ОАО РЖД смотрится достойно в табели о рангах крупнейших железнодорожных компаний

ЭкспертБизнес

«Железка» в контексте

ОАО РЖД смотрится очень достойно в табели о рангах крупнейших железнодорожных компаний мира. Некоторое отставание по прибыли и рентабельности связано с выполнением российским оператором важнейшей социальной функции по обеспечению пассажирских перевозок

Сергей Кудияров

«Российские железные дороги» (РЖД) — одна из крупнейших компаний России как по выручке, так и по числу занятых. И поскольку железнодорожный транспорт не является эксклюзивной особенностью России, логично сравнить эффективность функционирования нашей железнодорожной монополии с иными крупными железнодорожными компаниями мира.

В «Эксперте» уже было сравнение РЖД с железнодорожными операторами Канады в контексте производительности труда (см. «Не мы такие — жизнь такая», «Эксперт» № 43 за 2017 год). Напомним, простое сопоставление финансовых показателей: выручки, объема прибыли, размера выручки на одного сотрудника — отечественных компаний с их, как может показаться на первый взгляд, аналогами в развитых странах может выдавать формально неприглядные результаты. Искажающими факторами могут стать государственное регулирование, заниженный валютный курс и даже принципиально разные модели организации бизнеса, хотя в обоих случаях речь, казалось бы, идет о железнодорожных компаниях. Поэтому корректное сопоставление представляется целесообразным проводить с учетом целого комплекса показателей.

К тому же Канадой единой мир не исчерпывается, попробуем оценить место РЖД в контексте основных мировых железнодорожных операторов.

Можно выделить ряд основных особенностей, характеризующих железнодорожный транспорт: протяженность сети, парк подвижного состава, грузооборот, пассажирооборот, число занятых, а также финансовые показатели, такие как выручка и прибыль.

Самый очевидный показатель величины железнодорожной компании — протяженность ее сети. В настоящее время РЖД по этому показателю занимают одно из лидирующих мест в мире, уступая лишь сети Китайских железных дорог (см. график 1).

Так, если протяженность сети РЖД составляет 85 тыс. км, то Китайские железные дороги располагают 124 тыс. км, оператор индийских железных дорог Indian Railways управляет 67 тыс. км, американские BNSF и Union Pacific — 52,3 и 51,7 тыс. км соответственно. Прочие железнодорожные операторы обладают сетями существенно меньшей протяженности.

Имеющиеся железнодорожные линии требуют для своего обслуживания тяговый подвижной состав. Разброс в размере локомотивного парка рассматриваемых компаний довольно велик: от 1,4 тыс. единиц у Canadian Pacific Railway до 19,8 тыс. у РЖД и 21 тыс. у Китайских железных дорог (см. график 2). Численность локомотивного парка, конечно, может находиться в зависимости от самой протяженности железнодорожной сети. В нашем случае прямой связи все же не обнаружено: у большинства рассматриваемых компаний этот показатель находится на отметке 6 км на один локомотив, поднимаясь до 14 км у канадцев.

Денежный вопрос

Эффективность любой компании обычно определяется финансовыми показателями, мы рассмотрим из них выручку и чистую прибыль.

По показателю выручки (в переводе на доллары США) место РЖД не столь впечатляющее. С выручкой 38 млрд долларов отечественная железнодорожная монополия вошла в число лидеров мировой железнодорожной отрасли, но пропустила вперед Китайские железные дороги, немецкую Deutsche Bahn и французскую SNCF (см. график 3).

Впрочем, здесь стоит внести как минимум поправку на паритет покупательной способности (ППС). При пересчете по ППС, используемому Международным валютным фондом, РЖД в этой финансовой «табели о рангах» поднимается на второе место (см. график 4), опережая немецких, индийских и французских железнодорожников. Правда, отставание от Китайских железных дорог достигает почти четырех раз.

При переходе от выручки к показателю прибыли хорошо видно четкое деление рассматриваемых компаний на две группы: североамериканские компании с колоссальными показателями чистой прибыли — и сравнительно менее «рентабельные» (вплоть до небольшого, но все же отрицательного показателя у Китайских железных дорог) у компаний евразийских (см. график 5).

Картина красочная, но для описания эффективности работы РЖД в сравнении с мировыми аналогами не показательная. На самом деле здесь четко отражаются приоритеты, задаваемые железнодорожными компаниями.

Сложившаяся в Северной Америке модель работы железнодорожного транспорта предполагает, что крупнейшие компании, в том числе рассматриваемые здесь, владеют железнодорожными линиями, терминальной инфраструктурой, подвижным составом, но при этом полностью сбросили с себя пассажирские перевозки, а их тарифная политика, в отличие от России, практически не регламентируется государственными органами власти. Например, в Канаде государство контролирует тарифы только на перевозку зерновых, а это лишь порядка 10% грузовой базы канадских железнодорожников, в остальном у них развязаны руки. То есть это модель «бизнеса в чистом виде», с предельной минимизацией социальной нагрузки.

