«Мне важно транслировать, что я адекватный артист»: Светлана Ходченкова — о фильме «На острие» и работе в Голливуде
Осенью 2020 года Светлану Ходченкову назвали самой успешной актрисой десятилетия в России. Накануне выхода своей новой картины, она рассказала Forbes Woman, где ей больше нравится работать — в России или на Западе, почему она не любит делиться с публикой личным и что ей сложнее всего дается в профессии
В 2018 году Светлана Ходченкова заняла 35-е место в рейтинге главных российских знаменитостей, а в сентябре 2020 года была признана самой успешной российской актрисой десятилетия (рейтинг составляет ресурс «Бюллетень кинопрокатчика»). В интервью Forbes Woman она рассказала о новом проекте «На острие», который выходит в российский прокат 26 ноября, о своей американской истории успеха, и том, как работать с Гари Олдменом, Колином Фертом и Хью Джекманом.
— Мы встречаемся накануне выхода вашего нового фильма «На острие» про противостояние двух саблисток в гонке за олимпийскую медаль. Если спортивные драмы с героями-мужчинами стали довольно традиционными в нашем кино, историй, где в центре находились бы именно женщины-спортсменки, не так много. Чем вас привлек этот проект?
— Во-первых, именно тем, о чем вы сейчас сказали: таких картин пока не было в нашем кинематографе. Во-вторых, это история очень серьезного противостояния и внутренней борьбы моей героини. К тому же, все что связано со спортом, меня особо привлекает. В жизни остается не так много времени на занятия спортом, а здесь ты понимаешь, что можешь совместить приятное с полезным. Когда идут тренировки, подготовка или съемки, то это всегда физически достаточно напряженно.
— Что было самое сложное в работе над ролью?
— Все, что касается работы над этим проектом и ролью, было сложно и при этом манило. Я как актриса очень любопытная, и мне хотелось разобраться во всем. Фехтовальный спорт действительно, очень травматичный, у нас в руках холодное оружие, и мы должны контролировать свои движения, чтобы не навредить себе, партнеру или группе. Это спорт, которому невозможно научиться за неделю или две тренировок, это спорт, который происходит на уровне мозга, там главное превзойти противника, перехитрить его, попытаться просчитать его действия, прочитать их по каким-то микродвижениям.
Естественно, у нас были дублеры, спортсмены высокого уровня. Был момент, когда я спросила нашего тренера: «А спортсмены по своей воле идут в этот вид спорта?», потому что я не понимала, что в нем может так прельщать и манить, кроме эффектных видео в рапиде (замедленные видео, — прим.ред). Но оказалось, что у них свой интерес. Мы разговаривали с большим количеством спортсменов перед съемками: у них есть вот этот азарт перехитрить противника, передумать его. Это их манит всегда, и это, конечно, очень интересно.
Мы смотрели на то, как спортсмены ведут себя на состязаниях: это было очень эмоционально то, как они кричали во время нанесения ударов, или когда они их пропускали. Мы смотрели некоторые их интервью, тоже было интересно, что они говорят, как отзываются о своих соперниках, чтобы понять, лгут ли они, и как нам их играть дальше.
Если в определенный момент ты не совладаешь со своей нервной системой, то иногда ты можешь что-то для себя потерять
— Можно ли сравнить мир спорта с миром актерским, складывается впечатление, что и там и там часто кипят нешуточные страсти?
— Конечно, мы занимаемся разными вещами. Но и там и там очень важно иметь сильную нервную систему, потому что иногда бывает, что ты можешь быть безумно талантливым, невероятно быстрым, хватким, но если в определенный момент ты не совладаешь со своей нервной системой, то иногда ты можешь что-то для себя потерять.
— Насколько для вас сложно было играть вашу героиню Александру Покровскую? Ведь это не только чрезвычайно сложная физически роль, но и психологически —олимпийский характер, королева фехтовального мира, которая вынуждена передать лавры «самозванке». Много ли общего у вас с героиней? Как вы воспринимаете, когда более молодые становятся конкурентами и наступают на пятки?
— Что касается молодых и дерзких конкурентов, то понятно, что это жизнь, и с этим приходится мириться, моей героине, в том числе. Она это воспринимает очень сложно, видит это как прямой вызов, особенно учитывая, что тренер подначивает.
Соревноваться сама я не люблю, у меня нет этого азарта. В каких-то незначительных моментах, на дороге, например, я совершенно спокойно пропущу всех желающих. У меня не будет угрызений совести, я не буду чувствовать себя униженной. Я не очень люблю какие-то экзамены, потому что понимаю, что там моя нервная система может сдать, не люблю соревнования. Отчасти поэтому было интересно играть героиню, которая живет этим, у которой абсолютно соревновательный дух, которому их, спортсменов, воспитывают с детства.
Характер героини создается не за одну-две репетиции, все это вырастало постепенно, характер обрастал нюансами, — это моя ежедневная актерская работа, не могу сказать, что это было сложно, но и не просто.