Имя Наталии Мещаниновой прочно вошло в список лучших режиссеров страны

ForbesЗнаменитости

«Когда пишешь сценарии, очень толстеешь». Режиссер Наталия Мещанинова о цензуре, насилии и больших бюджетах

До недавнего времени в российской киноиндустрии практически не было женщин-сценаристов. Но после фильмов «Аритмия», «Война Анны» и «Сердце мира», получивших многочисленные призы на фестивалях, имя Наталии Мещаниновой прочно вошло в список лучших профессионалов страны

Юлия Шампорова

1-img_2728.jpg__1574720794__73694.jpg
Наталия Мещанинова

Наш разговор с режиссером и сценаристом Наталией Мещаниновой, лауреатом Гран-при «Кинотавра» за фильм «Сердце мира» и сценаристом картин «Аритмия» и «Война Анны», состоялся в самый разгар съемок второго сезона сериала «Обычная женщина», над которым она работает в качестве режиссера. Forbes Woman обсудил со сценаристом второй сезон сериала «Обычная женщина», сексуальное насилие, цензуру в кино и многомиллионные бюджеты.

Наталия, я буквально оторвала вас от съемок расскажите, пожалуйста, над чем вы сейчас работаете?

Над «Обычной женщиной» с Анной Михалковой в главной роли: первый сезон снимал Боря Хлебников, а второй делаю я — прямо сейчас в Москве. А премьера его запланирована на осень 2020 года. Сериал выйдет на платформе ТНТ-Premier, поэтому у нас больше свободы в плане речи героев и хронометража. Борис Хлебников присутствует на проекте скорее как художественный руководитель, мы договорились, что я снимаю, а он монтирует — разделили сферу ответственности.

В центре этого сериала — сильная героиня. Хотя вы обычно скептически относитесь к вопросам о «неженской» профессии режиссера, я все же позволю себе его задать: насколько вы чувствуете рост womenpower в отечественной киноиндустрии?

Это всегда какой-то сложный, неудобный для меня вопрос. Повестка этого сериала — не моя мысль, и наверное, я как автор не имею внутри себя импульса рассказывать историю сильной и независимой женщины. Возможно, потому, что я не вижу какой-то внутренней боли в этом. Для меня сильная женщина — естественная история.

«Обычная женщина» — это очень феминистская история, там нет практически ни одного мужского персонажа, который способен решать проблемы. Но во втором сезоне появляется один такой парень. Некоторые линии мы обсуждаем с авторами сценария сериала для того, чтобы их докрутить. И вот мы постарались, чтобы там появился хоть один мужчина, которого можно уважать и восхищаться. Остальные так или иначе не дотягивают до решительных, быстро соображающих героинь.

Но при этом я люблю мужчин. И если вы посмотрите на мои проекты, вы увидите, что в моих фильмах, кроме «Комбината «Надежда», где мужчины показаны ничего не слышащими, не понимающими созданиями, мир мужчин демонстрируется очень подробно и глубоко. В «Аритмии», например, мне намного больше понятен персонаж Олега, чем персонаж Кати. Так же, как в «Шторме» мне понятен персонаж Градова, но я очень долго не могла понять персонаж Анны Михалковой. В «Сердце мира» главный герой — тоже парень.

Феминистская повестка лично у меня не вызывает никакого отклика почему-то, не знаю, как это объяснить. В «Обычной женщине» действуют только бабы, они «разруливают» свою жизнь, тащат на себе все, решают какие-то невероятные проблемы с бандитами, ментами. И это очень круто и талантливо написано! Я не могу сказать, что не понимаю этого, понимаю прекрасно, я сама такая — привыкла быть сильной. Про таких героинь интересно снимать, но я впадаю в ступор, когда мне задают вопросы про «женское-мужское», от необходимости вдруг как-то аналитически к этому относиться… Для меня в этом, наверное, нет боли.

Кадр из сериала «Обычная женщина»

Если говорить о боли, в прошлом году вышла ваша книга «Рассказы», где вы очень откровенно описали свое становление, детство и в том числе чудовищный опыт насилия со стороны вашего отчима. Поэтому было бы понятно, если бы у вас возникла феминистская позиция или даже...

