Что происходит на топливном рынке и чего ожидать потребителям

ОгонёкБизнес

«Наш ТЭК — нежизнеспособный гибрид»

Чехарда с ценами на бензин опять заставляет говорить о том, что ключевая отрасль страны так и не стала рыночной

Беседовала Светлана Сухова

Цены на бензин растут давно, а системного решения проблемы в стране так и не найдено. Фото: Константин Ушаков

Правительство отказалось продлевать соглашение с нефтяниками с 1 июля. Пауза длилась три дня, по итогам которых независимые АЗС на Дальнем Востоке отрапортовали, что оптовые цены на бензин превысили розничные уже 2 июля. Они назвали происходящее «нелогичным ростом». Кабмин отреагировал. 4 июля был анонсирован возврат к системе компенсаций, по которой в ближайшие 1,5 года в ТЭК вернутся 140 млрд рублей. К тому же обещано расширить практику, распространив ее на авиационный керосин (вводится обратный акциз на этот вид топлива), и даже компенсировать стоимость авиабилетов, если цена на авиатопливо превысит критический уровень. Потолок уровня при этом указан не был. Эксперты разошлись во мнении, как долго казна сможет выдержать такое дотационное давление: мол, с таким подходом на развитие «рыночной» экономики в сфере ТЭК не хватит ресурсов. «Огонек» обратился к вице-президенту Независимого топливного союза Дмитрию Гусеву с просьбой разъяснить, что происходит на рынке и что ожидать потребителям.

— Правительство вновь пообещало нефтяникам компенсации. То есть вернулись к прежней практике? Зачем же отменяли?

Дмитрий Гусев,
вице-президент НТС.
Антон Гердо /
Вечерняя Москва

— Правительство и дальше намерено перебрасывать средства из казны к нефтяникам и обратно. Действия Минфина подтверждают, что вместо регулирования рынка, выстраивания какой-то системной модели его функционирования мы получили повторение пройденного, и власть опять будет компенсировать то, что сама же и отбирает. Но тогда не нужно говорить, что в России в сфере ТЭК действуют рыночные механизмы! Вместо них мы наблюдаем какой-то нежизнеспособный гибрид. И он проблема не правительства, а всей вертикали власти, которая никак не определиться, что она хочет — плановую экономику или рыночную? Отсюда такие кульбиты: заявить об отмене льгот, а через три дня их вернуть и даже добавить (для авиационного керосина). Плюс стойкое ощущение, что игроков на рынке держат за воспитанников детсада, которых по пять раз на дню надо не только отвести на горшок, но еще и объяснить последовательность действий. Почему-то они уверены, что мы не в состоянии сделать все сами. И, судя по последним новостям, мы так и дальше будем маршировать под чутким оком государства.

— Власть столько лет затягивала с выбором — вводить тотальное госрегулирование или запускать рыночные механизмы. Что мешает ей двигаться так и дальше, не выбирая ни одну из проторенных дорог?

— Это не движение, а попытка продраться по бездорожью. Нынешнее госрегулирование топливного рынка явно имеет одну-единственную цель — загрузить руководящие и надзирающие ведомства работой. Они сначала вводят акциз на топливо, потом чуть ли не одновременно создают механизм демпфера, то есть компенсации нефтяникам за акциз. Потом повышают налог на добавленную стоимость (НДПИ), после чего начинают изобретать, чем бы компенсировать и его. Словом, одной рукой дают, другой забирают. Это как в анекдоте про армянский комсомол: создаем трудности и потом их героически преодолеваем. Логики в этом процессе нет, разве что сам процесс.

— Рост цен на топливо — это не только удар по карману автовладельцев, но и подъем цены на все товары, где в стоимость заложены транспортные расходы. Вот власть и старается...

