хелен Миррен, Люк Уилсон, Джим Стёрджесс, Микки Рурк, Диего Луна. Берлин, если говорить о видах, не самый выигрышный город. Да, там свои достопримечательности от воспетого Вимом Вендерсом Ангелом над Берлином до разрушенной кирхи у вокзала Zoo, Рейхстага, Бранденбургских ворот, новой фантастической Потсдамер-платц, Александр-платц с ее телевышкой и т. д. Но в целом это советский город, разрушенный войной и быстро застроенный панельками. Чтобы почувствовать обаяние Берлина, надо побывать в нем не раз. Режиссеры альманаха этого не делали. Поэтому главная его беда: в фильме про любовь в Берлине нет Берлина. Хоть бы Кройцберг показали — некогда самый запущенный маоистско-троцкистско-турецкий, а ныне новомодный район! Не почувствовав атмосферы города, режиссеры поместили почти все действие в квартиры, бары, клубы, гостиничные номера, которые можно было снять хоть в Твери, хоть в Баку. Зато в соответствии с немецкой ментальностью много политкорректности. Но ее опять-таки мог продемонстрировать любой другой мегаполис.

snimok_ekrana_2019-08-01_v_17.07.12.png__1564668448__20361__vid301045e.png

«Нью-Йорк, я люблю тебя» («New York, I Love You», 2009)

Наши критики разругали картину, даром, что среди режиссеров звезды со всех континентов: Шекар Капур, Мира Наир, Цзян Вэнь, Фатих Акин, Натали Портман, Бретт Ратнер, Иван Атталь. И разругали зря, тем более что публика фильм приняла (на обычном сеансе, где я побывал, многие аплодировали). Одна из главных претензий в том, что «Париж» был лучше. Но как продюсерский проект «Нью-Йорк» более радикален.

Во-первых, продюсеры рискнули отцепить от основного фильма две новеллы, чуточку выпавшие из контекста. В некоторых странах их не увидели (в российской версии они есть). Именно этими новеллами фильм открывается. Это фрагменты от нашего Андрея Звягинцева и кинодивы Скарлетт Йоханссон, тоже решившей тогда попробовать себя в режиссуре. Звягинцев, в частности, сотворил мини-вариацию на темы легендарного «Блоу-ап» Микеланджело Антониони. В «Блоу-ап» фотограф снимал влюбленную парочку в парке, а увеличив дома снимок, обнаружил, что на самом деле запечатлел убийство. У Звягинцева мальчик снимает на видео влюбленных на мосту, но увеличив изображение, понимает, что зафиксировал трагический момент расставания.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жирно не будет Жирно не будет

Уж если делать культ из еды, то со всей одержимостью

Вокруг света
Как одевался Питер Фонда на экране и в жизни Как одевался Питер Фонда на экране и в жизни

Актера Питера Фонды не стало 16 августа

Esquire
Стыдно, когда видно Стыдно, когда видно

Рука будто сама тянется написать гадость. Что же тобой движет?

Cosmopolitan
Шаг вперед. Как британский стартап добывает энергию буквально из-под ног Шаг вперед. Как британский стартап добывает энергию буквально из-под ног

Так называемые умные города с каждым годом становятся все умнее

Forbes
Как бы выглядели в старости Цой, Кобейн, Пушкин и другие звезды, умершие рано Как бы выглядели в старости Цой, Кобейн, Пушкин и другие звезды, умершие рано

Благодаря FaceApp можно попытаться представить знаменитостей в старости

Cosmopolitan
«Никто не ест левой рукой»: как мы предаем своих детей «Никто не ест левой рукой»: как мы предаем своих детей

Фрагмент из новой книги Маши Трауб «Лишние дети»

Psychologies
Интим не предлагать? Интим не предлагать?

Как продолжать оставаться желанной и справиться со своими страхами и комплексами

Лиза
Коллекции высокого ювелирного искусства в Париже: что покупать Коллекции высокого ювелирного искусства в Париже: что покупать

Новинки Boucheron, Chaumet, Louis Vuitton, Dior, Piaget, De Beers и Mikimoto

РБК
Надо влюбиться Надо влюбиться

Влюбляться, испытывать чувства – нет, это не про тебя. Интересно, почему так?

Лиза
Злостных нарушителей больше не могут штрафовать. Что случилось? Злостных нарушителей больше не могут штрафовать. Что случилось?