Мужененавистническая? Ну вот видите, у меня какая-то обратная реакция, наверное, слишком большая степень рефлексии, к тому же книга произвела терапевтический эффект. У меня никогда не было мужененавистнических настроений, и при помощи книги в том числе мне удалось справиться с тем, что происходило в моей жизни, и не обобщать и не разделять мир на черное и белое, потому что больше всего меня страшит история обобщений. Это самое опасное, что может произойти с автором сценария, когда он начнет проводить обобщения по поводу мужчин, женщин, либералов, кого-то еще. Для меня это гибель, поэтому я всегда пытаюсь откреститься от этого — в том числе и от феминистской повестки, от движения #MeToo.

Да, надо мной было совершено насилие, которое продолжалось в течение многих лет, но я не хочу своим умом и переживаниями подключаться к какому-то общественному течению, потому что я боюсь обобщений. Для меня это очень сложный неоднозначный случай, в котором мне хочется залезть в психологические глубины и понять все стороны, а не вынуть шашку и рубить всех без разбора.

А почему вы решили посвятить этой теме именно книгу, а не фильм? И не хотелось ли вам как-то изменить общество, чтобы подобное не происходило с другими людьми?

Не я выбрала книгу, это она меня выбрала. Вы знаете, бывают моменты, когда ты что-то не можешь не делать — и ты не размышляешь о причинах. Изначально это не было книгой, это был «крик» в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), я написала пост, который вызвал бурю лайков, реакций, комментариев. Мне стало интересно, я написала второй, меня несло, причем именно в написанном слове. Я не думала вообще ни про какое кино, я даже не думала, что напишу рассказ, в котором предельно честно расскажу то, про что никому никогда не рассказывала. Когда вас рвет (извините за метафору), вы не можете это контролировать. Кстати, это не я придумала книгу, а Люба Аркус и Костя Шабловский поверили в эту идею, и журнал «Сеанс» ее издал в тот момент, когда я говорила, «да вы что, это какие-то обрывки мыслей». Но вышло так, что книга была номинирована на большое количество литературных премий, к моему большому удивлению.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зубы мудрости: почему взрослым не нужно бояться носить брекеты и элайнеры Зубы мудрости: почему взрослым не нужно бояться носить брекеты и элайнеры

Почему почему элайнеры и брекеты — повод для восхищения, а не ухмылки

Forbes
Остаться в живых: люди, которые не умерли вопреки всему Остаться в живых: люди, которые не умерли вопреки всему

Мужчина, переживший семь ударов молнии, женщина, пробывшая под водой 80 минут

Cosmopolitan
Сергей Филин: Тяжесть легковесности Сергей Филин: Тяжесть легковесности

Монолог о мужественности в балете

Maxim
Танец в аду: история девушки, выжившей в лагере смерти Танец в аду: история девушки, выжившей в лагере смерти

Эдит Ева Эгер в мемуарах рассказывает об ужасах холокоста и стойкости людей

Forbes
«Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия «Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия

Как Жизель Пелико вдохновила женщин не стыдиться того, что с ними произошло

Forbes
«В России никто даже не пытается считать деньги»: как миллиардер Глеб Фетисов стал кинопродюсером «В России никто даже не пытается считать деньги»: как миллиардер Глеб Фетисов стал кинопродюсером

Интервью с миллиардером Глебом Фетисовым

Forbes
Террор в нашей памяти: что российское общество хочет помнить о своих травмах Террор в нашей памяти: что российское общество хочет помнить о своих травмах

Как российское общество намерено обращаться с собственным тяжелым прошлым?

СНОБ
Дополнительный налог — в факел Дополнительный налог — в факел

Минэнерго, нефтяники и химики выступают против возможного введения НДПИ на ПНГ

Эксперт
Верность как выбор: все о «новой» моногамии Верность как выбор: все о «новой» моногамии

Верность сама по себе еще не делает брак счастливым

Psychologies
Быстрая мода: 5 советов для миллениалов, как удачно сэкономить на одежде Быстрая мода: 5 советов для миллениалов, как удачно сэкономить на одежде

«Быстрая» мода привлекает тех, кто хочет одеваться со вкусом и по доступной цене

Forbes
Грани женственности: как и чем мы отпугиваем мужчин? Грани женственности: как и чем мы отпугиваем мужчин?