— Это ее любимый лейтмотив — про то, что топливо — системообразующий фактор. Соглашусь, хотя я не видел ни одного исследования на тему, как в действительности рост цены на топливо сказывается на товарах. По крайней мере, в таких ли реально это находится соотношениях, как о том говорят. А то бензин дорожает на 2 рубля, а себестоимость перевозок может подскочить на 20 процентов. В честь чего? Больше похоже на то, что кто-то пользуется поводом, чтобы обосновать повышение цены на свои товары и услуги. Может, пора не с топливом разбираться, а с ценообразованием? Впрочем, начинать надо не с этого, а с того, чтобы власть, в очередной раз упершись лбом в стену, наконец-то внятно проговорила для самой себя и общества в целом: намерена ли она и дальше вести себя столь противоречиво? Нельзя строить энергоэффективную систему в стране, где субсидируют цены на бензин! Нельзя играть в проторынок, потому как всем очевидно, что этот рынок ненастоящий, если власть регулирует розничные цены. О каком мировом финансовом центре в России в такой ситуации может вообще идти речь? В Лондоне или Нью-Йорке не спускают цены для биржевых товаров из Кабинета министров — этот нонсенс. Там или планы, или биржи — иного не дано. Если российские власти выберут госрегулирование — никаких проблем: достаточно добавить к рекомендациям по ценам для мелкого опта и розницы еще и аналогичные ограничения для крупного опта. И сэкономим на расходах по содержанию биржи! Так что зачем весь нынешний фарс?

— Но власти вроде как не хотят госрегулирования и говорят о развитии рынка...

— Тогда пусть отпустят цены на топливо! Или одно, или другое. Надо на чтото решаться, или нравится быть бесхребетными? Нашли же в себе силы пять лет назад отпустить в свободное плавание курс рубля. Мир рухнул? Нет. А как тогда переживали и опасались! Но в итоге приняли решение, заявили, что больше не будут тратить денег на поддержку рубля, и все получилось. Страна не рухнула, да и рубль удержался на плаву... Это ли не свидетельство того, что «держать и не пущать» — не самая лучшая стратегия? Понятно, что, если отпустить цены на топливо, они первое время буду колебаться, но потом успокоятся. Но, по крайней мере, вы вызовете у рынка понимание длительности вашего горизонта планирования и ощущение адекватности ваших действий. Рынку станет понятно, с какой целью предпринимаются те или иные действия и каковы могут быть их последствия. В такой ситуации бензин со временем можно будет покупать хоть в России, хоть в Белоруссии или в Китае, да и продавать его кому и где захочется. Сейчас же складывается ощущение, что властями движет исключительно страх перед возможными социальными последствиями такого решения, если они надумают отпустить цены на топливо. Но я не видел фактов, подтверждающих такие опасения. Ничто

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Alex&Rus: «С 14 лет мы начали пробовать себя абсолютно во всем» Alex&Rus: «С 14 лет мы начали пробовать себя абсолютно во всем»

Cosmopolitan поговорил с молодым перспективным дуэтом Alex&Rus

Cosmopolitan
Молчит наука: 9 мифов о Джеймсе Куке Молчит наука: 9 мифов о Джеймсе Куке

Первооткрыватель Австралии и Новой Зеландии, оружие и обед туземцев

Вокруг света
Самые высокооплачиваемые диджеи мира — 2019. Рейтинг Forbes Самые высокооплачиваемые диджеи мира — 2019. Рейтинг Forbes

Ветераны электронной музыки Tiësto и Армин ван Бюрен и другие герои рейтинга

Forbes
Октавиан Август: удачливый и коварный Октавиан Август: удачливый и коварный

В традициях имперского Рима Октавиан Август считался образцовым государем

Дилетант
Давид Стеньшин: «Чтобы добиться успеха, мы должны страдать» Давид Стеньшин: «Чтобы добиться успеха, мы должны страдать»

Лучший бармен России о том, как он будет зарабатывать миллион долларов в год

GQ
Хайп любой ценой? Хайп любой ценой?

Мое расследование скандальной выходки человека

StarHit
Брать или нет: тест умных, но бюджетных часов Y1 c функцией телефона Брать или нет: тест умных, но бюджетных часов Y1 c функцией телефона

Умные часы Y1 обладают неоспоримым преимуществом перед фитнес браслетами

CHIP
Porsche Cayenne Coupé: проба руля (мы ждали этого момента) Porsche Cayenne Coupé: проба руля (мы ждали этого момента)

Думаете, в Цуффенхаузене проворонили тренд?

