Марина Наумова: «Кормить гостей — это высшее искусство!»
Яркая звезда на петербургском рынке гастрономии, известная как шеф-повар Маруся, совладелец и бренд-шеф сетей ресторанов «Миндаль кафе» и MA, рассказала о том, чем для нее стала профессия шеф-повара, и поделилась своим оптимизмом и хорошим настроением.
Маруся, как ты вообще стала шефом?
Готовить я любила с детства, почти все время проводила на кухне. Но в ресторанный бизнес пришла достаточно поздно, в 34 года. До этого была в бизнесе — посуда, меха, чем я только не занималась. Основные деньги вообще сделала на куклах Барби.
Серьезно?
Да, на мои куклы очередь в Грузии стояла, даже аукционы устраивали, кто больше даст! И все было бы прекрасно, но пришел 1998 год, дефолт, основной бизнес по посуде рухнул, и я оказалась в Москве на хорошей локации, где решила заняться своим кафе. Помню, пришла первая проверка, спрашивают — кто шеф? Отвечаю — я шеф. Какой у вас разряд? Первый, конечно! Представляешь, я-то думала, что самый высокий разряд — первый, только потом узнала, что у шефа шестой разряд.
Тебе нравится то, чем ты сейчас занимаешься?
Довольна ли я? Абсолютно! Если бы мне кто-то сказал, что я буду шефом, никогда бы не поверила. Более того, не видела себя никогда в этой профессии, тем более у меня был крупный бизнес, а шеф… ну что шеф?
А сейчас мне очень нравится, чем я занимаюсь.
С каждым годом уважение к шефу растет. Мои гости вдохновляют меня, поднимают настроение, заряжают позитивом, и я кайфую от того, что происходит вокруг меня сейчас. Благодарна господу, что в моей жизни все так произошло и я кардинально поменяла область своей деятельности.
С какими сложностями столкнулась, став шефом?
Основное — незнание технологий, технологических карт. Не сказала бы, что у меня какая-то сложная еда, я приверженец простых и понятных блюд. Конечно, в свое время поиграла в молекулярную кухню, и она меня больно ударила. Может быть, просто рановато начала предлагать ее в России, но в итоге решила, что буду заниматься только простой и понятной вкусной едой. Больше, конечно, грузинской, по крови я все-таки грузинка, и мне близка эта кухня.
Все остальные трудности — это даже не трудности, а ошибки. Конечно, они у всех есть. Кухня все-таки творчество и работа руками. И готовить надо с настроением, с душой, и, как у любого человека, у меня тоже бывает плохое настроение, в такие моменты стараюсь не готовить.
Как же ты восполняла нехватку знаний?
Нет, никуда не пошла, никаких курсов не проходила, сама развивалась. Книги? Тоже не могу сказать, что прям массово стала их изучать. Большинство кулинарных книг — это ведь просто рецепты. Часто люди делают блюдо по книге, а оно не получается — не потому, что рецепт неверный, а просто у всех разные продукты, оборудование.
Я вообще не люблю технологические карты, по ним ты как робот готовишь, а ведь продукты зависят от сезона, от поставки, мы не живем одним огородом. Поэтому повар должен думать, что он готовит и как.
Как ты выбираешь продукты?
У меня есть небольшое количество проверенных поставщиков, с которыми я работаю много лет. Не люблю их менять. Поставщик — мой партнер, мы зависим друг от друга. Предпочитаю компании, где менеджеры работают годами, где нет текучки, потому что по факту ты взаимодействуешь с человеком, а не с компанией.