Пассажирские железнодорожные перевозки в Северной Америке выделены в специализированные государственные компании (Amtrak в США и VIA Rail в Канаде), не имеющие собственной железнодорожной сети (пользуются путями коммерческих грузовых компаний) и безнадежно сидящих на государственных дотациях.

Так, канадская VIA Rail в 2015 году при общей выручке 297,8 млн долларов израсходовала 577,8 млн долларов, а государственные дотации для нее составили 377,9 млн долларов, что больше всей ее выручки. И подобная ситуация, пусть и не столь ярко выраженная, там повторяется из года в год. За высокие прибыли коммерческих железнодорожных компаний, ставших специализированно грузовыми, расплачиваются налогоплательщики и пассажиры (несмотря на дотации, железнодорожный пассажирский транспорт в Северной Америке находится в полумертвом состоянии).

На другом полюсе можно указать железнодорожные компании сравнительно небольших государств Европы и Восточной Азии. Например, у немецкой Deutsche Bahn 31% доходов приходится на пассажирские перевозки и менее 10% — на собственно грузовые перевозки, без учета логистических и сопутствующих услуг. Французская SNCF половину своей выручки получает за счет пассажирских перевозок и менее четырех процентов — за счет грузовых. Такую же ярко выраженную пассажирскую специализацию имеют железнодорожные компании Японии и Южной Кореи.

Китайские железные дороги также имеют преимущественно пассажирскую специализацию. Несмотря на колоссальные масштабы китайской экономики и огромные объемы формируемой ею грузовой базы, лишь 28% их выручки обеспечивают грузовые перевозки.

РЖД по этому критерию занимают промежуточное положение. С одной стороны, подобно североамериканским коллегам, холдинг имеет ярко выраженный грузовой оттенок — 63% выручки приходится на предоставление инфраструктуры и грузовые перевозки, 16% — на логистический сегмент. С другой стороны, компания занимается также пассажирскими перевозками, связана рядом социальных обязательств, поэтому имеет совсем не американские показатели доходности.

«Серебро» в интегральном рейтинге

Следует отметить, что из приведенных выше данных о формировании выручки Китайских железных дорог преимущественно за счет пассажирских перевозок отнюдь не следует, что сегмент грузовых перевозок у этой компании получил малое развитие. Рейтинг, выстроенный по критериям параметров грузовой работы, снова выводит на лидирующие позиции китайцев.

Так, объем перевозок грузов Китайскими железными дорогами составляет 3,2 млрд тонн в год, что более чем вдвое превышает российский показатель, а грузооборот достигает 2,6 млрд тоннокилометров (ткм).

Впрочем, с учетом большой дальности перевозок на первое место в мире по грузообороту выходит все-таки РЖД (см. таблицу 1) с показателем 2597 млрд ткм при объеме железнодорожных грузовых перевозок 1414 млн тонн.

Основные показатели работы крупнейших железнодорожных компаний мира. Таблица 1

Источник: данные компаний

Анализ других компаний — лидеров мировой железнодорожной отрасли снова наглядно показывает разделение на североамериканские компании с грузовой специализацией (и высокими показателями грузооборота) — и евразийские компании из небольших государств с преобладанием пассажирского сегмента, соответственно с хорошими показателями пассажирооборота и низкими — грузооборота. Как было показано выше, «американцы» и «канадцы» пассажирскими перевозками не занимаются вовсе, в то время как у Deutsche Bahn и SNCF показатели пассажиропотока сопоставимы с российскими, а по показателю грузооборота, напротив, эти европейские компании уступают всем остальным из рассматриваемого списка.

Разница в модели организации бизнеса (чисто грузовая или пассажирская с логистикой) видна и по распределению компаний по численности персонала — наличие развитого пассажирского сегмента делает работу компаний куда более трудоемкой.

В целом, отобрав основные показатели и проранжировав их (пересчитав в баллы рейтинги тех же компаний по отдельным локальным позициям, таким как протяженность сети, парк локомотивов, выручка с поправкой на ППС, грузооборот, пассажирооборот, численность персонала), можно получить своего рода интегральный рейтинг крупнейших железнодорожных компаний мира, где РЖД уверенно занимает второе место в мире в перечне крупнейших железнодорожных компаний. Такой подход представляется нам более содержательным, чем простой ренкинг по номинальной долларовой выручке.

