Утром 11 сентября Майкл был клиентщиком, через 2 часа его жизнь перевернулась

EsquireРепортаж

«Как я спасся с 81 этажа Центра международной торговли». Прямая речь американца, выжившего в теракте 11 сентября

В 8:48 утра 11 сентября Майкл Райт был тридцатилетним клиентщиком, работавшим на одном из верхних этажей башен-близнецов Центра международной торговли. Два часа спустя его жизнь перевернулась.

До того дня я жил счастливой и заурядной жизнью персонажей сериала «Семейка Брейди». Одиннадцатого сентября в стадесятиэтажное здание, где я работал, врезался «Боинг-767». Теперь я знаю, каково это, когда на голову обрушивается небоскреб. Ничего не поделаешь, это часть моей жизни. Никогда бы не подумал, что мне доведется узнать то, что я знаю сейчас.

Было ничем не примечательное утро. По вторникам я обычно выезжаю на встречи с клиентами и занимаюсь телефонными продажами. Я приезжаю в офис без четверти восемь, съедаю кекс с отрубями, выпиваю чашку кофе и собираюсь с мыслями в преддверии рабочего дня.

По правде сказать, я был в отличном настроении. Мы с несколькими коллегами стояли и трепались в мужском туалете. Мы только что начали делить восемьдесят первый этаж одной из башен Центра международной торговли с «Банком Америки», и они повесили объявление с просьбой содержать туалет в чистоте. «Только поглядите, – сказал кто-то из нас. – Еще въехать не успели, а уже срут нам в уши». Было примерно без четверти девять.

Внезапно нас тряхнуло, как при землетрясении. Все спрашивали друг друга: «Вы слышали этот грохот?» Нет. Даже не знаю, как описать. Все здание как бы тряхануло до основания. Знаете, как бывает в старых домах, когда налетает сильный порыв ветра и все балки скрипят? Представьте этот скрип и умножьте на тысячу. Нас всех сшибло с ног. Из одной кабинки, на ходу застегивая брюки, выскочил какой-то парень и спрашивает: «Какого хрена?!» Мраморные стены туалета треснули.

Сразу думаешь: «Похоже на газопровод». Грохнуло очень мощно и близко. Я открыл дверь, выглянул из туалета и увидел огонь.

Associated Press

Кругом кричали. Моя коллега Алисия не могла выбраться из расположенного по соседству женского туалета. Дверной косяк смяло, и дверь заклинило. Один из ребят, Арт, вместе с другим парнем начали выбивать дверь ногами, и в конце концом им удалось ее вызволить.

Стена коридора дала трещину длиной в половину футбольного поля, а лифтовый холл возле моего кабинета совершенно разворотило. Подойдя поближе, можно было посмотреть прямо вниз. На полу валялись горящие обломки стены. Все заволокло дымом.

Я знал, где лестница, потому что на ней обычно курили несколько моих коллег. Я начал кричать: «На выход! На выход! На выход!» Менеджеры призывали всех к спокойствию и порядку, а я кричал: «На лестницу! На лестницу!»

Мы в полном раздрае выбрались на лестницу. Кто-то был в шоке, кто-то плакал. Мы начали гуськом, в два ряда, спускаться, как во время учебной пожарной тревоги. Мой мобильник остался у меня на столе, но у моих коллег были телефоны. Я раз двадцать набирал жене, но так и не дозвонился. Дженни отправилась в Бостон со своей матерью и бабушкой и гостила у моей семьи. Наш сын был с ней. Бену было шесть месяцев. Связаться с ними было невозможно.

На лестнице нас успокаивала мысль о том, что происходящее не может быть правдой. Здание не может обрушиться. Через какое-то время, по пути вниз, мы немного приободрились. Да, мы понимали, что произошло что-то плохое, но пожар не слишком сильно беспокоит вас, когда вы находитесь тридцатью этажами ниже. Я даже отпустил идиотскую шуточку. Я думал, что меня услышит только мой приятель Райан, но в этот момент люди как-то притихли, и я во всеуслышание сказал: «Райан, обними меня». А он такой: «Майк... Я не знал». А я говорю: «Ну, мы все вот-вот умрем, так почему бы не признаться перед смертью».

