«И удача, и поражение не вечны. Футбол хорошо этому учит». Как футболистка из Новой Зеландии стала вице-президентом adidas
«Если бы я слушала каждого, кто мне говорил, что я слишком медленная, слишком слабая, слишком мало бью по мячу, и что, конечно, девушки не играют в футбол, то я бы все еще была в Новой Зеландии и вела бы абсолютно другой образ жизни», — признается Рейчел Ховард, вице-президент и бренд-директор adidas СНГ. Она рассказала Forbes Woman, сколько получают футболистки и почему бренды сегодня готовы вкладывать в женский футбол.
Рейчел Ховард родилась в Новой Зеландии и с пяти лет играла в футбол, равняясь на своего отца. Начиная с 1998 года она 10 лет была вратарем национальной женской сборной, принимала участие в Чемпионате мира по футболу среди женщин и Олимпийских играх в Пекине в 2008 году. Свою карьеру в компании adidas она начала с позиции стажера 18 лет лет назад, сегодня она является вице-президентом и бренд-директором adidas СНГ. Компания одной из первых стала поддерживать женский футбол во всем мире — в том числе, и в России — именно они делают форму для российской женской сборной. Главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская поговорила с Ховард о перспективах российского женского футбола, зарплатах игроков и любви к спорту.
Когда вы начинали играть в футбол в Новой Зеландии, этот вид спорта считался мужским. Насколько ситуация изменилась сегодня? Как вы считаете, стало ли девочкам сегодня проще попасть в футбол и построить карьеру?
В женском футболе в Новой Зеландии, как и во всем мире, произошли существенные изменения в плане информированности и поддержки этого вида спорта. Поворотными моментами стали Чемпионат мира по футболу среди женщин, который состоялся в 2011 году в Германии, и Олимпийские игры 2012 года. После этих событий большинство девушек заинтересовались футболом как видом спорта, в котором такие же девушки, как они, играют за свои национальные команды. Новая Зеландия — не исключение. Освещение матчей по телевизионным каналам дало возможность наблюдать за своими кумирами в мире женского футбола и увеличило число девушек, желающих играть. Это также позволило женщинам как из профессиональных, так и из любительских лиг улучшать свои показатели и результаты.
С точки зрения построения профессиональной футбольной карьеры и финансового обеспечения, все стало проще по сравнению с тем периодом, когда я только начинала играть в футбол в Новой Зеландии. В 2005 году, когда я играла в первой немецкой футбольной Бундеслиге, было всего несколько команд и игроков, которым платили регулярную заработную плату. Если вы хотели получать деньги за игру, то вам предпочтительно было играть в Швеции или США, но даже там денег хватало только на скромную жизнь без излишеств и приятных бонусов. Сегодня талантливые игроки не только получают зарплату, но и заключают спонсорские контракты для продвижения продукции. Женский футбол за последние годы прошел большой путь, но все еще надо решить много задач, чтобы достичь уровня мужского футбола.
Как вы в целом оцениваете ситуацию с женским футболом в последние годы? Кажется, что случился настоящий прорыв — даже в России.
Женский футбол во всем мире достиг невероятных успехов. Мне кажется, что значительный рост пришелся именно на прошлое десятилетие. В 2019 году чемпионат мира по футболу среди женщин посмотрело рекордное число зрителей — 1,12 млрд человек. Финальная игра между США и Нидерландами стала самым популярным матчем Чемпионата мира по футболу среди женщин. Показатели были на 50% выше в сравнении с финальной игрой в Канаде в 2015 году, которую мне посчастливилось увидеть в живую. В России в развитие игры вкладывается определенный объем инвестиций, к тому же локальные спортсмены имеют спонсорские контракты с Adidas. У России богатая история и при правильных инвестициях в этот вид спорта, она со временем станет серьезным конкурентом на глобальном уровне. На самом деле, в настоящий момент Россия занимает 24 место в рейтинге FIFA, в то время как Новая Зеландия находится на 23 позиции.