Изучаем юридические нюансы и практическую сторону автотюнинга

АвтоМирАвто

Когда руки не для скуки

Изучаем юридические нюансы и практическую сторону автотюнинга

Алексей Лучников

Вроде бы современный авторынок способен удовлетворить любые потребности и предложить товар на любой вкус и кошелек. Так нет же, все равно находятся те, кому от машины требуется больше! И тут в ход идет то, что принято называть «тюнингом» (хотя с инженерно-технической точки зрения этот термин неверен). Увы, полет технической мысли прерывает государство в лице Госавтоинспекции, требуя, с одной стороны, все доработки узаконивать, а с другой, не гарантируя положительный результат. Давайте разбираться, что можно делать с современным автомобилем и, главное, как.

Тюнинг здесь не так заметен, но снятие бампера и установка несертифицированных зеркал требуют согласования

Безопасность прежде всего

Первое и самое важное: любые доработки не должны ухудшать безопасность транспортного средства. Если устанавливается штатное оборудование, предусмотренное заводом-изготовителем, но не включенное в конкретную комплектацию автомобиля, вопросов со стороны ГИБДД не будет. Это могут быть как мелочи типа брызговиков или фаркопа, так и более серьезные работы – замена подвески для плохих дорог на «европейскую», апгрейд светотехнического оборудования. В любом случае, если в результате получается автомобиль, который был сертифицирован в нашей стране в составе с установленными узлами или элементами конструкции, вопросов не возникнет.

Существуют доработки, которые не были предусмотрены автозаводом, но согласованы с ним. Этим занимаются профессиональные тюнинговые ателье, имена многих из которых известны всему миру. Здесь тоже согласования с ГИБДД не требуется, ведь безопасность гарантируют профессионалы, о чем у них имеется официальный документ. Все остальное, каким бы нужным и полезным оно ни казалось, придется узаконивать.

Такой автомобиль очевидно не имеет права ездить по дорогам общего пользования без технической экспертизы. Он и не ездит. Стоит как памятник

Как узаконить тюнинг?

Упрощенно процедура выглядит следующим образом. Сначала необходимо получить в специально уполномоченной организации, куда надо обратиться с изложением сути предполагаемых изменений, заключение предварительной технической экспертизы. Именно оно дает ответ на вопрос, возможно ли вообще реализовать задуманное, и если да, то как именно. В нем содержатся рекомендации, где произвести конкретные доработки, и что можно сделать самостоятельно. После получения положительного экспертного заключения, но до начала работ, идем в ближайшее отделение технадзора ГИБДД и пишем соответствующее заявление.

Получив разрешение офицера, можно приступать к работам. По результатам не забудьте взять у СТО-исполнителя декларацию об объеме проведенных работ – ее надо будет приложить к документам при последу ющем обращении в ГИБДД. Качество работ, проведенных в соответствии с экспертным заключением самостоятельно, тоже надо будет задекларировать в произвольной форме. Далее направляемся в пункт технического осмотра, где проходим проверку и получаем диагностическую карту, которая подтвердит, что автомобиль исправен и соответствует требованиям соответствующего регламента. И только после этого едем в подразделение технадзора ГИБДД, куда обращались в первый раз, с комплектом полученных документов. Там должны выдать свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности. Но и это еще не все. Окончательную точку ставит регистрационное подразделение, где на основании бумаги, полученной в технадзоре, внесут изменения в регистрационные данные автомобиля.

Кустарные лимузины, как правило, вне закона. Превращение легковой машины в длинного многоместного монстра не согласует ни одна экспертиза

А если не оформлять?

Стоит ли вообще заморачиваться этой бюрократией? В конце концов, вам ведь вовсе не обязательно сообщать каждому инспектору о проведенных доработках, тем более, если они не бросаются в глаза. Увы, но без регистрации не обойтись. Даже если изменения конструкции не заметит инспектор ДПС, то провести оказавшегося на посту сотрудника технадзора с наметанным глазом не получится. И если такая встреча не состоится, рано или поздно «тюнинг» обнаружится при прохождении техосмотра или перерегистрации машины на нового владельца.

Модные несколько лет назад «посаженные» «Приоры» тоже не соответствуют требованиям безопасности. Такой «тюнинг» не узаконить

Регистрируют постфактум

А как быть тем, кто уже внес изменения в конструкцию, а теперь хочет их узаконить? Не возвращать же все в первоначальный вид! Юридически порядок действий в этой ситуации нигде не прописан. Однако в ГИБДД, как правило, идут навстречу. Если заключение предварительной технической экспертизы дает добро на переделку, инспекторы закрывают глаза на нарушение последовательности действий. Однако выполнить все описанные выше процедуры все равно потребуют.

А вот «ламбо-двери» в теории согласовать с ГИБДД можно, ведь штатные заводские двери остаются на месте. Но в каждом конкретном случае все по-разному

Ответственность за тюнинг

Что грозит автовладельцу, который отказался оформлять изменение конструкции? На первый взгляд, ничего страшного. За управление транспортным средством, в конструкцию которого внесены изменения без согласования с ГИБДД, предусмотрено лишь предупреждение или штраф 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ). Хуже другое: если доработки серьезные, ГИБДД имеет право прекратить регистрацию машины. Но и это еще не катастрофа, ведь за езду на незарегистрированном автомобиле опять же положен лишь символический штраф в диапазоне от 500 до 800 рублей по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ. Самое интересное начинается, если водитель попадается в лапы инспекторов снова: за повторное управление незарегистрированным в установленном порядке транспортным средством часть 1.1 статьи 12.1 КоАП предписывает оштрафовать его уже на 5000 рублей либо лишить права садиться за руль на 1 – 3 месяца. Иными словами, под давлением санкций рано или поздно придется либо возвращать автомобиль к первозданному виду, либо узаконивать внесенные в его конструкцию изменения.

Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Зеленые» перспективы «Зеленые» перспективы

Как и когда в Москве ограничат движение неэкологичных автомобилей

АвтоМир
Крепкий орешек Крепкий орешек

«Вокруг света» отправился по следам Щелкунчика в Германию

Вокруг света
Мал, да дорог Мал, да дорог

В Лондоне на торги выставлена коллекция британской портретной миниатюры

Robb Report
Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике

Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике

Forbes
Смена декораций Смена декораций

Почему бы не встретить Новый год на перекрёстке путей и культур

Robb Report
Кадры решили Кадры решили

Виктор Косаковский снял фильм «Акварель» со скоростью 96 кадров в секунду

Собака.ru
Пс, дамочка, подойди: 19 советов, как знакомиться с девушками на улице Пс, дамочка, подойди: 19 советов, как знакомиться с девушками на улице

Как знакомиться с девушками на улице и действительно вызывать у них симпатию

Playboy
Лучшие цитаты Лемми Килмистера — дебошира, пьяницы и гения Лучшие цитаты Лемми Килмистера — дебошира, пьяницы и гения

К кому же еще, как не к Лемми Килмистеру, идти за грубой мужицкой мудростью

Maxim
Интервью с главным редактором Peopletalk Оксаной Кравчук Интервью с главным редактором Peopletalk Оксаной Кравчук

Оксана Кравчук - о российских звездах и работе 24/7

Cosmopolitan
Наверное, показалось Наверное, показалось

Все знаки – всего-навсего продукт нашего подсознания

Cosmopolitan
30 неудобных вещей, к которым ты привык 30 неудобных вещей, к которым ты привык

Вещи, застрявшие во времени с единственной целью — делать наш быт дискомфортным

Maxim
Ода к радости Ода к радости

Маэстро Юрию Темирканову — 80

Собака.ru
Как управлять неизвестностью. Почему долгосрочное планирование в бизнесе больше не работает Как управлять неизвестностью. Почему долгосрочное планирование в бизнесе больше не работает

Андрей Заутер — о том, как вести дела в условиях неопределенности

СНОБ
Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать… Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать…

Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать

CHIP
7 бесценных навыков, которым трудно научиться, но необходимо владеть 7 бесценных навыков, которым трудно научиться, но необходимо владеть

Умения, которые пригодятся не только в профессиональной среде, но и в жизни

Playboy
Между перегревом и рецессией. Продолжит ли ФРС повышать процентные ставки? Между перегревом и рецессией. Продолжит ли ФРС повышать процентные ставки?

Федрезерву придется проводить очень осторожную монетарную политику

Forbes
Будет ли в этом году рождественское ралли на американских биржах Будет ли в этом году рождественское ралли на американских биржах

Можно назвать как минимум две причины для роста котировок акций под конец года

Forbes
Если мать мешает вам жить Если мать мешает вам жить

Что делать, если у вас слишком властная, ревнивая мать

Psychologies
Сэмми Джабраиль: «У меня нет ноги, но я все еще полноценная девушка» Сэмми Джабраиль: «У меня нет ноги, но я все еще полноценная девушка»

История 29-летней Сэмми Джабраиль, потерявшей в аварии правую ногу

Собака.ru
Тони Старк Тони Старк

Правила жизни бизнесмена, изобретателя и супергероя Тони Старка

Esquire
Орехи с медом для мужчин: волшебная сила, главные правила и супер рецепты Орехи с медом для мужчин: волшебная сила, главные правила и супер рецепты

Орехи с медом для мужчин — польза, которой уже давно пора начать пользоваться

Playboy
Как выбрать утюг для дома: на что нужно обращать внимание, чтобы не сжечь квартиру Как выбрать утюг для дома: на что нужно обращать внимание, чтобы не сжечь квартиру

На что нужно обращать внимание при выборе утюга

CHIP
23 хитрых кухонных лайфхака 23 хитрых кухонных лайфхака

23 хитрых кухонных лайфхака

Maxim
Личный опыт: я полностью отказалась от сахара — и вот что из этого вышло Личный опыт: я полностью отказалась от сахара — и вот что из этого вышло

Стоит ли полностью исключать сахар из рациона? Опыт блогера и советы врача

Собака.ru
До белого каления До белого каления

Главные скандалы уходящего года

StarHit
СССР как символ неудач. Почему Россия тоскует по советскому прошлому СССР как символ неудач. Почему Россия тоскует по советскому прошлому

В России так и не возникли мощные компенсаторные и защитные механизм

Forbes
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Как подключить беспроводные наушники к телефону? Как подключить беспроводные наушники к телефону?

Казалось бы, все просто, но получается не у всех

CHIP
Бьет – значит, любит Бьет – значит, любит

Почему Роберт Де Ниро расстается с Грейс Хайтауэр

StarHit
Из грязи в князи: 7 элитных отелей, которые раньше были тюрьмами Из грязи в князи: 7 элитных отелей, которые раньше были тюрьмами

Преступники закончились — пора звать туристов

Playboy
Открыть в приложении