Спрос из подворотни: как за счет ретейлеров растет аренда неликвидных помещений
Аренда недорогих коммерческих помещений во дворах и на цокольных этажах подорожала на 10-30%. Причиной этому послужил растущий спрос со стороны онлайн-ретейлеров, которым нужны помещения под пункты выдачи заказов
Онлайн-ретейлеры наращивают количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ): «Яндекс.Маркет» недавно объявил о планах удвоить количество своих ПВЗ в текущем году. Ozon, ради расширения сети, снизил требования к минимальной площади помещений. В целом, по оценке Infoline, рынок онлайн-торговли за 2021 год вырос на 40-43%.
О росте количества ПВЗ свидетельствуют и данные исследования портала HeadHunter (есть у Forbes). Согласно ему, за год в России потребность в сотрудниках ПВЗ выросла в 2,8 раза, до 11 500 вакансий. На рынке недвижимости вектор развития онлайн-торговли тоже сказался: по словам опрошенных экспертов, спрос на помещения, где можно разместить ПВЗ, существенно вырос, это привело к росту ставок аренды.
Не ближе 500 метров
Два брокера, работающие с помещениями в сегменте стрит-ретейла, охарактеризовали помещения для ПВЗ как «неликвид», но не из-за низкого качества, а из-за слабой востребованности у классического ретейла. Например, для ПВЗ охотно арендуют коммерческие помещения в новых ЖК с выходом в сторону двора (их трудно сдать под магазин), поясняет представитель консалтинговой компании в сфере недвижимости.
Раньше помещения площадью 25-60 м2 в жилых массивах не интересовали классический ретейл. Их использовали под хранение всякого хлама, снимая за копейки, но конъюнктура рынка выявила новых интересантов, добавляет генеральный директор компании «Этерна» Дмитрий Томилин.
У крупных онлайн-ретейлеров разные требования к помещениям, отмечают эксперты. Lamoda для своих пунктов выдачи рассматривает помещения площадью 50-70 м2, это самый востребованный сегмент, рассказывает руководитель отдела развития инфраструктуры доставки Lamoda Артем Островский. Он называет такие объекты типичными для классического стрит-ретейла.