Forbes публикует отрывки из книги Наины Ельциной «Личная жизнь»

ForbesОбщество

Книга / Ельцина

Рядом с президентом

Forbes публикует отрывки из книги Наины Ельциной «Личная жизнь».

[ Путч 1991 года ]

Работы в жизни Бориса стало еще больше. В спальне всегда стоял письменный стол. Довольно часто он просыпался часа в четыре утра и садился работать. Главным делом в первые месяцы его президентства была подготовка нового союзного договора. Сегодня стало модно говорить, что это Ельцин и Горбачев «развалили Союз». В публикациях, посвященных тому времени, часто повторяется мысль, что личные отношения между президентом СССР и президентом России мешали им договориться о реформировании Союза. Ерунда. Борис умел забывать о личном, когда речь шла о государственных вопросах. Он вообще не был мстительным человеком. Но, по мнению Бориса, именно Горбачев тормозил переговоры, пытался изо всех сил удержать прежние полномочия союзной власти, а республики не соглашались, хотели большей независимости. Борис не раз говорил: «Горбачев дождется, что республики разбегутся».

В своей полемике с Горбачевым и союзным центром Борис отстаивал право России быть независимой суверенной республикой, равной среди равных, и на таких условиях войти в обновленный Союз. Немногие сегодня помнят, что в СССР до 1990 года Россия не имела собственных руководящих партийных органов, которые были в других республиках, — у РСФСР не было республиканской компартии, собственного центрального комитета, первого секретаря. Президент России должен был защищать интересы своих избирателей точно так же, как их защищали руководители других союзных республик. Именно так и действовал Борис.

Переговоры о новом союзном договоре шли очень тяжело. Подробностей мы не знали — большая часть дискуссий велась руководителями республик с глазу на глаз. Что-то, конечно, просачивалось в прессу и на телевидение. Мы все тогда жили политическими новостями, читали газеты, не пропускали информационных программ. О трудностях переговоров я могла судить по тому, в каком состоянии в те дни находился Борис. Даже на фоне его прежних нагрузок эти дни казались еще более напряженными. Но работа, которую вели руководители республик, в конце концов дала результат. Был подготовлен проект нового союзного договора, на 20 августа назначили его подписание, Борис был уверен, что этому уже ничто не помешает. Я тоже.

На отдыхе в Кисловодске. 1972 год. Из семейного архива

Все лето 1991 года мы провели на совминовских дачах в Архангельском по Калужской дороге. Из всех государственных дач, на которых мы жили, Архангельское мне нравилось больше всего. Была там какая-то особая спокойная атмосфера, большой яблоневый сад, речка и удивительные ароматы — нигде больше таких не было. И соседи вокруг собрались замечательные: Сергей Шахрай, Геннадий Бурбулис, Виктор Ярошенко, Николай Федоров, Александр Шохин…

В Архангельском все было очень скромно — никакой роскоши. Двухэтажные кирпичные домики на две семьи. Охраны немного. Чувствуешь себя абсолютно свободно. Я здесь даже огород развела. В августе в нашей самодельной теплице созрели крупные желтые и красные помидоры. Рассаду из Свердловска мне прислала сестра.

Наступило воскресенье, 18 августа. Борис был с визитом в Алма-Ате, а мы всей семьей ждали его в Архангельском. Не было только Валеры, он находился в рейсе. Никаких дурных предчувствий не было.

Нам сообщили, что самолет Бориса задерживается и прилетает почему-то на военный аэродром. Мы не особенно удивились, мало ли какие могут быть обстоятельства. Потом я узнала, что Бориса задержал Назарбаев.

Борис приехал в Архангельское поздно. Лег спать. В понедельник, 19 августа, в шесть утра раздался звонок. Наша спальня была на втором этаже, а телефон стоял на первом, где спала Таня. Она взяла трубку, звонили из приемной

Бориса, сказали всего два слова: «Включите телевизор». Я всегда оставляла дверь в спальню открытой, чтобы слышать внуков. Вдруг чьи-то шаги по лестнице. В спальню входит Таня и сразу включает телевизор — он стоял у нас. «Ты что? Папа спит!» — удивилась я.

