Все тексты только о любви: 7 книг и взглядов на тему
Филолог и литературный критик Игорь Кириенков смотрит на любовь в литературе через призму разных веков и подходов, а мы выбираем, какие из этих произведений читать и перечитывать в первую очередь

Любовь как разрушение

Гомер, «Илиада»
Вначале было слово, и слово было — «люблю». Один из первых литературных текстов западного мира — «Илиада». Цепочку событий, которые привели к ее кульминации — чудовищному разрушению Трои, — запустили не политические амбиции греческих политиков, а желание: безрассудное, испепеляющее влечение Париса к Елене Прекрасной. В системе поэмы эта темная, эгоистичная сила страсти противопоставлена куда более гармоничному и трагическому союзу —браку троянского полководца Гектора и Андромахи. Вообще, об «Илиаде» интересно подумать как о тексте, в котором «свои» (для Гомера это как раз штурмовавшие Трою ахейцы) выглядят куда менее симпатичнее «чужих»; в финале моральная победа — у тех, кто проиграл. Любовь — это еще и про правду и справедливость.
Любовь как текст

Джованни Боккаччо, «Декамерон»
О чем будут говорить десять человек, если их на две недели запереть в замке, пока за стенами бушует эпидемия? О Боге, судьбе, ответственности, смерти? Джованни Боккаччо утверждает, что о любви — во всех ее проявлениях, с фривольными подробностями и парадоксальной моралью. Прозаический шедевр Возрождения, «Декамерон» прославляет чувство не в религиозно-репродуктивных видах, а само по себе; так хорошую беседу ценят не потому, что узнали что-то новое, а за то, что она не хочет заканчиваться. Можно даже сказать, что любовь, по Боккаччо, — это самая мощная текстопорождающая сила во Вселенной; материал, с которым можно работать бесконечно и ни разу не повториться. Потому нам и не наскучивают все эти похождения хитроумных жен, терзания обманутых мужей и разнообразные невзгоды, которые выпадают на долю возлюбленных, в конце концов — как же иначе! — обретающих друг друга.
Любовь как трагедия

Уильям Шекспир, «Ромео и Джульетта»