Свернул в гору
В январе 2021 года состоялось первое успешное зимнее восхождение на восьмитысячник К2. Непальские альпинисты во главе с Нирмалом Пурджа справились с ураганными ветрами, сложнейшим рельефом и марсианскими морозами первыми в мире. Мы расскажем, кем надо быть, чтобы заставить завидовать своим подвигам самых мужественных мужчин планеты.
Гора К2, она же Чогори, она же “дикая гора”, — самый северный восьмитысячник планеты со всеми вытекающими последствиями: глубоким снегом и скользким льдом на склонах, ураганами и низкой температурой. На К2 гораздо сложнее забираться с технической точки зрения, чем, например, на Эверест. В итоге, по статистике, на негостеприимных склонах Чогори гибнет в среднем каждый четвертый альпинист.
Серак по голове
Страшных историй про “дикую гору” хватает. Перед вершиной на высоте 8200 метров находится узкое место (кулуар) с уклоном 50-60 градусов, над которым нависают гигантские льдины (серак). Даже без угрозы обрушения нескольких десятков тонн льда на склон это крайне опасное место. Именно здесь 1 августа 2008 года произошла серия трагических эпизодов, которые унесли жизни И альпинистов. Два человека сорвались в этом кулуаре на подъеме к вершине, еще девять погибли на обратном пути, когда обрушился ледник, обрезав страховочные веревки и задержав уже измотанных подъемом спортсменов на горе.
Дело было летом, когда днем температура на К2 обычно не опускается ниже минус 25 градусов Цельсия. В январе температура падает до минус 50 градусов, а крутые обледеневшие склоны периодически обдувает ветер скоростью до 100 км/ч. Именно этот месяц выбрали для восхождения герои 2021 года.
Ледовая дружина
Главную роль в этой драматической истории сыграл Нирмал Пурджа, 37-летний альпинист родом из Непала и амбассадор бренда Osprey, а в прошлом солдат, служивший в элитных подразделениях ВС Великобритании. Он задумал, возглавил и организовал экспедицию на К2.
Стоит добавить, что для Нирмала это восхождение стало вторым шагом на вершину альпинистского Олимпа. Сначала он утер нос всему сообществу в 2019 году, покорив 14 восьмитысячников планеты за рекордные 177 дней. Есть у профессиональных альпинистов такой челендж: кто быстрее заберется на 14 самых высоких в мире вершин. Так вот предыдущий рекорд, установленный южнокорейцем Ким Чанг-Хо, составил 7 лет 10 месяцев и 6 дней.
Если вы уже прониклись к Нирмалу теплыми чувствами, сейчас вам станет еще горячее. Остальные девять человек из команды Нирмала тоже непальцы. Они — шерпы, представители той самой народности, без которой современный альпинизм высоких достижений в Гималаях и их окрестностях был бы невозможен. Именно они переносят тяжести на высокогорные стоянки, оборудуют лагеря, навешивают страховочные веревки и устанавливают лестницы на сложных участках маршрутов, помогают подниматься и спускаться альпинистам (иногда буквально, на носилках), но сами в число официальных покорителей вершин попадают редко. А тут такой поворот: главное достижение в мировом альпинизме последних лет принадлежит коренным непальцам, которых обычно как спортсменов никто не воспринимает.
Это вообще первое зимнее восхождение непальцев на вершину восьмитысячника. Дело в том, что экспедиции зимой в альпинизме — это особый спорт для настоящих профессионалов. К таким подъемам нужно долго готовиться, тратить много денег, иметь много свободного времени, терпения и здоровья, чтобы неделями на высоте ждать благоприятную погоду. Коммерческие альпинисты не любят подписываться на такие приключения. А у шерпов есть профессионализм и желание, но, как правило, нет ресурсов. Эту ситуацию смогла переломить только железная воля Нирмала.
“Лодочник”
Нирмал хоть и уроженец Непала, но не шерпа. Он из равнинной части страны и принадлежит к народу, мужчины которого третью сотню лет служат в особых воинских подразделениях Великобритании, набираемых из непальцев. По традиции этих военных называют гуркхами. Служат, если проходят жесткий отбор. Например, в 2021 году на 400 вакансий претендует 12 тысяч человек. Когда в 2003-м 18-летний Нирмал прорвался в ряды гуркхов, конкурс был не меньше.