Как найти истинную женственность и уверенность в себе вместо их имитации

Psychologies
Лучшие фильмы Мартина Скорсезе Лучшие фильмы Мартина Скорсезе

Эта подборка — лучшее подтверждение всестороннего таланта Скорсезе

Esquire
Качай не только руки: виды эспандеров и упражнения в домашних условиях Качай не только руки: виды эспандеров и упражнения в домашних условиях

Компактный и эффективный — главные преимущества домашнего эспандера

Cosmopolitan
Четвертый — крайний? Чего ждать от саммита в нормандском формате Четвертый — крайний? Чего ждать от саммита в нормандском формате

Украина наконец-то дождалась проведения очередного раунда саммита

СНОБ
5 музыкантов, чье творчество живет после их смерти, — от Лил Пипа до Леонарда Коэна 5 музыкантов, чье творчество живет после их смерти, — от Лил Пипа до Леонарда Коэна

Современным музыкантам становится сложнее не выпускать альбомы даже после смерти

Esquire
Аллилуйя рок-н-ролл Аллилуйя рок-н-ролл

История о том, как Бутусов вошел в Церковь, а не выпал за окно

Русский репортер
Как сейчас живут дети Куравлева, Светличной и других звезд советского кино Как сейчас живут дети Куравлева, Светличной и других звезд советского кино

Как сложились судьбы тех, для кого советские звёзды были просто мамой и папой

Cosmopolitan
Художник Алексей Шульгин: В каждом из нас сочетаются ретроград и прогрессист Художник Алексей Шульгин: В каждом из нас сочетаются ретроград и прогрессист

Как художнику выделиться в объединенном мире?

СНОБ
Фильм, в котором главным злодеем оказывается цветок, вы еще не видели Фильм, в котором главным злодеем оказывается цветок, вы еще не видели

Как идеальные антидепрессанты нас погубят?

GQ
Новая «Норма»: каким получился спектакль Максима Диденко по книге Владимира Сорокина? Новая «Норма»: каким получился спектакль Максима Диденко по книге Владимира Сорокина?

Каким вышел спектакль, созданный Максимом Диденко и Константином Богомоловым

GQ
Подземелья холодной войны: секретная база подводных лодок Подземелья холодной войны: секретная база подводных лодок

Место, где можно кожей ощутить масштабы гонки вооружений времен холодной войны

Популярная механика
Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой» Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой»

Тимоти Шаламе – о взрослении, актерских принципах и ностальгии

Cosmopolitan
Сёрвогсватн, Фарерские острова Сёрвогсватн, Фарерские острова

Озеро над океаном – дипломная работа Бога, когда тот еще не знал, кем стать

Maxim
Тиндер-сюрприз Тиндер-сюрприз

Что делать, если в приложении для знакомств видишь девушку друга

GQ
Уперлись рогом Уперлись рогом

Три года упорной работы потребовалось Паоло и Кьяре, чтобы обрести дом мечты

AD
Какое качество нам важнее всего видеть в партнере Какое качество нам важнее всего видеть в партнере

Какое качество больше всего ценят в потенциальном партнере мужчины и женщины?

Psychologies
Диана Вишнёва: Матч в контексте Диана Вишнёва: Матч в контексте

Очерк Сергея Николаевича о Диане Вишнёвой, балерине Мариинского театра

СНОБ
Как распознать хорошее шампанское и завести друзей Как распознать хорошее шампанское и завести друзей

Эта статья добавит фактов о шампанском и расширит твое сознание

Maxim
Не сошлись характерами: как решать конфликты Не сошлись характерами: как решать конфликты

Как избежать конфликтов в семье, когда у каждого свой характер

Psychologies
Фитнес после перерыва Фитнес после перерыва

Сентябрь – самое удачное время, чтобы войти в фитнес-режим безболезненно

Худеем правильно
Открыть в приложении