Электронный миллиардер: Михаил Гуцериев продает треть всей бытовой техники в России
После покупки MediaMarkt группа «Сафмар» Михаила Гуцериева контролирует почти 30% отечественного рынка потребительской электроники и бытовой техники. Теперь группе предстоит оправдать ожидания по росту капитализации, сфокусировавшись на повышении эффективности, росте рентабельности и развитии канала онлайн-продаж
В середине июня группа «Сафмар» Михаила Гуцериева объявила о продаже немецкой Ceconomy Group 15% в ретейлере «М.Видео» за €258 млн. По условиям сделки финансово-промышленная группа получила также российский бизнес MediaMarkt («дочка» Ceconomy). Речь о 42 магазинах сети и нескольких десятках корнеров в супермаркетах Metro Cash & Carry, о закрытии которых компания объявила сразу после сделки. В результате миллиардер контролирует почти 30% рынка потребительской электроники. Уникальная сделка, вероятно, станет последней для «Сафмара» на этом рынке.
Рынок бытовой техники, потребительской электроники и мобильных устройств в России агрессивно консолидируется с 2017 года. Впрочем, этот тренд характерен не только для России, но и для всего мира. В нашей стране мы также видим, например, «схлопывание» независимых сотовых ретейлеров. Дело в том, что на этот рынок очень сильно влияет эффект масштаба. Поэтому единственная модель развития заключается в поглощении конкурентов. Другое дело, что на западных рынках традиционные игроки уже проиграли битву с онлайном. В России же лидеры рынка («М.Видео», «Эльдорадо», DNS) своевременно вышли в онлайн и сохранили возможность конкурировать с «чистым» онлайном («Ситилинк» и Ozon.ru).
Несколько лет назад «Сафмар» сумела быстро сориентироваться, взяв на себя роль игрока, объединяющего этот рынок. Хотя саму историю прихода компании в бизнес бытовой техники и электроники однозначно успешной назвать нельзя. «Техносила», доставшаяся «Сафмару» вместе с МДМ-банком, прекратила свое существование, «Эльдорадо» в 2017 году сократила выручку. При этом «Сафмар» принял стратегически верное решение — консолидировать бизнес вокруг «М.Видео». Эта сеть уже давно представляет собой образец эффективности по показателям рентабельности и консервативности