Кто-то рассмеялся, но парню передо мной было не до смеха.

– Держите свои шутки при себе! – сказал он.

Я почувствовал себя паршиво. Если подумать, он, возможно, лучше меня представлял себе ситуацию. Да, я видел физический ущерб, но не могу передать вам, насколько я был тогда наивен.

Мимо некоторых этажей мы проходили, не останавливаясь; в других случаях приходилось ждать по десять минут. «Может, это бомба взорвалась?» – гадали люди. Но все мы потихоньку выбирались. Я не думал, что могу умереть.

На сороковом этаже мы начали сталкиваться с пожарными. «Спускайтесь быстрее! – говорили они. – Не волнуйтесь, внизу безопасно». Почти у всех у них были каменные лица. Оглядываясь назад, я понимаю, что они были до ужаса напуганы.

Когда мы спустились ниже тридцатого этажа, они начали приносить с верхних этажей раненых. У одного мужчины рубашка на спине сгорела, а на плече был небольшой ожог. У какой-то женщины было сильно обожжено лицо.

теракт 11 сентября
Getty Images

На двадцатом этаже один из пожарных спросил нас: «Кто-нибудь умеет делать искусственное дыхание?» Сертификата у меня больше нет, но меня учили этому в колледже, десять лет назад. Может, в команде «скорой помощи» мне и не место, но, если надо, я могу кого-то спасти.

И вот вызываюсь я и еще один парень. Мы помогли грузному пожилому мужчине, который спускался с тяжелой одышкой, и обводили глазами толпу: «Вам нужна помощь? Вам нужна помощь?» В помощи никто не нуждался. Лестница освободилась. Пора было идти. Тот другой парень пошел вперед меня. Мы шли довольно быстро.

Бывали когда-нибудь в Центре международной торговли? Там есть такой полуэтаж, откуда можно спуститься и под землей пройти в большой молл. Наша лестница выходила на этот полуэтаж. Оттуда открывался вид на соседнюю башню. Тогда-то я и осознал всю серьезность случившегося. Всюду на площади виднелись мертвые тела, и все они были изувечены. Сложно сказать, сколько их было. Может, пятьдесят. Быстро обведя глазами это зрелище, я остановил взгляд на разбитой голове молодой женщины. Помню, я закрыл лицо ладонью, лишь бы этого не видеть. А потом бросился бежать. Навстречу мне с другой лестницы высыпали люди. Я остановился и сказал: «Не смотрите наружу! Не смотрите наружу!» Окна были забрызганы кровью. Кто-то из прыгнувших упал очень близко к зданию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что делать, если укусил клещ? Что делать, если укусил клещ?

Как вытащить клеща? Какие болезни переносят клещи?

Psychologies
Как пользоваться хайлайтером для лица: пошаговая инструкция Как пользоваться хайлайтером для лица: пошаговая инструкция

Как правильно наносить хайлайтер на лицо?

VOICE
10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие 10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие

Что делать, если переживания становятся тяжелым испытанием

Psychologies
Посадка советских космонавтов в США посреди холодной войны Посадка советских космонавтов в США посреди холодной войны

Куда садились космические корабли времен СССР?

Популярная механика
Кашемировый кризис Кашемировый кризис

Над материалом, олицетворяющим роскошь, нависла угроза

Robb Report
Автор «Утраченного Леонардо» — о «Спасителе мира» и бизнесе на картинах Автор «Утраченного Леонардо» — о «Спасителе мира» и бизнесе на картинах

Режиссер Андреас Кефед — об миллиардерах, искусствоведах и арт-дилерах

РБК
Отражение времени Отражение времени

Самые травматичные beauty-воспоминаниями – брови ниточкой и татуаж губ

Harper's Bazaar
Жил в пузыре, умер от рака: трагическая история мальчика без иммунитета Жил в пузыре, умер от рака: трагическая история мальчика без иммунитета