— Мама, что-то случилось, — ответила Таня и стала будить Бориса. Смотрю на экран, а там — «Лебединое озеро». В шесть утра. Мы знали, что такое бывает, только когда в стране происходит что-то экстренное. Потом на экране появился диктор и сообщил о болезни Горбачева и введении в стране чрезвычайного положения. «Это переворот», — сказал Борис.

Сотрудники охраны Бориса рассказали, что все Архангельское окружено автоматчиками. Охрана тогда у Бориса была небольшая, чтобы защитить нас, ребята расположились вокруг дома. Довольно быстро удалось вычислить, где находится группа захвата. Кто-то сказал: дула автоматов нацелены на окна. А в доме дети. Стало не по себе.

Пока он брился, я начала обзванивать коллег Бориса, которые жили в Архангельском. До Руслана Хасбулатова не дозвонилась, побежала к нему, их дача была как раз напротив нашей. Довольно быстро у нас собрались Бурбулис, Шахрай, Шохин, Полторанин, Ярошенко, Силаев, Хасбулатов…

Решили написать обращение к народу России. Каждый из собравшихся добавлял какую-то фразу, все вместе ее редактировали. Пишущей машинки у нас не было. Записывал текст Хасбулатов. Именно записывал, а не писал, как он теперь утверждает. Когда текст был готов, Лена и министр печати Михаил Полторанин пошли его перепечатывать — в служебной половине дома была пишущая машинка. Полторанин диктовал, Лена напечатала под копирку несколько экземпляров. Стали набирать номера знакомых, диктовали им обращение и просили распространить его. Первой дозвонились родственнице Валеры — она работала в каком-то министерстве, где был факс. Потом Таня передала обращение знакомым, которые смогли распространить его по цепочке.

Заехал Анатолий Собчак, который спешил в аэропорт — должен был лететь в Ленинград. Они с Борисом о чем-то коротко поговорили. Помню, Собчак сказал: «Повсюду колонны танков». Я пошла его провожать, было непонятно, сможет ли он добраться до дома. Уже на крыльце он сказал: «Храни вас Бог, Наина Иосифовна». Просто мурашки по коже…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Главная ценность рейтинга — его аудитория» «Главная ценность рейтинга — его аудитория»

Винные рейтинги существуют примерно с тех пор, как появилась торговля вином

Forbes
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Климат «вышел за флажки» Климат «вышел за флажки»

К чему приведет рост средней глобальной температуры более чем на 1,5 градуса

Монокль
Раскрыт секретный рецепт римского бетона, который пережил тысячелетия Раскрыт секретный рецепт римского бетона, который пережил тысячелетия

Чем состав и технология производства римского бетона отличались от современного

Inc.
«Книголюб долго живёт» «Книголюб долго живёт»

Эпизод «давно минувших дней», который произошёл в начале 1990-х

Дилетант
Шимпанзе способны оказывать медицинскую помощь друг другу Шимпанзе способны оказывать медицинскую помощь друг другу

Приматы не только залечивают собственные раны, но и помогают сородичам

ТехИнсайдер
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке

Орнитологи выяснили, почему большие медоуказчики иногда направляют людей к змеям

N+1
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Разделяй и властвуй Разделяй и властвуй

7 необычных идей для зонирования в маленькой квартире

Лиза
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Что скрывает этикетка Что скрывает этикетка

Научиться расшифровывать эти загадочные и малопонятные надписи не так уж сложно

Лиза
Художницы с рюкзаками Художницы с рюкзаками

Как в поездках рождаются иллюстрации к детским книгам

Новый очаг
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Сезон веранд Сезон веранд

Как организовать пространство аутдор

Новый очаг
Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом

Как реализуется федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом»

Forbes
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Горе от интеллекта: как хайп вокруг ИИ вредит IT-продуктам Горе от интеллекта: как хайп вокруг ИИ вредит IT-продуктам

В каких случаях ИИ навредит продукту, а в каких — поможет

Forbes
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Открыть в приложении