Кристина Тимановская: как побег в Польшу повлиял на её спортивную карьеру

Forbes WomanСпорт

Кристина Тимановская: «Я много лет боялась сказать правду»

Текст / Софья Бронтвейн

Второго августа 2021 года белорусская спортсменка Кристина Тимановская должна была пробежать на Олимпийских играх в Токио дистанцию 200 м. Накануне выступления выяснилось, что тренерский состав сборной, не предупредив ее, принял решение включить легкоатлетку в эстафету 4×400 м, которую раньше Тимановская не бегала. После того как она раскритиковала действия тренеров в своем Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), было принято решение снять ее с Олимпиады «в связи с ее эмоционально-психологическим состоянием», заявили в пресс-службе НОК, и вернуть в Белоруссию. В аэропорту Тимановская обратилась за помощью к полиции и в итоге улетела в Польшу. Когда готовился этот номер Forbes Woman, Тимановская находилась в Варшаве и ждала разрешения от МОК поменять спортивное гражданство и присоединиться к сборной Польши. Тимановская рассказала Forbes Woman, как этот международный конфликт повлиял на ее спортивную карьеру и будущее.

Вы случайно в 15 лет выяснили, что умеете бегать быстрее сверстников — и мальчиков, и девочек. Почему вы решили, что бег станет вашей карьерой?

Изначально мне не казалось, что бег будет моей будущей карьерой. Мне просто понравилось, что в моей жизни появилось новое хобби. До этого я никогда спортом не занималась, а тут вдруг получилось хорошо пробежать. Мне предложили выступить на соревнованиях. Как любому подростку, мне было интересно попробовать что-то новое. Тем более спорт давал мне возможность уехать из родного города Климовичи, начать самостоятельную жизнь вдали от родителей. А мы все в 15 лет мечтаем, чтобы родители перестали нас контролировать. Поэтому поначалу это было просто весело — чувство свободы, ощущение независимости. И уже потом, когда спустя год-полтора я начала выигрывать чемпионаты Беларуси среди юниоров и ставить национальные рекорды, я поняла, что это профессия и что я буду готовиться к Олимпийским играм.

До того как вы отобрались в олимпийскую сборную, у вас были проблемы с тренерами? Вас отстраняли от участия в соревнованиях?

В Беларуси это на самом деле нормальная практика. Когда я выступала еще среди юношей, должна была лететь на большие соревнования за границу, но полетела другая девочка — у ее тренера было больше связей. Это никакого отношения к политике не имеет. Обычный блат. В наших сборных такое случалось регулярно — тебя заменяли кем-то в последний момент.

Но, например, в последний год мы не могли вылететь спокойно за границу. Появился указ, по которому нужно получать разрешение от Министерства спорта, чтобы посещать сборы или выступать в другой стране. Естественно, разрешение практически никогда не давали. Мне удалось выехать буквально два раза зимой, хотя у меня в то время был тренер в Австрии и я объясняла, что готовлюсь к Олимпийским играм, поэтому мне нужно улететь и быть рядом со своим тренером. Но меня никто не слушал. Хотя я говорила, что могу не пробежать за 22 секунды, могу не попасть в финал, если буду заниматься одна.

Почему никому не давали разрешения?

Они изначально пытались объяснять это угрозой заразиться COVID-19, но никакого официального документа об ограничениях и опасностях не было. Такой документ, действительно регламентирующий полеты в связи с коронавирусом, мы увидели буквально в июне. При этом другие страны спокойно отпускали и принимали спортсменов, которые летали на сборы, тренировались и выступали. То есть для них угрозы заразиться COVID-19 не существовало, а для белорусских спортсменов выезжать почему-то было опасно.

Вернемся к Олимпиаде. Когда вы поняли, что попали в сборную?

По-моему, это был 2019 год — чемпионат Беларуси. Я выполнила норматив на Олимпийские игры и поняла, что 100% поеду на Игры. Почему-то представители Национального олимпийского комитета говорили мне, что якобы они разрешили мне туда поехать, с их позволения я оказалась в Токио. Но это абсурд — если выполнен олимпийский норматив, я имею полное право поехать на Олимпиаду и принимать в ней участие. И мне не нужно разрешение правительства или тренерского состава.