Работа приложения «Помощник Москвы» парализована после решения Верховного Суда

РБК
Какой должна быть наркополитика Какой должна быть наркополитика

Мишель Казачкин о декриминализации и снижении вреда

Русский репортер
Наше всё Наше всё

Русские дизайнеры выигрывают международные конкурсы

SALON-Interior
Каталонская мозаика Каталонская мозаика

Приехав сюда страшно усталым, уже наутро чувствуешь себя полным сил

Добрые советы
Толчок к дружбе: как новый кризис в отношениях России и Грузии может решить давние проблемы Толчок к дружбе: как новый кризис в отношениях России и Грузии может решить давние проблемы

Российско-грузинские отношения проходят очередной тест на прочность

Forbes
Почему мы все занимаемся бесполезной работой: коварство прогресса Почему мы все занимаемся бесполезной работой: коварство прогресса

Прогресс не освободил людей, а еще сильнее привязал к бессмысленной работе

Популярная механика
По морю и суше: кругосветное путешествие длиною в 40 лет По морю и суше: кругосветное путешествие длиною в 40 лет

Ранним воскресным утром я отправился в Химки, где меня ждал кореец Мун Чанхюн

Популярная механика
Музыка нас связала. Audi S5 против Mercedes AMG E53 Музыка нас связала. Audi S5 против Mercedes AMG E53

Что решает в битве суперкаров?

РБК
Мини-печь: альтернатива духовке Мини-печь: альтернатива духовке

Сегодня расскажем, что такое ростер, он же мини-печь

CHIP
Игра в догонялки Игра в догонялки

Новый кроссовер Haval почти догнал своих именитых конкурентов

АвтоМир
Продюсер Риз Уизерспун, издатель Сара Джессика Паркер и предприниматель Гвинет Пэлтроу: как голливудские актрисы строят успешный бизнес Продюсер Риз Уизерспун, издатель Сара Джессика Паркер и предприниматель Гвинет Пэлтроу: как голливудские актрисы строят успешный бизнес

Кто из голливудских звезд имеет свой успешный бизнес

Forbes
Subaru Ascent. Набор высоты Subaru Ascent. Набор высоты

Сможет ли Subaru Ascent прижиться в России

4x4 Club
Дом — место силы: как он влияет на наше психоэмоциональное состояние Дом — место силы: как он влияет на наше психоэмоциональное состояние

В «своем» пространстве можно отдохнуть и подзарядиться после тяжелого дня

Psychologies
Шарлотта Генсбур: «Ларс – провокатор, и он чем-то напоминает мне папу» Шарлотта Генсбур: «Ларс – провокатор, и он чем-то напоминает мне папу»

Шарлотта Генсбур – о новом альбоме Rest и кастрации Уиллема Дефо

GQ
В Санкт-Петербурге прошел международный музыкальный фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга» В Санкт-Петербурге прошел международный музыкальный фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга»

Фестиваль собрал на сцене Ледового дворца мировых и российских звезд

Esquire
«Я могу потерять все»: основатель Healthy Food о проверках сети после волны отравлений «Я могу потерять все»: основатель Healthy Food о проверках сети после волны отравлений

Основатель Healthy Food рассказал, что происходит с бизнесом во время инспекции

Forbes
Картбланш для «слуги народа»: как Зеленский реализовал в жизни сценарий из сериала и что это значит для Кремля Картбланш для «слуги народа»: как Зеленский реализовал в жизни сценарий из сериала и что это значит для Кремля

Такими возможностями не располагал еще ни один президент Украины

Forbes
Авиация Авиация

Что раньше было научной фантастикой, перешло в разряд коммерческой реальности

Robb Report
«Последняя надежда на импичмент»: выступление спецпрокурора Мюллера в сенате обошлось без сенсаций «Последняя надежда на импичмент»: выступление спецпрокурора Мюллера в сенате обошлось без сенсаций

Роберт Мюллер дал показания о расследовании вмешательства России в выборы США

Forbes
Кирилл Иванов (СБПЧ) — о Боге, политике и музыке, деле Голунова и о том, почему он никогда не переслушивает свои песни Кирилл Иванов (СБПЧ) — о Боге, политике и музыке, деле Голунова и о том, почему он никогда не переслушивает свои песни

В интервью Esquire лидер СБПЧ Кирилл Иванов рассуждает о семейных ценностях

Esquire
Почему возвращение стиля преппи — отличная новость для мужской моды Почему возвращение стиля преппи — отличная новость для мужской моды

Комфортный и невычурный преппи может сместить уличный стиль с его пьедестала

РБК
Открыть в приложении