Интегральный рейтинг крупнейших железнодорожных компаний мира. Таблица 2

Источник: данные компаний

Елинский Юрий, Пороховников Олег/фотохроника ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вагоны сходят с роликов Вагоны сходят с роликов

Перевод вагонов на новые подшипники может развить подшипниковую промышленность

Эксперт
Почему мы так любим срачи в социальных сетях? Почему мы так любим срачи в социальных сетях?

Почему люди среднего возраста особо рьяно ругаются друг с другом в соцсетях?

GQ
Доказали прозрачность Доказали прозрачность

Брокер Freedom Holding Corp. получил листинг на американской Nasdaq

Эксперт
Дислексия Дислексия

Чего только не приходится выслушивать ребёнку, страдающему дислексией

Здоровье
Как путешествовать по миру на 50 долларов в день Как путешествовать по миру на 50 долларов в день

Платите меньше, путешествуйте дольше, действуйте с умом

kiozk originals
Как вскарабкаться на вершину пищевой цепочки Как вскарабкаться на вершину пищевой цепочки

Производители пока не могут начать экспансию на рынок развлекательных дронов

Эксперт
25 женщин-CEO 25 женщин-CEO

Список наиболее успешных руководительниц компаний российского бизнеса

РБК
5 лучших игровых мышей, которые доступны в 2019 году 5 лучших игровых мышей, которые доступны в 2019 году

На рынке игровой компьютерной периферии есть годные модели, мы выбрали 5 лучших

CHIP
Передний край науки Передний край науки

Последние новости с научных полей

Naked Science
Ураган Катерина Ураган Катерина

Добровинский рассказывает бракоразводный анекдот — не смешной, зато про войну

Tatler
Гробы с мумиями, хор «Москворечье» и живой ворон в новом спектакле Дмитрия Крымова Гробы с мумиями, хор «Москворечье» и живой ворон в новом спектакле Дмитрия Крымова

В Музее Москвы идут премьерные показы нового спектакля Дмитрия Крымова «Борис»

СНОБ
В порядке исключения В порядке исключения

Дом фотографа Владимира Глынина по проекту Зураба Арабидзе

AD
Грабли-бумс Грабли-бумс

Довольно часто наши отношения с мужчинами развиваются по одному сценарию

Добрые советы
Чувство легкости Чувство легкости

Участники группы IOWA — пример гармоничного союза и на сцене, и в жизни

OK!
Малый бизнес и налоги: кто кого? Малый бизнес и налоги: кто кого?

В 2020 году налоговая нагрузка на малый бизнес увеличится на 4,9%

Forbes
CR7, Jeep и азиаты: как автопроизводители меняют футбол CR7, Jeep и азиаты: как автопроизводители меняют футбол

Почему топ-клубы работают с автомобильными брендами и как это влияет на спорт

РБК
Как удлинить интернет кабель: 4 разных способа Как удлинить интернет кабель: 4 разных способа

Существует несколько способов удлинить интернет-кабель

CHIP
Обзор видеорегистратора Neoline G-TECH X74: видеть всё Обзор видеорегистратора Neoline G-TECH X74: видеть всё

Тестируем одно из устройств среднего ценового диапазона с магнитным креплением

CHIP
Как выбрать обогреватель: боремся с холодами Как выбрать обогреватель: боремся с холодами

Какой обогреватель выбрать, чтобы эффективнее бороться с холодами

Популярная механика

Вот что рассказала о своем опыте наша героиня

Cosmopolitan
«Я в порядке!» Почему мы скрываем боль «Я в порядке!» Почему мы скрываем боль

Маска благополучия может защитить или навредить - зависит от того как ее носить

Psychologies
Любовь до безумия: история отношений Ким Бейсингер и Алека Болдуина Любовь до безумия: история отношений Ким Бейсингер и Алека Болдуина

Почему больше не вместе Алек Болдуин и Ким Бейсингер

Cosmopolitan
Ариан Калво: «Начните сентябрь с чувством уважения и любви к себе» Ариан Калво: «Начните сентябрь с чувством уважения и любви к себе»

Сама мысль о предстоящей работе после отпуска доставляет боль

Здоровье
Это развод: с кем изменяли Лорак, Дакоте и другим звездам их мужчины Это развод: с кем изменяли Лорак, Дакоте и другим звездам их мужчины

К сожалению, от неприятностей в личной жизни не застрахован никто

Cosmopolitan
Миссия «Восстановление» Миссия «Восстановление»

Как противостоять осеннему волосопаду?

Худеем правильно

31-летняя Рианна (Rihanna) в роскошных нарядах снялась для глянца

Cosmopolitan
Под водой? Над водой? Под водой? Над водой?

Поговорим о мостах и тоннелях, служащих переправами между близкими частями суши

Популярная механика
Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру

Psychologies
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Железная леди Железная леди

На большие экраны выходит очередная часть саги о Терминаторе «Темные судьбы»

Grazia
Открыть в приложении