Дэвид Веттер прожил всего 12 лет, но его судьба оказала влияние на медицину

Cosmopolitan
Besame mucho! 10 самых красивых испанских актеров — они сводят с ума весь мир Besame mucho! 10 самых красивых испанских актеров — они сводят с ума весь мир

Яркую во всех смыслах подборку испанских актеров

Cosmopolitan
Здоровый сон: фильмы, которые успокоят вас вечером Здоровый сон: фильмы, которые успокоят вас вечером

Фильмы, которые помогут согреться после трудного дня

GQ
Печальней нет ночного едока… Печальней нет ночного едока…

Как прекратить ночные набеги на холодильник?

Худеем правильно
«Обрусевшие» роллы. Как россияне полюбили японскую кухню «Обрусевшие» роллы. Как россияне полюбили японскую кухню

Какие трансформации пережила японская кухня в России?

СНОБ
Королева Диана Королева Диана

Отрывок из мемуаров легендарного редактора американского Vogue Дианы Вриланд

Vogue
Все танцы только о любви: мир и театр Пины Бауш Все танцы только о любви: мир и театр Пины Бауш

Почему имя немецкого хореографа Пины Бауш уже не раз перевернуло мир искусства

РБК
Деньги врозь: 7 самых дорогих разводов Деньги врозь: 7 самых дорогих разводов

Как разводятся самые богатые люди

РБК
Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви

Ласковые прозвища возникают не просто так

VOICE
Кредит доверия Кредит доверия

«Хочу, чтобы результат стал для меня сюрпризом и чтобы он был приятным»

SALON-Interior
Худеем по аюрведе Худеем по аюрведе

Уникальная система питания из Древней Индии

Лиза
Умное и еще умнее. Кому на самом деле нужно электронное голосование Умное и еще умнее. Кому на самом деле нужно электронное голосование

Технический прогресс вдруг оказался против прогресса общественного

СНОБ
Почему вы вечно ничего не успеваете Почему вы вечно ничего не успеваете

Несколько не самых очевидных факторов, из-за которых вы ничего не успеваете

GQ
Доказанные правила долголетия: принимать холодный душ, дружить и отказаться от алкоголя Доказанные правила долголетия: принимать холодный душ, дружить и отказаться от алкоголя

Сотни лет люди заняты поиском тех самых "молодильных яблочек"

Популярная механика
Почему клюква — суперфуд. 5 фактов Почему клюква — суперфуд. 5 фактов

Рассказываем о свойствах клюквы - полезных и не очень

РБК
5 стадий разрыва отношений 5 стадий разрыва отношений

Расставание с партнером — это всегда непросто

Psychologies
Онлайн vs офлайн: перестанем ли мы покупать в магазинах? Отвечает гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков Онлайн vs офлайн: перестанем ли мы покупать в магазинах? Отвечает гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков

Перестанем ли мы покупать в магазинах?

Esquire
Джейсон Стейтем Джейсон Стейтем

Правила жизни Джейсона Стейтема

Esquire
Школа в СССР и сейчас. Мы нашли 8 радикальных отличий Школа в СССР и сейчас. Мы нашли 8 радикальных отличий

Что было в школе СССР в сравнении с тем, что есть сейчас

Maxim
Как устроен замок и сколько стоит его построить? Как устроен замок и сколько стоит его построить?

Поговорим о тонкостях постройки замков

Популярная механика
Генетическое вмешательство продлило жизнь очень старым червям Генетическое вмешательство продлило жизнь очень старым червям

Исследователям удалось продлить срок жизни нематод в два раза

N+1
Теоретики связали движение ядер с когерентностью электронов в молекуле Теоретики связали движение ядер с когерентностью электронов в молекуле

Что происходит с молекулами в аттосекундной абсорбционной спектроскопии

N+1
​​Ордер на заселение в ад: «Общага» — суровая и красивая студенческая антисоветская драма ​​Ордер на заселение в ад: «Общага» — суровая и красивая студенческая антисоветская драма

Самая ожидаемая премьера фестиваля «Общага» получила приз за лучший дебют

Esquire
Открыть в приложении