Wow-эффект: как екатеринбуржцы создали маркетплейс цветов с оборотом 2,5 млрд рублей
Основатели цветочного маркетплейса Flowwow начинали со скромного оборота в 2,6 млн рублей в 2014 году и долго не могли справиться с проблемой качества услуг магазинов-партнеров. Теперь их бизнес продает цветы и подарки почти на 2,5 млрд рублей в год, управляет франшизной сетью из более чем 60 точек и конкурирует с гигантами вроде Ozon и Wildberries.
В марте 2015 года бывший муниципальный депутат от партии «Яблоко» Максим Кац написал в своем блоге в LiveJournal о том, что «Мосцветторг» перестал доставлять букеты на мемориал убитого Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту. Тогда Кац через общих знакомых вышел на цветочный агрегатор Flowwow — тот «за ночь» разработал и запустил одностраничный сайт для заказа цветов с доставкой к мемориалу, вспоминает сооснователь проекта, екатеринбуржец Андрей Макеев. О маркетплейсе и его инициативе тогда написали многие СМИ. В том же году он показал первую прибыль.
Эта и другие PR-акции помогли Flowwow закрепиться в нише доставки цветов и выйти на смежные рынки. За семь лет проект прошел путь от простого агрегатора заказов до маркетплейса с мобильным приложением, собственной курьерской службой и франшизой из 64 офлайн-магазинов. Расширился и ассортимент сервиса: помимо цветочных магазинов на Flowwow сегодня можно найти кондитерские, пекарни, продуктовые магазины, продавцов парфюмерии, подарков и декора. По данным управленческой отчетности компании, ее оборот в 2021 году составил около 2,5 млрд рублей.
С третьей попытки
Андрею Макееву 34 года. Он родился в Екатеринбурге и окончил исторический факультет Уральского федерального университета (тогда — УрГУ). Макеев рассказывает, что активно провел университетские годы: помимо учебы, принимал участие в профсоюзе студентов, занимался организацией университетских массовых мероприятий и вечеринок — это приносило первые деньги. В тот период он познакомился с будущим сооснователем Flowwow, екатеринбуржцем Вячеславом Богданом, который тоже учился на истфаке УрГУ.
И Богдан, и Макеев не стали работать по профессии: по окончании университета они друг за другом устроились на работу менеджерами по продажам в екатеринбургский офис компании «2ГИС». В начале 2010-х Богдан перешел на позицию рекламного менеджера в «Яндекс», а Макеев, так и не дождавшись повышения до руководителя отдела продаж в «2ГИС», решил запустить свой бизнес. Он зарегистрировал юрлицо «ЭдМод» и стал заниматься всем подряд — от настройки контекстной рекламы под заказ до организации полетов на воздушных шарах.
В конце 2011 года Макеев вместе с Богданом запустили сайт Tursale.com — агрегатор туристических путевок, где люди могли самостоятельно найти, купить и забронировать пакетный тур. Но бизнес не пошел. По словам Макеева, рынок еще не был готов к онлайн-формату — люди не доверяли сайтам и предпочитали приезжать для покупки тура в офис. С похожими проблемами в начале 2010-х сталкивались и другие туристические стартапы: к примеру, сервис для онлайн-покупки туров Travelata поначалу хотел полностью отказаться от офиса, но был вынужден все же открыть физическую точку. Чтобы приучить рынок к покупкам туров на сайте, нужно было больше ресурсов, которых у Макеева и Богдана не было. «На запуск этого бизнеса я взял кредит на 400 000 рублей в банке. Это оказалось большой ошибкой, но хорошим уроком. Потом я еще долго отдавал его по частям», — сетует Макеев.
Партнеры свернули Tursale.com в 2013 году. Богдан устроился директором по развитию бизнеса на Урале в рекламное агентство iConText, а Макеев стал перебирать ниши, в которых могла бы прижиться модель агрегатора. Чтобы набраться предпринимательского опыта и новых идей, летом того же года он прошел отбор в первый поток стартап-школы Tolstoy Summer Camp, которую организовывал «Яндекс», а осенью — в первый акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). В том же году он перебрался в Москву.
В процессе обучения Макеев пробовал развивать агрегатор автобусных туров, но и эта идея быстро заглохла. Затем он обратил внимание на цветочный рынок, на котором набирал обороты онлайн-формат. По данным «РБК Исследований», совокупный объем рынка интернет-торговли в 2013 году превысил 450 млрд рублей. Цветы занимали на нем долю, равную примерно пяти сотым процента, что на 30% превышает показатель 2012 года. Нишу осваивали небольшие офлайн-магазины с собственными курьерами и крупные интернет-магазины цветов вроде Florist.ru и AMF. Последние работали как посредники: принимали заказ от клиента, передавали его партнеру в конкретном городе, а разницу между стоимостью заказа для клиента и ценой исполнителя забирали себе, объясняет гендиректор магазина «Обрадовал.ру» Георгий Сухаржевский. По его словам, модели агрегатора на цветочном рынке тогда не существовало.