Когда вы попали в сборную, как складывались отношения с тренерами?

За последний год было много разных ситуаций. Например, когда поменялось начальство в нашем центре по легкой атлетике, первое, что сделал новый директор Анатолий Макаревич, он запретил моему мужу помогать мне тренироваться. Арсений всегда был моим вторым тренером. И он помогал мне готовиться, потому что к основному тренеру в Австрию я попасть не могла. А тут пришел новый директор и просто запретил.

Он сказал, что это не входит в обязанности инструктора-методиста и Арсений не имеет права помогать мне с тренировками. Хотя мы объясняли, что у меня здесь нет другого тренера, что я готовлюсь на Олимпиаду и мне нужно показывать результаты, но его это не особенно интересовало. Я не знаю почему, какого-то внятного ответа у меня нет до сих пор. Мы две недели пытались добиться, чтобы мужу разрешили ходить ко мне на тренировки. В это время я тренировалась одна. И был, например, момент, когда я даже небольшую травму получила, потому что делала тренировку, когда рядом никого не было. Но это никого не волновало. И потом внезапно они дали разрешение. Муж ходил ко мне на тренировки. Какое-то время все было в порядке, мы могли спокойно тренироваться, а потом Арсения начали лишать премий, постоянно были претензии к нему по работе. И в скором времени он уволился, потому что это было невозможно.

Почему к вам и к Арсению было такое отношение?

Такое отношение было ко всем спортсменам, которые, допустим, подписали письмо против сфальсифицированных выборов в Беларуси. Или к таким, как я, которые когда-то могли открыто высказываться против режима. Спортсменов, которые подписали провластное письмо, это не касалось. После поста в поддержку протестов меня неоднократно лишали премии на работе.

Кристине Тимановской 24 года

Вы высказывались открыто против разгона протестов?

Я высказывалась в поддержку протестов, которые были реакцией на сфальсифицированные выборы, и против насилия. И у меня на странице в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) сейчас остался только пост против насилия. Потому что когда я выложила пост о протестах, буквально через пять минут мне позвонили и сказали удалить. Говорили с угрозами, с наездами. И я его удалила.

От кого обычно исходили такие требования и угрозы? Это были звонки из правительства?

Звонил либо главный тренер, либо кто-то из Федерации легкой атлетики, либо из МВД. Например, из милицейской спортивной команды, где я работала. Постоянно кто-то из начальства звонил. Бывало, все по очереди объясняли, что я сделала не так.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неестественный отбор: зачем нужны гендерные квоты Неестественный отбор: зачем нужны гендерные квоты

Работают ли гендерные квоты в мире и в России

Forbes Woman
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Летние опыты Летние опыты

Спортивная активность летом: не будем пренебрегать мерами предосторожности

Лиза
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии

Как гибель «Титаника» отразилась на русских прессе и обществе?

Дилетант
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
ФНБ лег на депозит ФНБ лег на депозит

Чем обусловлен в последние годы рост средств ФНБ на депозитах?

Ведомости
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили

Хитрые ученые даже вычислили возраст самой Вселенной! Но как им это удалось?

ТехИнсайдер
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
«Дикое» государство: 7 фактов о жизни на Аляске «Дикое» государство: 7 фактов о жизни на Аляске

Вечная мерзлота, действующие вулканы, множество диких животных — все это Аляска

ТехИнсайдер
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
В поисках утраченного секса В поисках утраченного секса

Самый неожиданный сериал с Мишель Уильямс

Weekend
Настоящий папа Настоящий папа

Как установить и зарегистрировать отцовство: инструкция и сложные случаи

Лиза
Что такое DDoS-атака и как она работает Что такое DDoS-атака и как она работает

Объясняем, что такое DDoS и как оно работает

ТехИнсайдер
Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Поход: сколько стоит ночевка в лесу и как избежать бытового дискомфорта в пути?

Forbes
Открыть в приложении