Playboy
Бензопилы: чем отличаются, как выбирать + рейтинг лучших моделей Бензопилы: чем отличаются, как выбирать + рейтинг лучших моделей

Подобрали для вас 8 отличных моделей бензопил на разные бюджеты

CHIP
Папа Спилберг: как Александр Балковский зарабатывает на популярности дочери Папа Спилберг: как Александр Балковский зарабатывает на популярности дочери

Настоящего успеха Александр Балковский добился, когда его дочь стала блогером

Forbes
«Однажды в Стокгольме»: история одного синдрома «Однажды в Стокгольме»: история одного синдрома

О стокгольмском синдроме

Psychologies
Просите скромно: как женщине-предпринимателю добиться успеха в Китае Просите скромно: как женщине-предпринимателю добиться успеха в Китае

Для многих китайцев венчурное инвестирование все равно что азартные игры

Forbes
19 качеств настоящего мужчины, от которых без ума все женщины 19 качеств настоящего мужчины, от которых без ума все женщины

Качества настоящего мужчины с точки зрения женщины

Playboy
Короли инстаграма, которым идут седина и татуировки Короли инстаграма, которым идут седина и татуировки

Залог успешного мужского инстаграма – не в количестве селфи

GQ
Театр мимики и жеста Театр мимики и жеста

Героини «Татлера» все чаще меняют инъекции на гимнастику для лица

Tatler
Деньги не чахнут Деньги не чахнут

Почему бизнесмены по всему миру страдают из-за депрессии

GQ
Том Холланд: почему нового Человека-паука полюбил весь мир Том Холланд: почему нового Человека-паука полюбил весь мир

В прокат вышел новый фильм о приключениях Человека-паука «Вдали от дома»

РБК
«Я им поверил». Дерипаска рассказал детали своих разговоров с ФБР «Я им поверил». Дерипаска рассказал детали своих разговоров с ФБР

Олег Дерипаска поделился деталями своих переговоров с ФБР в 2009-м и 2016 году

Forbes
Клоун-убийца: Шейла Кин вышла за мужа своей жертвы Клоун-убийца: Шейла Кин вышла за мужа своей жертвы

Есть и смешные клоуны, но Шейла Кин к ним точно не относилась

Cosmopolitan
Что носит звезда «Очень странных дел» и молодой музыкант Финн Вулфард Что носит звезда «Очень странных дел» и молодой музыкант Финн Вулфард

У Финна Вулфарда свой стиль в одежде, отличающий его от обычного подростка

Esquire
Молода и прекрасна Молода и прекрасна

Зендая – исполнительница главной женской роли в серии фильмов о Человеке-пауке

Grazia
Сильно греется ноутбук: что делать? Сильно греется ноутбук: что делать?

Стали замечать, что ноут все чаще напоминает раскаленный кирпич?

CHIP
«Очень странные дела» 3 сезон: рецензия (отзыв) «Очень странные дела» 3 сезон: рецензия (отзыв)

СССР и капитализм в «Очень странных делах» оказываются страшнее, чем демоны

Esquire
«Я могу потерять все»: основатель Healthy Food о проверках сети после волны отравлений «Я могу потерять все»: основатель Healthy Food о проверках сети после волны отравлений

Основатель Healthy Food рассказал, что происходит с бизнесом во время инспекции

Forbes
13 самых смешных и страшных применений нейросетей 13 самых смешных и страшных применений нейросетей

Посмотрите, как нейронные сети создают порно с вашими любимыми актерами

GQ
На хайпе: как Стас Михайлов составил конкуренцию Элджею, а Басков – Лил Пампу На хайпе: как Стас Михайлов составил конкуренцию Элджею, а Басков – Лил Пампу

Звезды из этой подборки начали осваивать современные тренды

Cosmopolitan
Родители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезы Родители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезы

Детям может быть полезно видеть, что мы испытываем разные эмоции

Psychologies
Дорога смерти: почему на Кутузовском не ставят отбойники Дорога смерти: почему на Кутузовском не ставят отбойники

Отбойники на Кутузовском, который прозвали дорогой смерти, все еще не появились

РБК
5 простых и бесплатных видеоредакторов для начинающих 5 простых и бесплатных видеоредакторов для начинающих

Пять бесплатных программ, которые запросто позволят склеить несложное видео

CHIP
Открыть в приложении