Кто стоит за взлетом и падением онлайн-кинотеатра TVzavr и кому он может продаться за долги
«Я не могу назвать имя собственника, потому что это чревато последствиями, с точки зрения безопасности», — говорит Forbеs бывший менеджер одного из старейших российских онлайн-кинотеатров TVzavr. В начале июня сервис временно прекратил работу. Еще раньше компания задолжала контрагентам сотни миллионов рублей, а один из кредиторов потребовал признать ее банкротом. Forbes рассказывает, кто на протяжении десяти лет стоял за TVzavr, что не так с вероятным банкротством онлайн-кинотеатра и кто может выкупить его за долги.
«Лопнул мыльный пузырь», — констатирует в беседе с Forbes гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. За свою 12-летнюю историю один из старейших российских онлайн-кинотеатров TVzavr успел занять и потерять заметную долю на рынке, сменить владельца, и в итоге влез в долги перед десятком контрагентов. В марте 2021 года один из кредиторов TVzavr Никита Кислощенко подал заявление на признание его банкротом. А в июне сайт и приложение в Smart TV сервиса временно прекратили работу (на 23 июня сайт сервиса доступен).
Однако на этом история онлайн-кинотеатра не закончилась. В мае 2021 года в суд на онлайн-кинотеатр подал бизнесмен Илья Гриднев. Близкие к TVzavr источники рассказали Forbes, что на самом деле, именно он управлял компанией большую часть ее жизни. Связи между несколькими кредиторами могут свидетельствовать о том, что банкротство компании — контролируемое, считает старший партнер юридической компании «Бубликов и партнеры» Валентин Чунин.
Параллельно собственники компании ищут покупателя, который захочет забрать ее за долги. Покупателем может стать холдинг «Газпром–Медиа», рассказывают собеседник Forbes внутри холдинга и один из бывших контрагентов TVzavr.
Серый кардинал
TVzavr придумала группа топ-менеджеров компании «Активное видео» — среди них гендиректор Владимир Горгадзе, исполнительный директор Александр Беленов и директор по развитию бизнеса Марина Сурыгина. «Активное видео» продавала интерактивные видео и корпоративные презентации на заказ, а в 2009 году начала создавать онлайн-кинотеатр, вспоминает в беседе с Forbes один из бывших сотрудников TVzavr.
«На тот момент был популярен YouTube, в России уже появилась [платформа] Tvigle с короткими роликами, но не было ни одного полноценного онлайн-кинотеатра как в США, — рассказывает другой источник Forbes, близкий к TVzavr. — Это было обусловлено тем, что сети не были готовы к передаче потокового видео таких объемов. Коллеги [Горгадзе, Беленов и Сурыгина] нашли частные инвестиции и стали одновременно с ivi строить свой сервис». С Беленовым Forbes связаться не удалось, Горгадзе и Сурыгина отказались от комментариев.
Как писали «Ведомости», финансировала развитие нового онлайн-кинотеатра некая Елена Субботина. О том, что она была инвестором проекта, говорят и два близких к TVzavr собеседника Forbes. Субботина согласилась вложить в TVzavr порядка $10 млн, полагает источник Forbes. Марина Сурыгина ранее рассказывала «Секрету фирмы» о большей сумме стартовых вложений — $15 млн.
В конце 2009 года команда зарегистрировала ООО «Тивизавр». К 2012 году, по данным СПАРК, 75,01% компании перешли Субботиной, еще 24,99% — ООО «ЛСВ», которое занималось разработкой программного обеспечения на заказ и в то время принадлежало Сурыгиной, Беленову и еще пяти предпринимателям.
Три менеджера TVzavr, пожелавших остаться анонимными, считают, что Елена Субботина не участвовала в управлении компанией. На самом деле, онлайн-кинотеатром мог управлять бизнесмен Илья Гриднев, предполагает один из источников Forbes. Тот факт, что ключевые решения принимал Гриднев, подтверждает в разговоре с Forbes Алексей Бырдин, гендиректор Ассоциации «Интернет-видео», в которую входят крупнейшие онлайн-кинотеатры России. Согласно выписке из Пенсионного фонда России (есть в распоряжении Forbes), Гриднев периодами с 2013 по 2015 годы получал пенсионные отчисления от ООО «Тивизавр».
«Я человек непубличный и, судя по вашим вопросам, у вас есть своя версия всего происходящего, довольно далекая от правды. У меня нет времени все объяснять», — заявил в ответ на вопросы Forbes Илья Гриднев. Forbes не удалось связаться с Еленой Субботиной.
По данным СПАРК, Гриднев был или до сих пор является директором или владельцем порядка 35 компаний. Большая часть из них связана со строительством: ООО «Строй-Инвест», где Гриднев был владельцем и директором, в частности, строило ЖК «Парк Дружба» и «Панорама» в городе Владимире. В друзьях Гриднева в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) много экс-сотрудников TVzavr, он поставил отметки «Нравится» страницам TVzavr и MoviesChain (проект TVzavr).
Сразу несколько собеседников Forbes, согласившихся поговорить об истории онлайн-кинотеатра, отказались обсуждать роль Гриднева в ней даже на условиях анонимности.
Лучшие времена
Поскольку разработкой онлайн-кинотеатра руководили люди, которые разбирались в технологиях (сначала гендиректором был Горгадзе, с 2011 года — Беленов), команде удалось создать недорогую, но качественную систему стриминга, вспоминает источник Forbes, близкий к TVzavr. По его словам, компания первой перешла на вещание «чанками» (десятисекундными фрагментами) — эта технология лежит в основе скоростного качественного вещания неограниченному количеству пользователей по всему миру. «Из-за недостатка инвестиций все делалось самостоятельно: построили первую в России CDN (систему передачи данных) на базе серверов Ростелекома, написали свой плеер, одно из первых приложений для SmartTV», — перечисляет собеседник Forbes, близкий к проекту.
Впрочем, с экономикой у TVzavr на первых порах все было не так хорошо, как с разработкой. Компания закупала права на фильмы и сериалы у производителей и дистрибьюторов контента — например, 20th Century Fox, Walt Disney, Paramount и российского «Централ партнершип». Чтобы окупать эти вложения, TVzavr брал деньги с рекламодателей, которым предлагал интеграции в начале, середине или конце картин. Контент компания транслировала поначалу только в веб-версии, затем — в мобильном приложении и на Smart TV. В 2011 году, по данным СПАРК, выручка «Тивизавр» составила всего 5 млн рублей, прибыль — 3000 рублей, к 2013 году выручка доросла до 40,6 млн рублей, прибыль — до 200 000 рублей.
Акционеры были недовольны тем, что проект требует много вложений и при этом практически не зарабатывает, рассказывает бывший менеджер TVzavr: «Развилка была такая: либо закрывать, либо попробовать еще раз монетизировать».
В 2013 году TVzavr начал работать с крупным селлером рекламы IMHO. В следующие два года вдобавок к рекламной модели команда под руководством тогдашнего гендиректора Сергея Лившица запустила подписку: теперь пользователи могли разово покупать контент или платить за подписку на сервис, чтобы не видеть рекламу. Кроме того, компания заключила больше договоров с мейджорами (крупными производителями контента), усилила коммерческий департамент и PR-службу, запустила приложения для Smart TV, перезапустила сайт и мобильное приложение.