Времена меняются
Центральные банки должны изменить политику и подходы, чтобы быть эффективными
Глобальная инфляция, вызвавшая цикл повышения ставок центральными банками, немного снизилась, но не отступает. Гигантский мировой долг в сочетании с высокими процентными ставками создает предпосылки для финансового кризиса, о чем предупреждает Всемирный банк в своей публикации «Глобальные волны долга: причины и последствия». Для ответа на вызовы требуется срочная координация действий ведущих центральных банков, и роль «руководящей и направляющей » берет на себя международная организация Группа Тридцати (англ. The Group of Thirty; G30), объединяющая глав ведущих центробанков и надгосударственных финансовых организаций, таких как МВФ и Всемирный банк, ЕЦБ, а также известных финансистов и некоторых лауреатов нобелевских премий по экономике.
Tempora mutantur et nos mutamur in illis («Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»)
В ноябре 2023 года Группа Тридцати опубликовала доклад Central Banking and Monetary Policy. Principles and the Way Forward («Центральные банки и монетарная политика. Принципы и дальнейшие действия»), в котором содержатся важные методологические рекомендации для центральных банков, оцениваются «ловушки» монетарной политики центробанков и проблемы прогнозирования.
Документы и доклады Группы Тридцати во многом являются императивами для центральных банков всего мира и поэтому заслуживают внимательного изучения. Но особая важность и актуальность именно этого доклада состоит в детальном анализе применимости традиционных подходов центральных банков к борьбе с инфляцией, которая стала глобальной проблемой, и к обеспечению макроэкономической стабильности. Центральным банкам необходимо меняться и срочно адаптировать свою политику и методологию к реалиям изменившегося мира.
Tempora mutantur
В мировой экономике происходят серьезные структурные изменения, растет глобальная фрагментация, появляются риски и угрозы, с которыми крупные страны не сталкивались несколько десятилетий. Геополитика, санкционные и торговые войны, горячие конфликты, энергокризисы и расширяющееся соперничество держав и политических блоков в различных сферах разрушают привычные цепочки поставок, международную торговлю и финансы. Высокая инфляция, растущие ставки, увеличивающиеся долги, оттоки капиталов и экономические дисбалансы потрясают финансовые рынки многих стран. Все это требует от центробанков и монетарных властей активных действий, но модели и рецепты прошлых десятилетий работают все хуже и хуже. Ситуация напоминает проблему, с которой сталкивается биомедицина: повсеместное массовое и постоянное использование антибиотиков когда-то помогло победить опасные инфекции, но через определенное время привело к резистентности микробов к антибиотикам и противомикробным препаратам, что теперь сильно усложняет лечение многих болезней.
Длительное монетарное стимулирование со стороны центральных банков и фискальные стимулы (бюджетные вливания) правительств помогли преодолеть последствия глобального экономического кризиса 2008 года, но сверхмягкая денежно-кредитная политика ФРС, ЕЦБ, Банка Японии, Банка Англии и ряда центробанков крупных развивающихся экономик затянулась на 12–14 лет и стала одной из основных причин повсеместного роста инфляции и фондовых пузырей. Только за время пандемии COVID-19 совокупный баланс основных центральных банков развитых стран увеличился на 72% и достиг отметки $28,5 трлн.
Десятилетия назад, после успеха политики главы ФРС Пола Волкера в начале 1980-х, центральные банки могли управлять макроэкономическими условиями, просто корректируя процентные ставки в ответ на изменения спроса и предложения в экономиках. Сейчас повышение процентных ставок в качестве реакции на инфляцию не приносит быстрого эффекта и грозит многим экономикам, в том числе и американской, попаданием в долговую спираль, когда новые долги идут на обслуживание накопившихся процентов, и это может стать преддверием финансового кризиса. Балансы центробанков сокращаются с весны 2022 года, вместе с этим сжимается глобальная ликвидность и раздутая во времена пандемии денежная масса. Но резкий переход от «количественного смягчения» к «количественному ужесточению» может создать колоссальные проблемы в банковских системах и на фондовых площадках.
Девальвация национальных валют является заметным проинфляционным фактором для экономик развивающихся стран, что только усиливает проблемы, поскольку привычная стратегия стабилизации валютных курсов путем продажи резервов жизнеспособна только до тех пор, пока резервов достаточно, а попытки сделать национальные валюты привлекательными для иностранцев путем повышения ставок (запуск carry trade) чреваты шоками для внутреннего долгового рынка.